Жизнь и творчество Джона Коммонса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:26, реферат

Краткое описание

Идея социального мира, пронизывающая всю научную деятельность Коммонса, доминирует в предложенной им периодизации капитализма. Согласно Коммонсу, первоначальная стадия капитализма - торговый капитализм, сменяется предпринимательской стадией, за которой следует финансовый (банковский) капитализм, и, наконец, капитализм административный. Уже на стадии банковского капитализма возникают крупные ассоциации предпринимателей и профсоюзы, способные отстаивать интересы своих членов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Биография………..…………………………. …………………………4
2. Творчество Д. Коммонса…..………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………….....8
Список литературы……………………………………………………....9

Вложенные файлы: 1 файл

инстит. экономика.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Пензенская  ГСХА»

 

Кафедра «Экономической теории»

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

На тему:

«Жизнь и творчество Джона Коммонса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнил: 
                                                                                         Студент 412  группы

                                                                                         Белякова О.

                                                                                         Проверил:

                                                                                         Порфирьев Д.Н.

 

 

 

 

 

Пенза, 2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

1. Биография………..…………………………. …………………………4

2. Творчество Д. Коммонса…..………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………….....8

Список литературы……………………………………………………....9

 

 

 

Введение

         Дж. Коммонс представлял социально-правовую разновидность институционализма. Он был тесно связан с американскими профсоюзами, служил юридическим и экономическим консультантом Американской федерации труда. Для его взглядов было характерно утверждение о примате права над экономикой. В центре воззрений Коммонса находится теория сделок, т. е. "теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства мнений и действий".

       Идея социального мира, пронизывающая всю научную деятельность Коммонса, доминирует в предложенной им периодизации капитализма. Согласно Коммонсу, первоначальная стадия капитализма - торговый капитализм, сменяется предпринимательской стадией, за которой следует финансовый (банковский) капитализм, и, наконец, капитализм административный. Уже на стадии банковского капитализма возникают крупные ассоциации предпринимателей и профсоюзы, способные отстаивать интересы своих членов.

Так зарождаются основы "гармонии интересов". На стадии административного  капитализма специальные правительственные комиссии выступают верховными арбитрами при заключении договоров между "коллективными институтами" (объединениями предпринимателей и работников). Вместе с тем, Коммонс не учитывал того, что правительственные комиссии могут оказаться не беспристрастными арбитрами, а активными политическими игроками.

 

 

Биография

       Джон Роджерс Коммонс (John Rogers Commons) родился в 1862 году в Холлансбурге, штат Огайо, США (Hollansburg, Ohio, USA), в семье, корни которой восходили к периоду царствования английской королевы Марии. Отец его был квакером, но впоследствии порвал с верой своих предков. Кроме того, отец его был довольно авантюрным и смелым предпринимателем; несколько раз он продавал свой бизнес с тем, чтобы начать новый, и в один из разов купил газету. Именно там Коммонс-младший освоил профессию печатника, кем и работал некоторое время. Матушка Джона была также женщиной незаурядной, она очень ловко управляла финансовыми делами семьи, и именно она уговорила своего сына поступить на учебу в Оберлинский Колледж (Oberlin College), надеясь, что Джон станет священником. Учеба в колледже, а после и в Университете Джона Хопкинса (Johns Hopkins University), оказалась очень полезной молодому и свободолюбивому Джону - именно там он осознал, что его видение мира зачастую разнится с видением окружающих, он научился прислушиваться к своему мнению и анализировать его, а также выказал огромное стремление к независимости. Джон категорически отказывался подражать кому-либо в интеллектуальном плане и научился самостоятельно открывать и констатировать факты и с большим увлечением находил их взаимосвязи.

Кстати, главным человеком  в университете оказался для Коммонса профессор Ричард Т. Эли (Richard T. Ely), в  котором Джон увидел собрата по духу. Коммонс стал для Эли любимым учеником, несмотря на то, что Джон никогда не был сколько-нибудь выдающимся студентом - по правде говоря, где бы он ни учился, его формальные результаты, несмотря на блестящий ум исследователя, оставляли желать лучшего.

В самом начале века Коммонс  недолго поработал преподавателем в Университете Висконсина (University of Wisconsin), после чего вернулся в Оберлин и начал преподавать там.

Далее следовало место профессора политической экономии в Университете штата Индиана (Indiana University).

       Вообще, Джон давно и серьезно раздумывал над вопросом, не может ли религия стать подходящим орудием общественного прогресса; в тот период Коммонс и вступил в организацию 'Американский институт христианской социологии', а следом написал книгу 'Общественные реформы и церковь' (Social Reform and the Church).

