Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:12, реферат
Родился в 1767 г. в Лионе, в семье купца-протестанта. Впоследствии ему самому пришлось управлять хлопчатобумажной фабрикой на севере Франции. В молодости он работал на страховую компанию, затем редактором журнала. Сэй вступил волонтером в армию после Французской революции 1789 г., затем был редактором журнала. В 1799 г. он назначен членом Комитета финансов и подрабатывал сапожником
Биография
Родился в 1767 г. в Лионе, в семье купца-протестанта. Впоследствии ему самому пришлось управлять хлопчатобумажной фабрикой на севере Франции. В молодости он работал на страховую компанию, затем редактором журнала. Сэй вступил волонтером в армию после Французской революции 1789 г., затем был редактором журнала. В 1799 г. он назначен членом Комитета финансов и подрабатывал сапожником.
В 1803 г. опубликовал «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства», где изложил гипотезу, что перепроизводство товаров и экономические кризисы невозможны. Производство приносит доходы, на которые покупаются товары соответствующей стоимости. Совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению (Закон Сэя). Много раз бывал в Англии и был дружен с Рикардо и Мальтусом. Важность Сея заключалась в популяризации идей Адама Смита; и призыву к сохранности акцента на полезности и спросе, а не на затратах и предложению.
Экономические взгляды
В своих работах «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс политической экономии» в шести томах развивает идеи А. Смита. Сэй считает, что в процессе производства создаются не материальные блага, а услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами.
В отличие от других классиков, Сэй выделял три фактора производства: труд, капитал и землю («Теория трёх факторов»). Эти факторы образуют «производительные фонды». С их непосредственным участием образуются все блага данной нации, а их совокупность образует основное национальное богатство. Каждый фонд оказывает «производительную услугу» при посредстве которой производятся настоящие продукты. В доходе соответственно содержатся три части соответственно производительным фондам — вознаграждение за труд, земельная рента и прибыль на капитал. Соответственно, согласно Сэю, капитал работает так же, как и человек и его деятельность должна быть вознаграждена. Процент на капитал представляет собой аналог заработной платы.
Особое внимание учёный уделял предприятиям, которые комбинируют производственные услуги с целью удовлетворения потребительского спроса, при участии предприятия осуществляется распределение благ в обществе. Одно из ключевых мест во взглядах Сэя занимает теория рынка. Он считает, что излишнее производство невозможно и является лишь следствием нехватки товаров-комплементов (благ, которые используются вместе с данным). Сэй формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его.
1)Теория стоимости Сея.
Сей утверждал, что «производить предметы, имеющие какую-нибудь полезность, значит, производить богатство, так как полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство». Его понимание издержек производства совпадает с определением факторов цены: себестоимости, включающей затраты производственных услуг (капитала и труда), ренту и прибыль. Обмен производственными услугами определяет ситуацию на рынке. Спрос на эти услуги, как основу ценности всех других услуг, предопределяет их собственная ценность. «С другой стороны, агенты производства, люди и вещи, земли, капитала и предприниматели в большей или меньшей степени, по разным мотивам предлагают свои услуги... и создают таким образом другую основу ценности для тех же услуг».
Итак, трудовую теорию стоимости Сей понимает достаточно плюралистично: стоимость рассматривается как цена, то есть зависит от полезности товара, затрат на его производство, а также от спроса и предложения. Труд является единственным мерилом богатства или созданной стоимости.
Тезису «нельзя продать, потому что мало денег» Сей противопоставляет другой тезис – «нельзя продать, потому что мало других продуктов». Сей утверждал, что денег всегда довольно, чтобы служить обращению и взаимному обмену других ценностей, если только эти ценности действительно существуют.
Сей считал, что продавцы стремятся лишь получить ценность своего товара такими продуктами, которые нужны им для потребления, что продавцы совсем не ищут денег и не имеют в них надобности, а если и желают иметь их, то лишь для того, чтобы превратить их в предметы своего потребления. Из утверждения о том, что покупка всякого продукта не может совершиться иначе как на ценность другого продукта
Сей также полагал, что:
1)цена предмета – мерило его ценности, а ценность – мерило его полезности;
2)меновая ценность, или цена предмета служит только верным указателем полезности, которую люди признают в предмете.
Сей определял стоимость товара «издержками производства» – капиталом, землей и трудом. А эти издержки он определял спросом и предложением. Сей отвергал внутреннюю, присущую товарам стоимость и считал, что стоимость товара возникает в процессе сравнения двух товаров.
2) Учение Сея о трех факторах производства. Сей считал, что трем факторам производства – труду, капиталу и земле – соответствуют три основных дохода: труд создает заработную плату, капитал – процент, земля – ренту. Сумма этих трех доходов определяет величину стоимости продукта, каждый из владельцев того или иного фактора производства получает доход, созданный соответствующим фактором производства, как определенную долю стоимости продукта.
3). Теория реализации Сея. Сей утверждал, что, сообщая ценность своим продуктам, производитель надеется, что его товар будет оценен и продан тем людям, которые обладают средствами для его покупки. Сей считал, что продавцы стремятся лишь получить ценность своего товара такими продуктами, которые нужны им для потребления, что продавцы совсем не ищут денег и не имеют в них надобности, а если и желают иметь их, то лишь для того, чтобы превратить их в предметы своего потребления. Из утверждения о том, что покупка всякого продукта не может совершиться иначе как на ценность другого продукта.
Теория рынка. Описаны подходы легли в основу концепции, которая получила Сею признание и достаточное количество последователей, - теории рынка, которую назвали «законом Мера». Суть теории заключается в том, что, по утверждению Сэя, товары и услуги обмениваются на другие товары и услуги, поэтому производство одних обуславливает потребность в других, постоянно обеспечивая потенциальный спрос. Благодаря этому кризиса перепроизводства невозможны. Иначе говоря, каждый продавец является одновременно и покупателем, и наоборот: чтобы приобрести, необходимо сначала продать. Поэтому Он делает вывод, что равновесие спроса и предложения устанавливается автоматически и отражается только на цене, а не на возможности реализации товара.
Затоваривание рынка невозможно, хотя иногда могут создаваться запасы нереализованных товаров. И, по мнению Сэя, ситуация регулируется автоматически с ростом спроса на другие товары и колебаниям ценности, поскольку товары создают рынок друг для друга. «Общая масса товаров при необходимости равна общей массе, на которую есть спрос»
Сей сделал несколько выводов:
1)чем больше в каждом государстве производителей и чем многочисленнее производства, тем легче, разнообразнее и обширнее сбыт продуктов. Наличие иногда большого количества товаров, которые загромождают обращение, потому что не находят себе покупателей, Сей объясняет тем, что эти товары превышают сумму потребностей в них, а также потому, что другие производства дали товаров меньше, чем нужно;
2)каждый заинтересован в благополучии всех, и процветание одной отрасли промышленности всегда благоприятно процветанию всех прочих;
3)ввоз иностранных товаров благоприятствует продаже внутренних продуктов, потому что мы не можем купить иностранные товары иначе как за продукты нашей промышленности, наших земель и наших капиталов, которые, следовательно, в торговлю доставляет сбыт.