Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:23, реферат
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.
Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит
Бюджет состоит из доходных и расходных статей.
Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.
В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством.
В целом представить основные статьи доходов и расходов бюджета можно в следующей таблице:
Доходы |
Расходы |
|
Налог на прибыль предприятий |
Финансирование экономики |
|
Налог с продаж |
Социально-культурные программы |
|
Местные налоги |
Научно-технические программы |
|
Доходы от внешнеэкономической деятельн. |
Оборона |
|
Рентные платежи |
Управление |
|
Неналоговые доходы |
Целевые программы |
|
Подоходный налог |
Кредиты и помощь другим |
|
Средства ссудного фонда |
государствам |
|
Прочие |
Прочие |
|
Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете объективно обусловлены видом модели социально-экономического развития. В экономически развитых странах в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры в отсутствии военно-политической напряженности структура расходов приблизительно выглядит следующим образом:
Социальные услуги: здравоохранение, образования, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей (40-50%).
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ (10-20%).
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики: поддержка ВПК, содержание дипломатических и разведывательных служб, займы иностранным государствам (10-20%).
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов - полиции, юстиции, судов и т.д. (5-10%).
Платежи по государственному долгу.
Бюджетные доходы делятся на обычные и чрезвычайные.
Чрезвычайные доходы - это нерегулярные поступления средств от приватизации объектов государственного сектора, продажи прав пользования общественной или государственной собственности. Чрезвычайными поступлениями, ставшими в большинстве стран регулярными, являются также государственные займы.
Структура обычных доходов государственного бюджета обычно такова:
Налоги, в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор (75-85%).
Неналоговые
поступления - доходы от государственной
собственности и
Взносы в государственные внебюджетные фонды, социальное страхование (10-12%).
Состояние госбюджета зависит от соотношения его балансовых сторон, косвенно выражает состояние рыночной экономики, тенденции ее развития и проявляется как:
нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
дефицитное, если расходы превышают доходы.
В тех случаях, когда имеющиеся
у бюджета доходы недостаточны для
осуществления необходимых
Если возникает временный
В целом, основными причинами дефицита госбюджета являются:
падение доходов в условиях кризисного
состояния и стагнации
уменьшение суммы налогов, поступающих в госбюджет;
увеличение бюджетных расходов;
непоследовательная финансово-
милитаризация.
Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.
Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.
Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.
Таким образом, можно выделить следующие возможные меры по снижению дефицита госбюджета:
конверсия;
переход от финансирования к кредитованию;
постепенная
ликвидация дотаций убыточным
снижение расходов на управление государством;
изменение системы налогообложения;
повышение роли местных бюджетов.
Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит