Динамика занятости и безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.
Для её достижения поставлены задачи:
1.рассмотреть сущность, причины и формы безработицы;
2.выявить социально-экономические последствия безработицы;
3.исследовать методы государственного воздействия на занятость;
4.проанализировать состояние в сфере занятости России;
5.определить направления политики эффективной занятости в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава1.Теоретические аспекты занятости и безработицы…………..........5
1.1 Сущность, причины и основные формы безработицы………5
1.2 Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы….9
Глава 2. Последствия и регулирование занятости государством…………13
2.1 Социально-экономические последствия безработицы…………13
2.2 Государственное регулирование занятости……………………15
Глава 3. Динамика занятости и безработицы в России……………………20
3.1 Особенности безработицы в России……………………………20
3.2 Направления политики занятости в РФ…………………………28
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭК.docx

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Меры государственного регулирования  занятости включают разработку целевых  и комплексных программ содействия занятости.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создана  Государственная служба занятости.

В России государственная  служба занятости была впервые сформирована в 1991 году. В настоящее время в  стране действует ФСЗ, 89 её региональных организаций в каждой области, крае, республике, городские и районные центры (бюро) занятости, их филиалы, учебно-методические центры, центры профориентации. В них  работает почти 36 тыс. человек.

Организационная структура  службы занятости представляет собой  систему органов, охватывающих все  уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.

К основным функциям службы занятости населения можно отнести:

• анализ состояния рынка  труда, прогноз спроса и предложения

на рабочую силу;

• разработка и реализация целевых программ содействия занятости  населения;

• учет незанятых граждан  и оказание им помощи в подборе  подходящей работы и трудоустройстве;

• организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных  граждан;

• оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;

• обеспечение населения  информацией о свободных рабочих  местах;

• осуществление выплат пособий по безработице, стипендий  в период обучения, оказание материальной помоши безработным гражданам;

• осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.

В 2007 г. было трудоустроено 65,6% от общего числа обратившихся, что на 27,2% больше, чем в 2006 г. Оказывалась поддержка пенсионерам, которых в 2002 г. было трудоустроено 34,3% из числа обратившихся, а занятых трудовой деятельностью и желавших поменять работу было трудоустроено 43,4%.

Однако Федеральная программа  занятости населения по таким  показателям, как организация и  проведение общественных работ, а также  временная занятость подростков не была выполнена. В 2008 г. на общественных работах было занято 391,5 тыс. человек  вместо 480 тыс. человек по плану. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно сказалось на реализации программы и в 2009 году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого 1,8 миллиона обеспечить работой удалось 1,2 миллиона человек. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1997 г. по июнь 2007 г. более 10 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 30,8 тысяч рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

Развитие рыночных отношений  привело к созданию негосударственных  структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это  различного рода коммерческие агентства  по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. 

Наиболее общими направлениями  деятельности этих структур являются:

• продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников; 

• помощь предприятиям и  фирмам в работе с кадрами, заключавшаяся  в диагностике и подборе более  подходящих сотрудников;

• формирование групп из работников тех специальностей, которые  не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

На современном этапе  необходимое равновесие на рынке  труда как элемент эффективной  занятости достигается также  путем сохранения имеющихся рабочих  мест, а также создания новых (Приложение 3). Целями Программы являются повышение  уровня и изменение структуры  занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.

В 2009 г. при содействии региональных служб занятости создано и  сохранено 235 тыс. рабочих мест. Затраты  на эти цели из средств ГФЗН РФ составили  почти 524 млрд. руб.

Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в  городе находится 1-2 предприятия, осуществляется через стимулирование инвестиций и  малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Гарантии государства  гражданам, потерявшим работу, предоставляются  в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической  необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.

Расширение занятости  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций. В целом инвестиции в  реконструкцию и технологическое  переоборудование предприятий будут  иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений не означает создание новых рабочих мест.

Улучшить ситуацию с занятостью могла бы поддержка различных  категорий населения. Для молодёжи – это организация молодёжных бирж труда, квотирование рабочих мест с льготным налогообложением соответствующих  предприятий, развитие молодёжного  предпринимательства, открытие и поддержка  бизнес-инкубаторов. Для женщин – гибкие формы занятости (неполный рабочий день, свободный режим работы), квотирование рабочих мест для тех из них, кто имеет детей, создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг; открытие предприятий, производств, участков надомного труда, развитие женского предпринимательства с выделением беспроцентных ссуд, досрочый выход на пенсию. Для инвалидов и лиц предпенсионного возраста – налаживание специализированных производств, учреждение дополнителных финансовых льгот в целях их вовлечения в предпринимательскую деятельность, стимулирование семейного бизнеса. Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы – бронирование рабочих мест, обеспечение условий для социальной адаптации.

