Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 12:21, реферат
Милль не создал новой школы и не выработал законченной философской системы. Он сам был последователем других, более оригинальных мыслителей и развивал те идеи которые, были открыты его предшественниками. Но он, более чем кто-либо другой содействовал распространению во всем цивилизованном мире правильного понимания духа современной науки, возникшей на почве изучения природы.
Введение 3
1. Формирование личности и взглядов Дж. С. Милля 4
1.1 Экономическая ситуация в Англии конец XVIII начало XIX в. 4
1.2 Биография Дж. С. Милля 7
2. Основные идеи экономической концепции Дж. С. Милля 12
2.1 Развитие теории стоимости и основные положения капитала 12
2.2 Теория классов общества 17
2.3 Обоснование необходимости государственного регулирования процессов распределения 24
3. Развития функций государства в трудах Милля 26
Вывод 32
Список использованной литературы 34
Содержание
Введение 3
1.1 Экономическая ситуация в Англии конец XVIII начало XIX в. 4
2. Основные идеи экономической концепции Дж. С. Милля 12
2.1 Развитие теории стоимости и основные положения капитала 12
2.2 Теория классов общества 17
2.3 Обоснование необходимости государственного регулирования процессов распределения 24
Вывод 32
Список использованной литературы 34
Введение
Джон Стюарт Милль (1806-1873) - один из завершителей классической политической экономии и «признанный авторитет в научных кругах, чьи исследования выходят за пределытехнической экономии».
Между тем позиции, принимаемые как «логический вывод» из учения Д.Рикардо, и позиции, демонстрирующие творческие достижения непосредственно Дж.С.Милля, сосредоточены «в его лучшем труде - «Основах политической экономии и неконорые аспекты их приложения к социальной философии».
Милль не создал новой школы и не выработал законченной философской системы. Он сам был последователем других, более оригинальных мыслителей и развивал те идеи которые, были открыты его предшественниками. Но он, более чем кто-либо другой содействовал распространению во всем цивилизованном мире правильного понимания духа современной науки, возникшей на почве изучения природы.
Сочинения Милля, написанные прекрасным, живым языком, пользуются в настоящее время такой популярностью, которая лучше всего свидетельствует о громадном значении трудов Милля в истории умственного развития нашего времени.
Предметом исследования Милля была психическая жизнь человечества в самом широком смысле этого слова. Изучение психических процессов отдельной личности служило ему основанием для разработки социальных вопросов: жизнь индивидуума и общества – вот постоянная тема сочинений Милля. Он был убежден в том, что социальная наука не может иметь самостоятельного характера и что законы социальных явлений могут быть открыты только тогда, когда мы поймем явления, происходящие в душе отдельного человека.
В результате промышленного переворота промышленность резко ускорила выпуск продукции. В середине XIX в. Англия производила половину мировой промышленной продукции. Ее называли теперь «фабрикой мира», потому что она снабжала своей продукцией все страны. Поскольку английские товары были дешевле товаров других стран, где еще господствовала мануфактура, они легко вытесняли их с мирового рынка. С ростом промышленности растет и население городов, т.к. промышленные предприятия, в отличие от мануфактур, находились в городах. В сельском хозяйстве в 1850г. было занято только 30% населения, а в 1871 г. - 14%. Но это совсем не означало упадка сельского хозяйства Англии. Наоборот, оно становится в это время самым рациональным, самым продуктивным в мире. Здесь не осталось крестьянских натуральных хозяйств, были только фермеры. С ростом городов повысился спрос на молоко, мясо, овощи - и теперь производство именно этих продуктов стало самым выгодным в сель-ском хозяйстве и оттеснило овцеводство. Но крупные землевладельцы, не могли сами заниматься производством этих продуктов, в отличие от овцеводства, требовали хозяйственных забот и личного участия хозяина. К тому же молочная или овощная ферма не требовала много земли, а владения лендлордов были большими, но часто разбросанными по разным частям Англии. Поэтому для лендлордов было проще сдавать землю в аренду. Основными методами и источниками первоначального накопления капитала в Англии были такие:
1. Расхищение и присвоение помещиками
крестьянских (общинных) земель, спекулятивные
сделки с государственными землями. В
результате этих процессов в Англии в
XVIII в. быстро развивалась капиталистическая
фермерско-арендаторская система. Расширился
внутренний рынок за счет ликвидации системы
натуральных крестьянских хозяйств. 2.
Прибыли, получаемые английскими купцами
и промышленниками от грабежа колониальных
народов. Размеры колониальной торговли
постоянно увеличивались. Так, в 1697г. английский
экспорт составлял 3,5 млн ф. ст., в 1770г. -
14,2, а в 1815г. - 58,2 млн ф. ст.
2. Система государственных займов и налогов.
Предоставление займов государству было
выгодным делом для буржуазии, так как
облигации займов из-за необходимости
их быстрейшей реализации обычно продавались
ниже номинала. Кроме того, полученные
займы государство тратило на военные
цели, и известная часть этих денег возвращалась
заимодавцам в форме выгодных подрядов,
премий, субсидий и т. п. 4. Протекционистская
политика, т. е. такая система различных
экономических мероприятий буржуазного
государства, которая ускоряла процесс
капиталистического развития. Начало
протекционизма в Англии было положено
Навигационными актами Кромвеля (середина
XVII в.), направленными на подрыв морского
могущества Голландии. Протекционизм
позволял успешно вести конкурентную
борьбу с иностранными товарами и защищать
молодые отрасли национальной экономики
от иностранной конкуренции.В результате
первоначального накопления капитала
в Англии к середине XVIII в. были созданы
предпосылки для дальнейшего быстрого
развития капитализма: созданы рынок рабочей
силы, значительные накопления капитала,
достаточно широкий внутренний рынок
и т. д. Развитие мануфактуры достигло
своей вершины, создав одновременно предпосылки
для перехода к машинному производству:
детальное разделение труда, специализацию
инструментов, упрощение трудовых процессов,
кадры определенной квалификации и т.
п.
С развитием капитализма арендная плата выросла в 5-10 раз. Большинство арендаторов, те, которые вели традиционное натуральное хозяйство, уже не могли платить такую высокую плату и разорялись. Оставались те, которые применяли минеральные удобрения, использовали сельскохозяйственные машины, передовую агротехнику, разводили породистый скот, короче говоря, переходили к рациональному товарному производству и получали значительную прибыль. Земля теперь приносила достаточный доход, если фермер вкладывал капитал в хазяйство [3,295-297]. В начале XIX в. считалось, что для ведения фермы нужно вложить капитал из расчета 5 фунтов стерлингов на акр (0,4 га), а в середине века эта цифра выросла до 10-12 фунтов. Немногочисленные крестьяне, сохранившие собственную землю, не стали фермерами: рост арендной платы не позволял им переходить к рациональному товарному производству. Так и получилось, что в Англии сельскими капиталистами,фермерами стали не собственники земли, а арендаторы.В это время Англия стала и самой крупной колониальной державой. С середины XIX в. она окончательно закрепилась в Индии, захватила Канаду, подчинила ряд территорий в Африке и, наконец, превратила в свою колонию целый континент - Австралию. Если прежде для Англии, как и для других стран, колонии были источником накопления капиталов, то после промышленного переворота их значение и характер их эксплуатации меняется. Колонии становятся источником сырья и рынком сбыта, аграрным придатком метрополии. В 30-е годы наблюдается учащение рабочих выступлений и сменяются правительственные кабинеты [7,168-180]. В связи с этими событиями в Англии английский экономист Дж. Ст. Милль разработал свою философию истории, в которой утверждает, что все события взаимосвязаны и то, что мы имеем сейчас, было обусловлено прошлыми событиями. Милль утверждал, что общество развивается по определенным законам, что противоречило утилитаристам, которые утверждали, что события в истории случайны. Миллю была свойственна тенденция противопоставлять различные течения и извлекать из них полезный результат. Одно время Милль увлекается консервативным радикализмом, изучая Карлейля (английский историк) и философа Кльриджа. Позднее он полностью порвал с этим течением. Милль интересовался социализмом, но защищал представительную демократию. Милль стоял у истоков буржуазного реформизма.
Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 года в Лондоне в семье Джеймса и Гарриет Милль. Он был старшим из девяти братьев и сестер. Из этой семьи в историю вошли Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль.
