Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа
Проблема обеспечения занятости населения в период перехода к рыночной организации экономики является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.
Введение………………………………………………………………….3
1.Соцеаль- экономическое содержание занятости…………………….5
1.1.Понятие,виды,формы занятости ………………………………….5
1.2 Социально- экономическое содержание, причины и масштабы
высвобождения………………………..……………………..……12
2.Государственная политика занятости……………...……………….18
2.1. Содержание и уровни полоти занятости в Российской
Федерации………………...…………………………………….…18
2.2. Проблемы и перспективы занятости в Российской
Федерации.………………………………………………….…….22
Заключение………………………………………………………….….25
Литература……………………………………………………………..26
Российская Федерация
Министерство сельского хозяйства
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Орловский государственный аграрный университет
Экономический факультет
Кафедра «Экономической теории, права и мировой экономики»
Курсовая работа
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
на тему:
«Занятость
и особенности её
Выполнила:
Исаева А.В.
студентка группы Э-303
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Иванов К. С.
Орел - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Соцеаль- экономическое содержание занятости…………………….5
1.1.Понятие,виды,формы занятости ………………………………….5
1.2 Социально- экономическое содержание, причины и масштабы
высвобождения………………………..………………
2.Государственная политика занятости……………...……………….18
2.1. Содержание и уровни полоти занятости в Российской
Федерации………………...………………………………
2.2. Проблемы и перспективы занятости в Российской
Федерации.………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Проблема обеспечения занятости населения в период перехода к рыночной организации экономики является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.
В этих условиях роста безработицы, данная ситуация наблюдается сейчас в РФ, к первоочередным направлениям социально - экономической политики государства следует отнести оказание помощи в выборе занятости всем, кто может и хочет работать, создание системы и эффективного организационно - правового механизма обеспечения занятости.
Очевидно так же, что тенденции развития современной безработицы в нашей стране имеют специфические формы проявления в зависимости от сферы приложения рабочей силы, отраслевых и территориальных рынков труда.
Для обеспечения себе и своей семье достойного, по современным меркам, уровня жизни, гражданин РФ должен получить качественное образование, в дальнейшем найти высокооплачиваемую работу. Заведомо, чтобы исключить какой- либо обман со стороны работодателя, будущему работнику необходимо изучить действующие законы о труде, обеспечить себе правовую безопасность.
Сегодня существует реальная потребность в теоретическом осмыслении действующего законодательства и практики его применения. С момента введения в действие Закона «О занятости населения в Российской Федерации»( 0т 19 апреля 1991 г № 1032-1(в редакции от 27.07.2010 N 227-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П) прошло более десяти лет. Этот законодательный акт базировался на «Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения». Естественно, он не мог отразить всей специфики переходного периода и его влияния на сферу занятости в России. С 01 января 2001 года нет Фонда занятости населения в нашей стране. Начиная с 1991 года неоднократно изменялся статус государственной службы занятости населения.
Не смотря на то, что периодически в действующее законодательство вносятся необходимые изменения и поправки, оно не является совершенным. Проблема контроля и регулирования занятости, осознание сущности данного понятия остаётся актуальной. Целью данной курсовой работы и является решение приведённой выше проблемы. Также я приведу различные виды и формы занятости, охарактеризую социально- экономическое содержание занятости. В заключительной части курсовой работы мною будет проанализирована государственная система занятости.
При решении упомянутой выше проблемы, будут использованы различные источники информации: специальная учебная литература, периодические издания. Также я воспользуюсь информацией со следующих сайтов: base.garant.ru; consultant.ru; bibliotekar.ru›osnovy-prava, www.gks.ru.
1. СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие, виды, формы занятости.
Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает Закона «О занятости населения в Российской Федерации». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Здесь под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. В Законе провозглашено стремление государства к реализации занятости, как полной, продуктивной и свободно избранной. Причем это не отдельные понятия, а звенья единого процесса. Здесь заложена широкая трактовка занятости, выражающая ее социально-экономическое содержание.
Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в рабочей силе и личных потребностей работников в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.
Иначе понятие занятости можно истолковать, как– деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). В различных источниках можно встретить множество определений, раскрывающих определение занятости, но их сущность в основном одинакова. Занятость рассматривается, как деятельность трудоспособного населения, направленная на производство различных благ, с целью удовлетворения потребностей, не противоречащая закону, приносящая трудящимся доход, в виде заработка.
Занятости присущи следующие принципы:
1. Обеспечение свободы
в труде и занятости,
2. Создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержки при безработице в соответствие с конституцией РФ.
Переход страны к рыночной экономике потребовал глубоких реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, в российском обществе постепенно вырабатываются новые принципы занятости. Основные из них закреплены в Конституции РФ, Федеральном Законе «О занятости населения в РФ» и Трудовом кодексе.
Первым из этих принципов является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше и полнее реализовываться через трудовую сферу. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. А добровольная незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной или иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, воспитанием детей, общественной и другой деятельностью.
Второй принцип - ответственность
государства за создание условий
для реализации прав граждан на труд
и свободно избранную деятельность.
Речь идет о содействии государства
мерами законодательного, экономического
и социального характера
Третьим принципом выступает
комплексность в решении
Вид занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.
В обществе существуют несколько видов занятости. Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:
Занятость бывает:
Полной, когда все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.
Продуктивной- когда население занято в общественном производстве, а именно, это занятая часть ЭАН.
Социально-полезной - деятельность людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках, обучаются в очных формах обучения, заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.
Рациональной – разновидность вольной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.
Эффективной – использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда, при минимальных социальных издержках.
Формы занятости – это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. Различаются формы занятости по следующим признакам:
Форма собственности на средства производства: труд по найм, отношения между собственниками средств производства и работниками; предпринимательство; самозанятость.
Место выполнения работы: на предприятии; на дому; вахтовый метод.
Регулярность трудовой деятельности: постоянная - работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже каждый месяц;
временная - занятость на определенный срок и командировочная занятость; сезонная - работа в течение определенного сезона; эпизодическая - выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
Легитимность трудоустройства: формальная (зарегистрированная); неформальная.
Статус деятельности: основная; дополнительная (вторичная).
Режимы работы: жесткий график; гибкий график.
Различают стандартные и нестандартные формы занятости. Стандартной обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой стандарт закреплен законодательно. Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от него, включая самозанятость, могут рассматриваться как нестандартные.
Стандартные формы занятости можно проклассифицировать следующим образом.
По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость по найму
представляет собой отношения,
возникающие между
По режиму рабочего
времени принято выделять
По регулярности трудовой
деятельности занятость
Информация о работе Занятость и особенности её регулирования в современной рыночной экономике