Универсального рецепта  сокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии  сочетания взвешенных экономических  реформ и адекватной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены  концепции анализа безработицы  различными экономическими школами, что  помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими  причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит  агрегированного спроса).

Рассмотрение причин безработицы  позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической  ситуации во многих странах, уровень  экономически активного населения  резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

К сожалению, безработица  приводит не только к сокращению объёмов  национального производства, но и  влечёт негативные социально-экономические  последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим  последствием. К тому же, увеличивается  преступность, растёт число психологических  и эмоциональных стрессов, что  отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий  уровень естественной безработицы  даже положительно сказывается на экономике  страны.

Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в  общественном производстве.

Использование материалов периодической  прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы  в России. Показатели различны в  зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и  других характеристик.

К сожалению только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.

Исследование позволило  сделать вывод о том, что без  познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2004

2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.М. Гукасьян. -2-е изд. – С –Пб.: ПИТЕР, 2004

3. Борисов Е.Ф. Основы  экономики: Учебное пособие. –М.: Юристъ, 2001

4. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт –М, 2005

5. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2007

6. Войтов А.Г. Экономика.  Общий курс: Учебник. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008

7. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2006

8. Игошин Н.В. Экономика:  Учебное пособие для вузов.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

9. Иохин В.А. Экономическая теория: Учебник /В.А. Иохин. – М.: Экономист, 2005

10. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. – М.: ИНФРА-М, 2004

11. Козырев В.М. Основы  современной экономики: Учебник.  – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика, 2005

12. Кузнецова Н.Г. «Экономическая  теория». М.: ЮНИТИ, 2004

13. Курс экономической  теории. / Под общ. Ред. Чепурина М.Н., Киселевой М.А. – 5е изд., доп. И перераб. – Киров: АСА, 2003

14. Лобкович Э.И. «Экономическая теория. Системный курс. Учебное пособие. – М.: - ЮНИТИ, 2005

15. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Учебник. /Пер. с англ. -13е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002

16. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Финансы и статистика, 2005

17. Российский статистический  ежегодник 2004. - М.: ИНФРА-М, 2004

18. Сакс Д. Рыночная  экономика и Россия М.: «Экономика», 1994.

19. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. - М.: Инфра–М, 2002

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика- М.: «Дело ЛТД», 1993

20. Экономика. / Под ред.  Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2005

21. Экономическая теория. / Под общ. Ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.: Юристъ, 2003

22. Брошюра «Молодёжь на  рынке труда», издана Модельным  центром занятости населения,  Калуга, 2005

23. Брошюра «Рынок труда  2004», издана Модельным центром  занятости населения, Калуга, 2005

24. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд // Человек и труд. - № 3. - 2009 г.

25. Костин Л.А. Занятость,  зароботная плата и инфляция // Человек и труд – / № 3. – 2009

26. Ржаницына Л.К. «Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения» // Экономист.-№4.-2008

27. Румянцева Е.Г. «Безработица  как глобальная проблема» // Мировая  экономика и международные отношения.  –№2.- 2004

28. Иванов В.П. Социально-экономические  последствия безработицы // Экономика  и жизнь. - № 14. - 2008

29. www.gks.ru

30. www.economika.info

31. http://www.demoscope.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Распределение населения  по критериям активности-неактивности, занятости-незанятости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Уровень безработицы по экономическим  регионам РФ

Название региона

Численность экономически активного  населения, всего

Занятые в экономике

Безрабо-тные

Уровень безработицы в %

Центральный федеральный  округ

2006

18338

17182

1156

6,3

2007

18503

17508

995

5,4

2008

18403

17457

996

5,4

Северо-Западный федеральный  округ

2006

7490

6912

578

7,7

2007

7568

7090

478

6,3

2008

7601

7066

535

7,0

Южный федеральный округ

2006

9479

5186

1293

13,6

2007

9880

8598

1288

13,0

2008

9870

8361

1509

15,3

Приволжский федеральный  округ

2006

15652

14326

1326

8,5

2007

15841

14624

1217

7,7

2008

15692

14497

1196

7,6

Уральский федеральный округ

2006

6260

5686

574

9,2

2007

6310

5795

514

8,2

2008

6523

6037

486

7,5

Сибирский федеральный округ

2006

9874

8763

1111

11,3

2007

10171

9147

1024

10,1

2008

10111

8905

1178

11,7

Дальневосточный федеральный  округ

2006

3723

3345

378

10,2

2007

3722

3401

321

8,6

2008

3776

3461

315

8,4

Информация о работе Динамика занятости и безработицы в России