Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:05, курсовая работа
Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.
Для её достижения поставлены задачи:
1.рассмотреть сущность, причины и формы безработицы;
2.выявить социально-экономические последствия безработицы;
3.исследовать методы государственного воздействия на занятость;
4.проанализировать состояние в сфере занятости России;
5.определить направления политики эффективной занятости в РФ.
Введение………………………………………………………………………3
Глава1.Теоретические аспекты занятости и безработицы…………..........5
1.1 Сущность, причины и основные формы безработицы………5
1.2 Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы….9
Глава 2. Последствия и регулирование занятости государством…………13
2.1 Социально-экономические последствия безработицы…………13
2.2 Государственное регулирование занятости……………………15
Глава 3. Динамика занятости и безработицы в России……………………20
3.1 Особенности безработицы в России……………………………20
3.2 Направления политики занятости в РФ…………………………28
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………34
Меры государственного регулирования занятости включают разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.
Для реализации государственной
политики в области занятости
населения и обеспечения
В России государственная служба занятости была впервые сформирована в 1991 году. В настоящее время в стране действует ФСЗ, 89 её региональных организаций в каждой области, крае, республике, городские и районные центры (бюро) занятости, их филиалы, учебно-методические центры, центры профориентации. В них работает почти 36 тыс. человек.
Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.
К основным функциям службы
занятости населения можно
• анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения
на рабочую силу;
• разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
• учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
• организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
• оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
• обеспечение населения
информацией о свободных
• осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помоши безработным гражданам;
• осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.
В 2007 г. было трудоустроено 65,6% от общего числа обратившихся, что на 27,2% больше, чем в 2006 г. Оказывалась поддержка пенсионерам, которых в 2002 г. было трудоустроено 34,3% из числа обратившихся, а занятых трудовой деятельностью и желавших поменять работу было трудоустроено 43,4%.
Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 2008 г. на общественных работах было занято 391,5 тыс. человек вместо 480 тыс. человек по плану. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно сказалось на реализации программы и в 2009 году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого 1,8 миллиона обеспечить работой удалось 1,2 миллиона человек. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.
Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1997 г. по июнь 2007 г. более 10 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 30,8 тысяч рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п.
Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
• продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;
• помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключавшаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
• формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.
На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости достигается также путем сохранения имеющихся рабочих мест, а также создания новых (Приложение 3). Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
В 2009 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 235 тыс. рабочих мест. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 524 млрд. руб.
Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, осуществляется через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Гарантии государства
гражданам, потерявшим работу, предоставляются
в двух основных формах. Первая - гарантия
стабильного источника дохода на
определенное законом и социально-
Расширение занятости
в будущем зависит и от иностранных
инвестиций. В целом инвестиции в
реконструкцию и
Улучшить ситуацию с занятостью могла бы поддержка различных категорий населения. Для молодёжи – это организация молодёжных бирж труда, квотирование рабочих мест с льготным налогообложением соответствующих предприятий, развитие молодёжного предпринимательства, открытие и поддержка бизнес-инкубаторов. Для женщин – гибкие формы занятости (неполный рабочий день, свободный режим работы), квотирование рабочих мест для тех из них, кто имеет детей, создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг; открытие предприятий, производств, участков надомного труда, развитие женского предпринимательства с выделением беспроцентных ссуд, досрочый выход на пенсию. Для инвалидов и лиц предпенсионного возраста – налаживание специализированных производств, учреждение дополнителных финансовых льгот в целях их вовлечения в предпринимательскую деятельность, стимулирование семейного бизнеса. Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы – бронирование рабочих мест, обеспечение условий для социальной адаптации.
Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики.
Заключение
Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).
Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.
К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.
Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в общественном производстве.
Использование материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.
К сожалению только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.
Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.
Список использованной литературы
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2004
2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.М. Гукасьян. -2-е изд. – С –Пб.: ПИТЕР, 2004
3. Борисов Е.Ф. Основы
экономики: Учебное пособие. –
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт –М, 2005
5. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2007
6. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008
7. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2006
8. Игошин Н.В. Экономика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
9. Иохин В.А. Экономическая теория: Учебник /В.А. Иохин. – М.: Экономист, 2005
10. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. – М.: ИНФРА-М, 2004
11. Козырев В.М. Основы
современной экономики:
12. Кузнецова Н.Г. «Экономическая теория». М.: ЮНИТИ, 2004
13. Курс экономической теории. / Под общ. Ред. Чепурина М.Н., Киселевой М.А. – 5е изд., доп. И перераб. – Киров: АСА, 2003
14. Лобкович Э.И. «Экономическая теория. Системный курс. Учебное пособие. – М.: - ЮНИТИ, 2005
15. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Учебник. /Пер. с англ. -13е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002
16. Нуреев Р.М. Курс
17. Российский статистический ежегодник 2004. - М.: ИНФРА-М, 2004
18. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия М.: «Экономика», 1994.
19. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. - М.: Инфра–М, 2002
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика- М.: «Дело ЛТД», 1993
20. Экономика. / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2005
21. Экономическая теория. / Под общ. Ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.: Юристъ, 2003
22. Брошюра «Молодёжь на рынке труда», издана Модельным центром занятости населения, Калуга, 2005
23. Брошюра «Рынок труда
2004», издана Модельным
24. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд // Человек и труд. - № 3. - 2009 г.
25. Костин Л.А. Занятость, зароботная плата и инфляция // Человек и труд – / № 3. – 2009
26. Ржаницына Л.К. «Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения» // Экономист.-№4.-2008
27. Румянцева Е.Г. «Безработица
как глобальная проблема» // Мировая
экономика и международные
28. Иванов В.П. Социально-
29. www.gks.ru
30. www.economika.info
31. http://www.demoscope.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Распределение населения
по критериям активности-
Приложение 2
Уровень безработицы по экономическим регионам РФ
Название региона |
Численность экономически активного населения, всего |
Занятые в экономике |
Безрабо-тные |
Уровень безработицы в % |
Центральный федеральный округ | ||||
2006 |
18338 |
17182 |
1156 |
6,3 |
2007 |
18503 |
17508 |
995 |
5,4 |
2008 |
18403 |
17457 |
996 |
5,4 |
Северо-Западный федеральный округ | ||||
2006 |
7490 |
6912 |
578 |
7,7 |
2007 |
7568 |
7090 |
478 |
6,3 |
2008 |
7601 |
7066 |
535 |
7,0 |
Южный федеральный округ | ||||
2006 |
9479 |
5186 |
1293 |
13,6 |
2007 |
9880 |
8598 |
1288 |
13,0 |
2008 |
9870 |
8361 |
1509 |
15,3 |
Приволжский федеральный округ | ||||
2006 |
15652 |
14326 |
1326 |
8,5 |
2007 |
15841 |
14624 |
1217 |
7,7 |
2008 |
15692 |
14497 |
1196 |
7,6 |
Уральский федеральный округ | ||||
2006 |
6260 |
5686 |
574 |
9,2 |
2007 |
6310 |
5795 |
514 |
8,2 |
2008 |
6523 |
6037 |
486 |
7,5 |
Сибирский федеральный округ | ||||
2006 |
9874 |
8763 |
1111 |
11,3 |
2007 |
10171 |
9147 |
1024 |
10,1 |
2008 |
10111 |
8905 |
1178 |
11,7 |
Дальневосточный федеральный округ | ||||
2006 |
3723 |
3345 |
378 |
10,2 |
2007 |
3722 |
3401 |
321 |
8,6 |
2008 |
3776 |
3461 |
315 |
8,4 |
Информация о работе Динамика занятости и безработицы в России