Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:51, курсовая работа
Проблема занятости и безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и рассмотрении практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотрение её специфики в Российской Федерации.
Введение
1. Понятие занятости и безработицы
1.1 Понятие занятости и безработицы
1.2 Характерные черты безработицы в России
1.3 Сущность, причины и виды безработицы
2. Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам
2.1 Анализ занятости в Российской Федерации
2.2 Анализ безработицы в Российской Федерации
2.3 Социальные последствия безработицы
2.4 Анализ прогноза ситуации на рынке труда РФ в период с 2011 по 2013 года
Заключение
Список использованной литературы
При проведении государственной политики в области обеспечения занятости населения следует особое внимание уделять тем группам лиц, которые попадают в критическую зону рынка труда.
Таким образом, были рассмотрены понятия занятости и безработицы, основные теории занятости. Далее рассмотрим характерные черты занятости и безработицы в Российской Федерации.
1.2 Характерные черты безработицы в России
Главным отличием нашего рынка труда является наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят, в частности, следующие: монополию на многие товары и услуги, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочней силы и многие другие. Кроме того, можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, монополизацию производства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и другие факторы. Рынок руда в России в значительной степени дисбалансирован, отметим основные его черты [9, с.564]:
Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления: Во-первых, создание эффективной рабочей инфраструктуры, включающей информационные биржы труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие нововведения. Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены негативному влиянию экономических факторов. В-третьих, должна быть создана региональная система стимулирования труда для закрепления кадров и эффективного их привлечения из других регионов. В-четвертых, создаваемые биржы труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применеия контрактной системы найма [4, с.246].
Можно выделить еще несколько существенных особенностей российского рынка труда. Во-первых, его характеризует крайняя неравномерность размещения трудовых ресурсов; так, Крайний Север России, занимающий 2/3 ее территории, является зоной очагового заселения, здесь сосредоточено всего 1/5 россиян, проживающих в населенных пунктах, разбросанных по огромной территории. Европейская территория России является зоной сплошного заселения, где сосредоточено 93% населения страны.
Во-вторых, российский рынок труда характеризуется крайне низкой мобильностью трудовых ресурсов. С одной стороны, это объясняется значительными расстояниями между центрами экономической жизни, а с другой – бедностью населения. Помимо этого не созданы нормальные условия для самодвижения трудоспособного населения (например, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд).
В-третьих, весьма необычна качественная составляющая трудовых ресурсов страны: с одной стороны, ее характеризует низкая дисциплина труда, иждивенческие настроения, с другой – высокий уровень образованности.
Значительное влияние на российский рынок труда оказал мировой финансово-экономический кризис, основная особенность которого заключается в его всесторонности, что выражается в охвате всех финансовых сфер, экономики во всем ее многообразии, а также социальной сферы.
В период, предшествующий кризису 2008-2009 годов, в России происходил значительный подъем, который длился 9 лет. За период с 2000 по 2008 годы доходы населения увеличились в 2,4 раза, при этом резко сократилась безработица (с 11,5 млн. человек до 4,2 млн. человек).
Характерными чертами современного экономического кризиса являются следующие: усиление деградации потенциала российской промышленности в целом и машиностроения в частности; смещение экономической активности от производственной сферы к сфере обращения и перераспределения валового продукта; резкое ухудшение демографической ситуации и снижение качества рабочей силы; крайне уязвимое положение российского банковского сектора; отсутствие фонда «длинных денег»; отток крупного капитала; наращивание частного внешнего долга России.
Перечисленные факторы не могли не оказать влияние на трансформацию российского рынка труда и ее регионов, кризис вскрыл и усугубил накопившиеся проблемы: депопуляция населения; снижение численности экономически активного населения и занятых; рост безработицы как по методологии МОТ, так и официально зарегистрированных; неэффективная занятость; заниженный уровень заработных плата; резкая дифференциация населения по доходам; низкая производительность труда, слабая конкурентоспособность населения; слабость институтов рынка труда; слабое взаимодействие рынка труда и рынка образования, рост напряженности на рынке труда.
Рассмотрим подробнеесуществующие проблемы российского рынка труда [3, с.16].
Первая проблема связана с необходимостью структурной перестройки национальной экономики, которая характеризуется следующими чертами: деградацией потенциала промышленности с высокой степенью износа основных производственных фондов; смещением экономической активности от производства к обмену и услугам; нерациональная структура экспорта и импорта; высокий уровень теневой экономики; высокая зависимость банковского сектора от иностранного капитала.
Вторая проблема заключается в низком качестве трудовых ресурсов, что характеризуется следующими чертами: низкой производительностью труда; низкой трудовой дисциплиной; низким процентом высококвалифицированных кадров; невысокой стоимостью человеческого капитала; несоответствием оплаты труда и стоимости рабочей силы.
Третья проблема состоит в необходимости создания новых рабочих мест, основными ее характеристиками являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; низкая механизация и автоматизация производства; высокая степень износа основных средств производства; недостаточное инвестирование собственников в человеческие ресурсы; недостаточная инновационность малого бизнеса.
Сущность следующей проблемы состоит в неблагоприятных демографических тенденциях, к которым относятся, в частности: снижение общей численности населения; низкий уровень рождаемости населения; высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте; «утечка мозгов» в развитые страны; рост доли населения старше трудоспособного возраста.
Пятая проблема заключается в высоком уровне социальной стратификации и дезинтеграции общества, основными чертами данной проблемы являются: высокий удельный вес бедных слоев населения (до 60%); низкий удельный вес среднего класса по сравнению с развитыми странами; высокая дезинтеграция общества на богатых и бедных; низкий уровень доходов экономически активного населения; несовершенство механизма социальной защиты занятых, безработных и пенсионеров.
Основными характеристиками шестой проблемы – нечеткости механизма регулирования безработицы в регионах – являются: дисбаланс спроса и предложения труда; дискриминация на рынке труда молодежи и пенсионеров; низкая социально-экономическая ответственность бизнеса; неэффективное государственное регулирование безработицы; отсутствие экономической оценки потерь от безработицы.
Следующая проблема заключается в недостаточной взаимосвязи системы образования и рынка труда.
Основными характеристиками данной проблемы являются: несоответствие образования темпам научно-технического прогресса и темпам развития инновационных отраслей; невысокое качество подготовки рабочих и специалистов; нерациональная структура трудовых ресурсов по отраслям и категориям; отсутствие долго- и среднесрочного прогнозирования трудовых ресурсов; недостаточная оценка затрат и инвестиций на подготовку кадров в регионах.
На сегодняшний день рынок труда в России несбалансирован, большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (например, в Ивановской области, Республике Тува, Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан). В то же время в районах Крайнего Севера ощущается нехватка рабочей силы, в особенности квалифицированной. Также существует неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы [5, с.611].
Российский рынок труда, с учетом многих его характеристик, не может быть отнесен к числу развитых и цивилизованных. Он сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких стихийных регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция. Гипертрофия скрытого рынка труда (скрытой безработицы) в России является отличительной чертой кризисного периода, когда ослаблены или даже разрушены старые организационно-управленческие и институционные структуры, но еще не созданы новые.
В настоящее время рынок труда характеризуется превышением предложения труда над спросом. В то же время, дальнейший выход экономики из кризисного состояния может сопровождаться массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и других подобных мероприятий. Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться с учетом жесткой системы неэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошли чрезвычайные социальные потрясения.
Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять на себя государство, используя для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении. Российский рынок труда пока не может быть назван и «напряженным», так как усиление разбалансированности спроса и предложения рабочей силы является, скорее, показателем несоответствия качества и пропускной способности служба занятости оперативному обслуживанию нормального для рыночной экономики межотраслевого и территориального перелива рабочей силы. Общая тенденция снижения спроса на рынке труда не может быть в ближайшее время преодолена частно-коммерческими структурами, поэтому государство обязано регулировать ситуацию на рынке труда. Нет сомнений, что развитие рынка должно повлечь за собой разработку системы мер его регулирования в целях ограничения отрицательных стихийных проявлений [8, с.273].
Таким образом, рынок труда воплощает в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предолжение, реализуемых через действующую систему воспроизводства, распределения, перераспределения и трудоустройства работников.
Произведенный анализ реального состояния российского рынка труда, сопоставление его основных характеристик и тенденций с изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного механизма распределения и пререраспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.
1.3 Сущность, причины и виды безработицы
Безработица является одной из важнейших макроэкономических проблем. Уровень безработицы непосредственно влияет на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.
В рыночной экономике всегда существует определённое количество людей, не имеющих работы. Тем не менее, не всякий неработающий человек является безработным; например, очевидно, что дети, старики и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Таким образом, безработный – это человек, который не имеет работы или какого-то другого дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней [10, с.350].
Для того, чтобы узнать количество безработных в каждой стране, следует все население разделить на группы по степени его трудовой активности. Вначале все лица подразделяются на две группы, первой из которых является экономически неактивное население – это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. В эту группу входят: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными); отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода). Второй группой является экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения, под которой понимается доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень определяется по формуле (1.1) [2, с.310].
Уа = (Эа/Н)×100, (1.1)
где
Уа – уровень экономически активного населения;
Н – численность населения;
Эа – численность экономически активного населения.
В свою очередь экономически активное население делится на следующие две группы: занятые, к которым относятся лица в возрасте 16 лет и старше (а также лицамладших возрастов), которыеработают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени), либо трудятся без оплаты на семейных предприятиях; а также безработные лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы, готовы приступить к работе, обучаются по направлению государственной службы занятости.
Информация о работе Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам