Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:16, реферат
Джон Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов – родился в 1908 г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В 1941 – 1943 гг. – сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 – 1963 гг. – посол США в Индии.
Джон Гэлбрейт
Джон Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов – родился в 1908 г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В 1941 – 1943 гг. – сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 – 1963 гг. – посол США в Индии.
Дж. Гэлбрейт – один из видных
представителей институционализма. В
своих научных трудах Дж. Гэлбрейт
исследовал тенденции укрупнения и
промышленного и производства, которые
и привели к образованию
Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода.
Эти взгляды на современную экономическую действительность Дж. Гэлбрейт изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1978). Ниже приводятся основные положения этих произведений.
Новое индустриальное общество
I. Перемены и индустриальная система
Дж. Гэлбрейт отмечает следующие основные нововведения и изменения, произошедшие в экономической жизни в XX веке:
1. Применение
все более сложной и
2. Расширение сферы деятельности корпораций. Если в начале XX века деятельность корпораций ограничивалась такими отраслями, в которых производство должно вестись в крупном масштабе (железнодорожный и водный транспорт, производство стали, добыча и переработка нефти, некоторые отрасли горнодобывающей промышленности), то в 70-е годы корпорации стали охватывать также бакалейную торговлю, мукомольное дело, издание газет и увеселительные предприятия – словом, все виды деятельности, которые некогда были уделом индивидуального собственника или небольшой фирмы. При этом множестве принадлежащих корпорациям предприятий, производящих сотни видов продукции, крупнейшие фирмы используют оборудование стоимостью в миллиарды долларов и сотни тысяч работников. Так, на долю пятисот крупнейших корпораций приходится почти половина всех товаров и услуг, производимых в Соединенных Штатах.
3. Произошло разделение
предпринимателя-собственника, организатора
производства и получателя
4. Изменились
взаимоотношения между
За пятьдесят лет доля экономической деятельности государства возросла примерно в четыре раза и составила в 70-е годы 20 ¼ 25%.
Несколько видоизменились и
экономические функции
5. Начался упадок профсоюзов. Число членов профсоюзов в США достигло максимума в 1956 г. С тех пор занятость продолжала расти, а число членов профсоюзов в целом уменьшалось…
6. Произошли структурные изменения в профессиональном составе рабочей силы. Существенно возросло число лиц, желающих получить высшее образование, и наряду с этим, в несколько более умеренной степени, увеличились реальные возможности для его получения...
8. Возросла роль планирования. Привлечение крупного капитала и соответствующая организация производства требуют – задолго до того, как можно будет воспользоваться его результатами, – предвидения и, более того, принятия всех возможных мер, которые гарантировали бы, чтобы это предвидение действительно сбылось
9. Потребительский
спрос становится объектом
Так, по мнению Гэлбрейта, характер
техники и связанные с ней
потребности в капитале, а также
время, которое занимает разработка
и производство продукции, еще более
настоятельно диктуют необходимость
государственного регулирования спроса.
Корпорация, рассматривающая вопрос
о производстве автомобиля новой
модели, должна иметь возможность
убедить людей купить его. Столь
же важно, чтобы население располагало
необходимыми для этого средствами.
Это приобретает решающее значение,
когда производство требует весьма
крупных и долгосрочных капиталовложений,
а продукция может с равной
степенью вероятности попасть на
рынок и во время депрессии, и
во время подъема. Таким образом,
возникает необходимость
Чрезвычайно разросся аппарат
внушения и убеждения, связанный
с продажей товаров. По средствам, которые
расходуются на эту деятельность,
и способностям, которые находят
в ней применение, она все более
соперничает с процессом
Гэлбрейт утверждает, что
в действительности современная
экономическая система, под какой
бы формальной идеологической вывеской
она ни скрывалась, в существенной
своей части представляет собой
плановую экономику. Инициатива в вопросе
о том, что должно быть произведено,
исходит не от суверенного потребителя,
который посредством рынка
Перемены, о которых говорилось выше, отнюдь не происходили равномерно во всей экономике. Малый бизнес все еще остается сферой деятельности индивидуального собственника.
II. Природа промышленного планирования
Вплоть до конца второй мировой войны и вскоре после нее термин «планирование» имел известное хождение в Соединенных Штатах. Под этим термином имелась в виду разумная озабоченность тем, что может произойти в будущем, и подготовка мер с целью предупредить те нежелательные события, которых можно избежать. В правительстве Соединенных Штатов имелось Управление планирования национальных ресурсов.
Однако с наступлением холодной войны слово «планирование» приобрело идеологический привкус.
Роль планирования в современном индустриальном обществе по-прежнему недооценивается. Помимо того, глубокий инстинкт консерваторов подсказывает им, что экономическое планирование неизбежно означает установление контроля над поведением индивидуума
С точки зрения экономиста планирование заключается в том, чтобы заменить цены и рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться, авторитетным решением, устанавливающим, что будет произведено и потреблено и по каким ценам.
Рыночный механизм заменяется тем, что принято называть вертикальной интеграцией. Планирующая организация завладевает источником поставок, в которых она нуждается, или рынком сбыта; таким образом, сделки, в которых предметом торга служат цены и объемы продукции, уступают место передаче продукции внутри планирующей организации.
В экономике западных стран на рынках господствуют крупные фирмы. Они устанавливают цены и стремятся обеспечить спрос на продукцию, которую они намерены продать.
III. Планирование и предложение капитала
Наиболее часто упоминаемая
особенность рынка состоит в
том, что он уравнивает предложение
и спрос с помощью определенной
цены. Как только возникает излишек
предложения над спросом, в результате
падения цены создается стимул для
покупателей, ограничивается предложение
и таким образом устраняется
излишек; если обнаруживается кратковременная
нехватка товара, вследствие повышения
цены стимул получают поставщики, сокращается
активность покупателей и таким
образом устраняется нехватка. Планирование
не содержит в себе аналогичного уравновешивающего
механизма. Тот, кто планирует, должен
сознательно обеспечить такое положение,
при котором планируемое
IV. Особенности деятельности корпораций в рыночной и планирующей системах
Имеется глубокое концептуальное
различие между малым предприятием,
находящимся полностью под
Разница между планирующей
и рыночной системами лежит не
в стремлении избавиться от ограничений
рынка и обрести контроль над
экономической средой. Она заключается
в инструментах, с помощью которых
достигаются эти цели, и в том,
насколько успешными
Напротив, в планирующей
системе фирма автоматически
добивается контроля над ценами без
лишнего шума, просто в силу своих
размеров. То же относится и к
объему производства. Фирма может
стать крупной потому, что ее задачи
поддаются решению при помощи
организации. Имеются также проблемы,
для решения которых фирма
нуждается в поддержке со стороны
государства. Но она обращается не к
законодательной власти, а к исполнительной
бюрократии. Это менее заметно. А
поскольку бюрократия более могущественна,
действия фирмы, вероятно, будут более
эффективны. Не удивительно, что в
результате фирмы в рыночной системе
привлекают большое внимание, добиваясь
очень немногого путем
V. Техноструктура
В прошлом руководство
в хозяйственной организации
олицетворял предприниматель –
лицо, объединявшее в себе собственность
на капитал или контроль над капиталом
со способностью организовать другие
факторы производства и обладавшие
к тому же в большинстве случаев
способностью вводить новшества. С
развитием современной
Информация о работе Джон Гэлбрейт и новое индустриальное общество