       В 1907-м была опубликована его книга 'Races and Immigrants in America', а одним из его самым знаменитых произведений стал, пожалуй, труд 'История труда в Соединенных Штатах' (History of Labor in the United States).

Вообще, в зону интересов  Коммонса входили исследования работы коллективных институтов - союзов корпораций, профсоюзов, политических партий. Свою теорию и взгляд на развитие этих движений Джон изложил в таких работах, как 'Правовые основания капитализма' (Legal Foundations of Capitalism) и 'Институционная экономика' (Institutional Economics).

Под конец жизни Дж. Коммонс написал свою знаменитую книгу 'Экономика коллективных действий' (The Economics of Collective Action). Он полагал, что  с ее помощью ему, наконец, удалось объяснить экономистам то, что он пытался сделать много лет. На первый план в своих исследованиях, а после и выводах, он выдвинул поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом; так, Коммонс искал пути примирения экономических противоречий через коллективные действия.

       Известно, что Коммонс твердо верил в необходимость проведения государственных реформ, в результате которых лидеры общественных организаций и институтов станут значимой силой в правительстве и политической жизни страны. Коммонс считал, что правительство должно и обязано быть сформировано из представителей различных коллективных институтов и, как следствие, отражать интересы всех социальных и профессиональных групп.

 

Творчество Д. Коммонса

 

       Созданную им теорию предельной полезности Дж. Коммонс рассматривал через призму юридических концепций в экономике. Очевидные пороки капитализма («Правовые основания капитализма») относил к несовершенству действующих юридических норм; считал, что следствием слабости конкретных правовых норм является, например, нечестная конкуренция. 
      Дж. Коммонс утверждал, что экономические категории и институты выражаются через юридическое оформление. Капиталистическое общество состоит из ряда профессиональных групп: рабочих, капиталистов, финансистов и др. На основе действующих законодательных правил они заключают между собой равноправные сделки. В процессе взаимодействия эти группы могут вступать между собой в конфликтные отношения, которые Дж. Коммонс рассматривает как внутренние источники движения общества. 
Он подчеркивает важность такого процесса, при котором в сделках все большее участие принимают не отдельные индивиды, но коллективные институты, такие как профсоюзы и союзы предпринимателей. 
Роль арбитра, по его мнению, возлагается на государственные структуры. При этом государство выполняет функции не только арбитра, но и силы, принуждающей к выполнению принятых по договору обязательств. 
Очевидно, что преодоление конфликтов посредством законодательных юридических норм ведет к социальному прогрессу и социальной стабильности.

       Дж. Коммонс отмечал, что в условиях капиталистического общества существуют постоянные противоречия, в том числе и между трудом и капиталом, покупателями и продавцами, фермерами и оптовыми покупателями их продукции, заемщиками и заимодавцами, между различными группами налогоплательщиков. Решение этих проблем он видел в системе пропорционального представительства в законодательных органах власти, способной смягчить эту борьбу. Он полагал, что в конце концов торжествуют разумные решения и мирные отношения между людьми. 
Дж. Коммонс считал, что человеческий разум является не орудием пассивного восприятия, но, напротив, огромной созидательной силой. На этой основе им разработана «волевая» психология переговоров, в которой важную роль играет идея согласия. 
Он подчеркивает, что большую свободу можно достичь только с помощью коллективных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Несмотря на безусловную идеалистичность некоторых его взглядов, следует признать, что во многом они несли ценную практическую целесообразность и способность к реализации в конкретных условиях. 
Личные успехи практической деятельности Дж. Коммонса связываются с такими вопросами, как государственное регулирование предприятий коммунальных услуг, регулирование вопросов безопасности на рабочих местах, оплата компенсаций за травмы, страхование от безработицы, пенсионные программы социального обеспечения и многое другое.

      Он был не только ярким ученым-институциоиалистом с очень широким спектром интересов, но и превосходным прагматиком, способным успешно решать сложные противоречивые вопросы.

      Великий экономист и сторонник институциональной теории, Джон Коммонс дожил до 82 лет и скончался 11 мая 1945 года.

 

 

 

Список литературы

  1. Тамбовцева В.Л. Введение в институциональный анализ. Учебное пособие. / под ред. В.Л. Тамбовцева.-М.: Эконом. ф-т МГУ, ТЕИС, 2004
  2. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. /под ред. Шастишко А.Е. /М.: ТЕИС, 2002.— 584 с.
  3. Федотов,М.К.  Учебно-методическое пособие к курсу лекций по институциональной экономике/М.К. Федотов//Говорящая книга.-2009.

 


Информация о работе Жизнь и творчество Джона Коммонса