Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть особенности их функционирования в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4
Глава 1.
Экономическая сущность естественных монополий
1.1 Понятие естественной монополии……………………………………..5-7
.2 Естественные монополии в России…………...……………………….7-11
Глава 2.
Государственное регулирование деятельности естественных монополий в российской экономике.
2.1 Задачи государственного регулирования цен в естественной монополии…………………………………………………………………12-13
2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России……………………….14-15
2.3 Методы регулирования естественных монополий…………….……15-20
2.4 Задачи дальнейшего развития системы государственного регулирования деятельности естественных монополий в России…..…20-25
Заключение………………………………………...………………………26-27
Список использованной литературы……………………………………..28-29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - "необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии".[3]

Газовая промышленность.

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "mter h ll" (дочернем предприятии концерна "B ") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Входящие в систему "Газпрома" как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.[4]

Железнодорожный транспорт.

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).[5]

Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в российской экономике.

 

2.1 Задачи государственного регулирования цен в естественной монополии

 

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция

регулирования естественных монополий предполагает, что применение

государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда

определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.[6]

              Можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях:

·        обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и

регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для

кредиторов и инвесторов);

·        определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и

эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

·        стимулирования предприятий – отраслей естественных монополий к

сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания,

повышению эффективности инвестиций и т.д.

·        использование возможностей ценовых механизмов регулирования при

проведении стабилизирующей макроэкономической политики.

·        управление развитием экономики в регионах.[7]

 

2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России

 

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.

По Закону "О естественных монополиях", сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.[8]

Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого рода деятельности является максимальная независимость регулирующих органов, как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

Уже сейчас видно, что процесс формирования органов регулирования будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать соответствующие полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые могли бы выполнять подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности в организациях, которые должны подвергаться регулированию.

Поэтому на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.

 

              2.3 Методы регулирования естественных монополий

 

Основной задачей  регулирования  естественных  монополий является создание барьеров на пути повышения цен и ограничения выпуска продукции со стороны фирмы, вознамерившейся использовать преимуществ естественной монополии во вред потребителям.

     Говоря о распределении  ресурсов, следует отметить, что наиболее эффективно  ресурсы распределяются на конкурентных рынках. Принимая во внимание этот факт, можно утверждать, что работникам органов регулирования следует сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существует естественная монополия. Как и в случае конкурентных  рынков, издержки должны минимизироваться, цены должны определяться на основе предельных издержек. Кроме того органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической  жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая  потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков производств. С учетом этих замечаний необходимо выполнение  следующих  основных правил регулирования деятельности естественных монополий:

Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам. Прибыль  должен обеспечивать только нормальную норму прибыли. Производство должно быть эффективным.

Политика  регулирования  ценообразования естественных монополий со стороны правительства  зачастую  воспринимается  далеко  не  однозначно.[9] Правительственное регулирование  данного процесса является объектом острых дискуссий. Часть  полемики сосредоточена вокруг запутанного вопроса о точном определении средних издержек производств. Другой серьёзный вопрос  связан со стимулами, устанавливаемыми правилами регулирования цен. Например, одним из объектов споров является вопрос об ошибочных управленческих решениях. Вопрос  о том, кто будет отвечать за производственные промахи, потребители или совладельцы предприятия, является центром полемики. Критики регулирования тарифов на электроэнергию утверждают, что за ошибки при принятии решений должны отвечать совладельцы,  не потребители посредством  повышения цен. Упомянутые  управленческие промахи включают в себя чрезмерные капиталовложения в  атомные  электростанции и  излишний  рост производственных мощностей. Критики доказывают, что электрические компании обладают капиталом большим, чем  требуется, потому что они не точно оценили реакцию потребителя на возрастающие тарифы за киловатт-час. Средние издержки включают в себя  альтернативную стоимость использования  капитала. Увеличивая сумму используемого капитала, монополия может увеличивать сумму нормальных  прибылей  в  долларах. Некоторые экономисты  до сих пор утверждают, что это приводит к более капиталоёмким методам производства  по  сравнению  с  теми, которые преобладали бы  в отсутствие регулирования. Выбор относительно неэффективных капиталоёмких методов производств  приводит к  средним  издержкам, которые оказываются выше, чем это было бы в ином случае.

     При установлении цен на уровне средних издержек  у  фирмы-монополиста отпадает  желание  в  минимизации издержек производств. Подобное объясняется очень просто: коммунальная служба  не  встречает  конкуренции,  любое  увеличение издержек из-за промахов в управлении не влияет на норму получаемой ими прибыли с  вложенного  капитала, пока комиссия устанавливает цену, равную средним издержкам. Политическая оппозиция ценообразования на основе средних издержек в последние  годы  попыталась перенести хотя  бы  часть  издержек плохого управления на совладельцев компаний-монополистов. Менеджеры парируют это указанием на то, что  если они не смогут получать прибыли, им будет трудно привлечь дополнительных вкладчиков. Качество услуг будет снижаться или тарифы на  электричество будут расти  ещё  больше  для  покрытия процентов за кредиты, поскольку фирмы будут вынуждены их брать, не находя достаточно покупателей, к примеру, на свои  акции.[10]

Информация о работе Естественные монополии