Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:23, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

Вложенные файлы: 1 файл

госбюджет.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Доходы и расходы  государственного бюджета. Бюджетный  дефицит

Госбюджет: статьи доходов  и расходов

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

Бюджетные отношения характеризуют в свою очередь финансовые отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с государством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджет состоит  из доходных и расходных статей.

Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством.

В целом представить основные статьи доходов и расходов бюджета можно  в следующей таблице:

 

Доходы

Расходы

 

Налог на прибыль предприятий

Финансирование экономики

 

Налог с продаж

Социально-культурные программы

 

Местные налоги

Научно-технические программы

 

Доходы от внешнеэкономической  деятельн.

Оборона

 

Рентные платежи

Управление

 

Неналоговые доходы

Целевые программы

 

Подоходный налог

Кредиты и помощь другим

 

Средства ссудного фонда

государствам

 

Прочие

Прочие

 
     

Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете объективно обусловлены видом модели социально-экономического развития. В экономически развитых странах в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры в отсутствии военно-политической напряженности структура расходов приблизительно выглядит следующим образом:

Социальные  услуги: здравоохранение, образования, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей (40-50%).

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных  программ (10-20%).

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики: поддержка ВПК, содержание дипломатических и разведывательных служб, займы иностранным государствам (10-20%).

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов - полиции, юстиции, судов и  т.д. (5-10%).

Платежи по государственному долгу.

Бюджетные доходы делятся на обычные и чрезвычайные.

Чрезвычайные доходы - это нерегулярные поступления средств от приватизации объектов государственного сектора, продажи прав пользования общественной или государственной собственности. Чрезвычайными поступлениями, ставшими в большинстве стран регулярными, являются также государственные займы.

Структура обычных доходов государственного бюджета обычно такова:

Налоги, в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор (75-85%).

Неналоговые поступления - доходы от государственной  собственности и государственного сектора в экономике, доходы от государственной  торговли (5-8%).

Взносы  в государственные внебюджетные фонды, социальное страхование (10-12%).

Дефицит госбюджета, меры по его снижению

Состояние госбюджета зависит от соотношения  его балансовых сторон, косвенно выражает состояние рыночной экономики, тенденции  ее развития и проявляется как:

нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;

дефицитное, если расходы превышают доходы.

В тех случаях, когда имеющиеся  у бюджета доходы недостаточны для  осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Проще  говоря, бюджетный дефицит -- это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены.

Если возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его  преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к  стоимости валового внутреннего  продукта, его не следует считать  исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике -- ее развал, неэффективность финансовых связей, -- тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% -- критическим.

В целом, основными причинами дефицита госбюджета являются:

падение доходов в условиях кризисного состояния и стагнации экономики;

уменьшение суммы налогов, поступающих  в госбюджет;

увеличение бюджетных расходов;

непоследовательная финансово-экономическая  политика;

милитаризация.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем  изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.

Таким образом, можно выделить следующие  возможные меры по снижению дефицита госбюджета:

конверсия;

переход от финансирования к кредитованию;

постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям;

снижение  расходов на управление государством;

изменение системы налогообложения;

повышение роли местных бюджетов.


Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит