Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 17:36, реферат
Цель работы: рассмотрение законов спроса и предложения, а также рыночного равновесия.
Задачи:
- раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия,
- описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар,
-описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов,
- проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть, как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Спрос и предложение…………………………………………………………..4
1.1 Закон спроса………………………………………………………………..4
1.2 Закон предложения………………………………………………………...7
2. Рыночное равновесие…………………………………………………………..9
2.1 Механизм достижения рыночного равновесия…………………………..9
2.2 Виды рыночного равновесия…………………………………………….10
2.3 Устойчивость равновесия………………………………………………...10
3. Модели рыночного равновесия………………………………………………11
Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу…………………11
Паутинообразная модель…………………………………………………13
Применение модели рыночного равновесия……………………………15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………...17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Спрос и предложение…………………………………………………
2. Рыночное равновесие……………………………
2.1 Механизм достижения рыночного равновесия…………………………..9
2.2 Виды рыночного равновесия…………………………………………….10
2.3 Устойчивость равновесия………………………………………………..
3. Модели рыночного равновесия………………………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что покупатели всегда будут предпочитать купить товар по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли. Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.
Цель работы: рассмотрение законов спроса и предложения, а также рыночного равновесия.
Задачи:
- раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия,
- описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар,
-описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов,
- проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть, как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Виды спроса: индивидуальный спрос, рыночный спрос, спрос на факторы производства (спрос производства), потребительский спрос.
На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от: использования рекламы, моды и вкусов, ожидания потребителей, изменений предпочтений окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены установленной на взаимозаменяемые товары, а также зависит от количества населения.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают P).
Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса. В самом общем виде ее записывают следующим образом , где:
— величина спроса на рассматриваемый товар;
- цены рассматриваемого и других товаров;
I — потребительский доход;
E — ожидания потребителей относительно будущих цен;
R — денежный доход потребителей;
N — количество потенциальных покупателей;
T — вкусы и предпочтения потребителей;
X — другие факторы.
Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рисунок ниже).
Изменения, происходящие на рынке, связанные с количественным предложением товара, всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, характеризует возрастание спроса на него.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка 1).
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка 2).
P – цена,
Q – объём спроса,
D – кривая спроса.
Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют: вкусы и предпочтения потребителей, доходы потребителей, число потребителей, цены на другие товары, экономические ожидания потребителей.
Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара. [7, С. 94]
Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:
С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода). [8, С. 146]
С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения). [8, С. 146]
Закон спроса не действует в следующих случаях:
Парадокс Гиффена: рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода).
Эффект Веблена: связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаров, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам".
Эффект ожидаемой динамики цен: если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот).
Анализ рыночного механизма
будет односторонним без
Объем и структура
предложения характеризует
Объем предложения, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.
Объемом предложения
называют количество какого-либо товара,
который желает продать на рынке
отдельный продавец или группа продавцов
в единицу времени при
Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента.
Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения.
Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка 1). Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка 2).
Q — кол-во продукции,
которое готов предложить
S — предложение
Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
К неценовым факторам предложения относят: изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения, связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства, выход на рынок новых фирм, изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли, природные катастрофы, политические действия и войны, перспективные экономические ожидания.
Фирмы, занятые в отрасли, при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения. В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.
На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз. [7, С. 100]
Воздействие изменения спроса и предложения на величину равновесной цены и равновесное количество продукта
Изменение предложения |
Изменение спроса |
Воздействие на равновесную цену |
Воздействие на равновесное количество продукта |
Увеличение Сокращение Увеличение Сокращение |
Сокращение Увеличение Увеличение Сокращение |
Снижение Повышение Неопределенно Неопределенно |
Неопределенно Неопределенно Увеличение Уменьшение |
2.1. Механизм достижения рыночного равновесия
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Информация о работе Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие