Доходы населения и источники их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его потребностей. Заработная плата их основной источник. Но довольно часто её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Именно поэтому и возникает необходимость государства регулировать заработную плату, а для населения искать иные источники доходов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни.

Содержание

1. Введение
2. Виды доходов.
3. Заработная плата.
-Определение заработной платы.
-Функции заработной платы.
-Государственное регулирование заработной платы.
-Минимальная заработная плата.
-Заработная плата в РФ.
4. Безденежные доходы населения.
5. Доходы неформального сектора экономики.
6. Дифференциация доходов.
-Причины.
-Плюсы и минусы неравенства доходов населения.
-Дифференциация доходов РФ.
7. Государственная политика доходов.
-Государственное регулирование доходов.
-Государственная политика доходов РФ.
8. Антикризисные меры.
9. Заключение.
10. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

мой реф.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  заработной платы.

Реформы 90–х годов  показали неэффективность либеральных  методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства из экономики. Переход  от социалистической модели экономики  к капиталистической без государственного управления  невозможен, потому что одна модель не содержит элементов другой модели.  Поэтому усиленное вмешательство государства необходимо во всех сферах социально-экономической жизни, не исключая и оплаты труда. 

Усиление государственного регулирования оплаты труда может осуществиться только путём вмешательства государства в преобразование сложившейся в советское время системы в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях.   В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда.  Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы.  Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях.  Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки.  В развитых странах  этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

В современной рыночной экономике предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится  о связи заработной платы с  конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они  позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат.  Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

Итак, исходя из всего  вышесказанного, можно установить три направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.

Первое – это  активное блокирующее вмешательство  государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление  состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения  денежной заработной платы и цен.

Минимальная заработная плата.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы является определение  гарантированного минимума оплаты труда.

Минимальная заработная плата – это социальная норма, она представляет собой низшую границу  стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Она устанавливается государственными законами.  Основными критериями минимума заработной платы являются:

 ð  потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;

 ð  факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

Введение минимума заработной платы преследовало насколько  целей. Первая – это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников. Вторая – повышение самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда. И третья – поддержка социальной политики в области перераспределения  национального дохода.

Системы минимальной  заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

 ð  защита социально уязвимых групп населения, которые имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;

 ð  установление справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);

 ð  установление базы структуры заработной платы;

ðустановление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.

Две первые системы  связаны с установлением минимума заработной платы по отдельным отраслям и профессиям, а две  другие –  системы общего применения.  По своей  сути минимальная заработная плата – это обеспечение суммы жизненных средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы. В этом случае заработная плата обеспечивает только воспроизводственную функцию.

По заключению Международной  комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68%1 национальной средней заработной платы. В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых даже  превышается рекомендуемый норматив. Тем самым реализуется стимулирующая функция заработной платы. В России минимальный размер оплаты труда периодически пересматривается, но отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума возрастает. Её уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей.

Минимальная заработная плата в среднем по стране в 5 раз ниже прожиточного минимума и составляет всего 8 – 9 % средней зарплаты. Она стала выполнять роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов. Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и стимулирующую.

Повышения минимальной  заработной платы можно достичь путём постепенного приближения её значения к величине прожиточного минимума или путём снижения норматива потребления. Если повысить уровень минимума зарплаты без увеличения спроса на рынке труда, то это приведёт к снижению численности занятых, к массовым увольнениям, к резкому увеличению безработицы. Другой путь – это развитие производства, инвестирование, структурная перестройка экономики. Это повысит занятость, а, следовательно, и доходы.

Заработная плата  в РФ.

Произошедшие в  стране в 90-ые годы социально-экономические преобразования привели к существенным переменам в организации заработной платы, выявили ряд социальных проблем, главная из которых – низкий уровень заработной платы. Эта проблема привела к тому, что заработная плата перестала выполнять свои основные функции воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Это не могло не иметь негативных последствий. Организация производства лишилась одного из мощных рычагов повышения эффективности и полноправности выхода на мировой рынок.

 Низкий уровень  заработной платы и связанная  с этим неудовлетворительная  структура расходов населения  тормозят проведение реформ в  социальной сфере, так как основная  часть заработка (70-80%) расходуется  на питание и покупку товаров  первой необходимости, а оставшаяся часть недостаточна для оплаты жилья, медицинских услуг. Обесценивание рабочей силы имеет негативные последствия для экономики: снижение потребительского спроса, сокращение объёмов производимой продукции, снижение мотивации возможностей заработной платы, рост дифференциации доходов отдельных  групп населения, торможение научно-технического прогресса, т. к. дешевизна рабочей силы делает её дополнительное привлечение более выгодным, чем совершенствование технологий.

Важной проблемой, вызывающей социальную напряжённость в обществе, остаётся задолженность по заработной плате. Суммарная задолженность по заработной плате, по данным организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, жилищного и коммунального хозяйства, а также организаций социального обеспечения, государственного управления субъектов Российской Федерации и муниципального управления, местной милиции, сообщивших сведения о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2000г., составила 437412 млн. рублей (снижение по сравнению с 1 декабря 1999г. на 7128 млн. рублей, или на 14,0%). При этом в производственных отраслях она снизилась на 4557 млн. рублей (12,1%), в отраслях социальной сферы - на 2088 млн. рублей (19,0%), в других отраслях - на 483 млн. рублей (20,8%).

По состоянию на 1 января 2000г. суммарная просроченная задолженность по заработной плате  снизилась по сравнению с 1 декабря  в 84 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение суммарного объема задолженности по заработной плате отмечено в организациях Республики Татарстан, Мурманской, Псковской, Новгородской, Ярославской, Астраханской, Саратовской, Тверской, Томской, Оренбургской, Калининградской областей, Ставропольского края, Ненецкого автономного округа, где снижение задолженности составило от 23% до 64%.

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней по состоянию на 1 января 2000г. составила 10165 млн. рублей (снижение по сравнению с 1 декабря 1999г. на 2193 млн. рублей, на 17,7%), или 23,2% общего объема задолженности по заработной плате.

Более 78% общего объема просроченной задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета в организациях науки и научного обслуживания приходится на Москву (135 млн. рублей), Московскую область (36 млн. рублей), Санкт-Петербург (69 млн. рублей), Свердловскую область (40 млн. рублей), Воронежскую область (32 млн. рублей) и Красноярский край (14 млн. рублей).

Таблица

  Млн. рублей
всего в том числе
из-за  
недофинансирования из бюджетов всех уровней
из них из-за  
отсутствия собственных средств
федерального  бюджета территориальных бюджетов
Всего 43741 10165 1913 8252 33576
производственные  
отрасли
33032 2459 1386 1073 30573
отрасли социальной сферы  8876 6223 111 6112 2653
другие отрасли  1833 1483 416 1067 350

 
 
 
 
 
 

Безденежные доходы населения. 

Основными источниками  безденежных доходов населения  являются общественные фонды потребления  и личные подсобные хозяйства.

Общественные фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

Общественные фонды  потребления  отличаются от распределения  доходов через оплату труда и  собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.

В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.  Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов.  Самыми распространёнными из них – бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

Личное подсобное  хозяйство  в России имеет сложную  историю. Были периоды его ограничения  и свёртывания, периоды его полного  запрещения. В настоящее время  политика по отношению к личным подсобным хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства. Для того чтобы оценить перспективы развития личных подсобных хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.

Информация о работе Доходы населения и источники их формирования