Джеймс Милль был сыном шотландского священника. Повзрослев, Джеймс Милль избрал себе путь ученого. Он поддерживал связи с такими учеными, как философ И.Бентам, политэкономом Д.Рикардо, историком Д.Грот. под влиянием своего друга Рикардо, Джеймс Милль написал «Элементарный курс политической экономии», которая вышла в свет в 1821 году. В этой книге Джеймс Милль изложил положения рикардинской школы политической экономии. Позднее Джеймс Милль стал чиновником в Ост-Индской компании. Джеймс Милль принимал участие в демократических реформах, таких, как реформы избирательного права [5,363-364]
Джеймс Милль уделял большое внимание воспитанию детей, особенно Джону Стюарту Миллю. Джон не знал ни школы, ни университета. Единственным его учителем был его отец. Джон был гениальным ребенком. В три года он умел читать и писать. В восемь лет он сам стал обучать своих братьев и сестер. С двенадцати лет Джон Стюарт Милль перешел на самообразование. Объем изучаемых им предметов превосходил университетские курсы. В четырнадцать лет Джон Стюарт Милль мог похвалиться знаниями в истории, логике, математике, философии и политэкономии. Он владел древнегреческим, французским, немецким и латынью. Был знаком с древней и новой литературой. Однако, такие занятия отняли у Джона детство.
Обычно Джон Стюарт Милль совмещал свои размышления с пешими прогулками. В тринадцать лет во время одной из прогулок отец познакомил его с книгой Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Вскоре Джон уехал во Францию, где познакомился со многими просвещенными умами того времени. Во Франции он жил в семье брата Бентама. Это позволило ему познакомиться со сторонниками философа Сен-Симона, экономистом Ж.Б.Сэем. во Франции режим занятий Милля был не менее напряженным. В четырнадцать лет Джон был способен находить ошибки в работах ученых, выделяя несовершенство логики. По возвращении в Англию Милль приобщился к политической жизни страны. В семнадцать лет он занимается пропагандой ограничения рождаемости среди трудящихся женщин. Причиной этому послужил пример матери, которая была обречена на пожизненные домашние хлопоты. В то время подобные разговоры являлись нарушением благопристойности, и Джон Стюарт Милль попал на несколько дней в тюрьму. После этого он занял, с помощью отца, место чиновника в Ост-Индской компании. В то же время он вступил в политический кружок, членами которого были молодые интеллигенты-радикалы. Этот кружок издавал журнал «Вестминстер ревью». Члены этого кружка не были удовлетворены сложившейся двухпартийной системой тори и вигов, так как считали, что они не дают возможности реформам. Этот кружок стремился к расширению народного представительства в парламенте. К кружку примыкали Рикардо и Милль - отец. Идеологом кружка был философ и проповедник Иеремия Бентам. Бентам являлся основателем утилитаризма. Это учение основывалось на принципе «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». По мнению Бентама чувство долга перед обществом не должно вступать в противоречие с собственной выгодой человека. Бентам требовал, чтобы от большинства граждан избиралось правительство, которое должно разрабатывать общий кодекс поведения. Это течение привлекало молодых радикалов тем, что оно сообщало им конкретную цель: борьбу за избирательную реформу. Но это учение впитало в себя предрассудки той социальной среды, из которой вышли члены кружка. Критика деятельности кружка другими политическими деятелями произвела большое впечатление на Дж. С. Милля, так как она показала слабые стороны их движения. Позднее Милль сохранил некоторые взгляды утилитаризма, но трактовка Бентамом всеобщего блага являлась для Милля неприемлемой. Падение авторитета учителей произвело на Милля тягостное впечатление. Это привело к тяжелейшему душевному кризису и поставило Милля на грань помешательства. Путь к душевному выздоровлению был долгим и трудным. Этому способствовало проснувшееся сострадание к ближним, и это осознал сам Милль. Вместе с этим чувством пришел и интерес к музыке, поэзии. Милль обращается к немецкой философии, интересуется Кантом и его системой. В это же время Милль знакомится с последователем Сен-Симона д'Эйшталем. К двадцатипятилетнему возрасту взгляды на мир Милля были сформированы, своим девизом он избрал многосторонность.
В 1830 году он знакомится с Гарриет Тейлор, женой состоятельного буржуа и матерью двоих детей. В последствии она станет женой Милля. Она интересовалась радикальными идеями и ее дом стал местом встречи для Милля и его друзей. Милль утверждал, что его сочинения по логике исходили от Тейлор.
Милль считал, что наука и искусство дополняют друг друга. За каждой из этих сфер закреплены свои задачи. Наука не может указать цель обществу. Практическая деятельность есть область искусства. Наука дает способы решения практических задач. Конечная цель любой деятельности есть достижение блага. Но благо для одного, может быть злом для другого. Поэтому каждый член общества несет моральную ответственность за свои поступки. Милль искал определенны критерий общественного блага. Но на пути этого поиска возникли проблемы. Например, нельзя стремиться к общественному благу с точки зрения утилитаристов ущемляя благо индивида. Поэтому Милль отказывается от количественного понятия общественного блага и рассматривает его в качестве сложного идеала.
Период между 1836 и 1848 годами оказался самым плодотворным в деятельности Милля. За эти годы он публикует две свои фундаментальные книги: «Система логики» и «Основы политической экономии». Рассмотрим вкратце его «Систему логики».
Логику Милль изучал еще в детстве. В то время остро стояла проблема эмпирической и априорной школ. Эмпирическая школа отвергала дедукцию в логике. Метод дедукции состоит из большой посылки, малой посылки и вывода.
По мнению эмпириков, большая посылка является следствием индуктивных законов, то есть обобщением всех ранее произведенных наблюдений, а не следствием априорных законов, то есть законов, основанных на интуитивных понятиях. Эти возражения подтверждались развитием естественных наук, которые опытами опровергали многие интуитивные предположения. В своей книге Милль рассматривает положения этих двух школ, а так же выступает с критикой применения априорных положений в науке. Милль не отрицает продуктивности дедуктивных методов, а ищет место их применения. В своей работе Милль ссылается на таких философов как Бэкон, Локк, Юмм. Во время создания своей книги он активно переписывается с французским философом Огюстом Контом, который написал книгу «Курс позитивной философии». В этой книге автор пришел к аналогичным выводам, что отметил и Милль. Взгляды Милля и Канта легли в основу позитивизма.
В книге «Основы политической экономии» Милль попытался найти пути социального и экономического развития общества. Работа над этой книгой длилась полтора года. Отношение к работе Милля постоянно менялось. В XIX веке его призвали как завершителя развития классической экономической теории. В ХХ веке его рассматривают как систематизатора этой школы. Другие исследователи считают, что Милль своей работой проложил дорогу маржинализму [5,367-368].
В 50-е годы Милль оценивает то, что сделано им за жизнь. В 1851 году он женится на овдовевшей Гарриет Тейлор. Под ее влиянием окончательно оформились социально-политические взгляды Милля. В 1859 году его жена умирает. Потерю Милль пережил благодаря решимости довести до конца работы, начатые совместно. Он публикует сочинение «О свободе», посвященное своей жене. В этой книге Милль рассматривает границы взаимодействия личности и государства. Он приходит к мнению, что государство может ограничивать свободу человека лишь в вопросах, которые касаются блага других. Позднее Милль оставляет работу в Ост-Индском компании и выдвигает свою кандидатуру в парламент. К этому времени Милль получил репутацию эксперта в области социальных наук и философии. Его выступления в парламенте становились достоянием общественности. В парламенте Милль отстаивал вопросы представительной демократии и избирательной реформы. Последние свои годы Милль провел во Франции, продолжая до конца своих дней работать. Умер он в мае 1873 года.
2. Основные идеи экономической концепции Дж. С. Милля
2.1 Развитие теории стоимости
К теории стоимости Дж.С.Милль обратился к книге III пятикнижия. В первой ее главе, рассмотрев понятие меновая стоимость, потребительная стоимость, стоимость и некоторые другие, он обращает внимание на то, чтро стоимость не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное. А в главе 4 книги III автор «Основ…» повторяет тезис Д. Рикардо о создании стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ заявив, заявив при этом, что именно количество труда «имеет первостепенное значение в случае изменения стоимости»[7,169-170].
Стоимость - это общая покупательная способность предмета, т.е. сила, которая позволяет обменивать этот предмет на другие предметы. Для того, чтобы вещь обладала стоимостью, нужны два условия. Во-первых, предмет должен обладать какой-то полезностью, а, во-вторых, получение этого предмета должно представлять большую или меньшую трудность. Милль разделял товары по этому признаку на три группы: товары, количество которых нельзя увеличить; товары, производство которых ограничивается лишь издержками; товары, увеличение которых увеличивает расходы в больших размерах, чем увеличение самого производства. Законы, влияющие на установление ценности, проявляются только в случае, когда на рынке присутствует конкуренция.
Богатство, по мнению Милля, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью как характеристическим свойством. «Вещь, за которую ничего нельзя получить взамен, как бы полезна или необходима она ни была, не является богатством. Например, воздух, хотя и является абсолютной необходимостью для человека, на рынке никакой цены не имеет, так как его можно получить практически безвозмездно». Но как только ограничение становится ощутимым, вещь сразу же приобретает меновую стоимость. Денежным выражением стоимости товара является его цена.