Занятость и особенности её регулирования в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обеспечения занятости населения в период перехода к рыночной организации экономики является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Соцеаль- экономическое содержание занятости…………………….5
1.1.Понятие,виды,формы занятости ………………………………….5
1.2 Социально- экономическое содержание, причины и масштабы
высвобождения………………………..……………………..……12
2.Государственная политика занятости……………...……………….18
2.1. Содержание и уровни полоти занятости в Российской
Федерации………………...…………………………………….…18
2.2. Проблемы и перспективы занятости в Российской
Федерации.………………………………………………….…….22
Заключение………………………………………………………….….25
Литература……………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по ЭТ.docx

— 56.99 Кб (Скачать файл)

 

Российская Федерация

Министерство  сельского хозяйства

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Орловский государственный  аграрный университет

 

Экономический факультет

 

Кафедра  «Экономической теории, права и мировой экономики»

 

 

 

 

Курсовая работа

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

на тему:

 «Занятость  и особенности её регулирования  в современной рыночной экономике»

 

 

 

 

Выполнила:

Исаева А.В.

студентка группы Э-303

 Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Иванов К. С.

 

 

 

Орел -  2012

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….3

1.Соцеаль- экономическое содержание занятости…………………….5

  1.1.Понятие,виды,формы занятости ………………………………….5

  1.2 Социально- экономическое содержание, причины и масштабы

        высвобождения………………………..……………………..……12

2.Государственная политика  занятости……………...……………….18

  2.1. Содержание и уровни полоти занятости в Российской

       Федерации………………...…………………………………….…18

  2.2. Проблемы и перспективы занятости в Российской

         Федерации.………………………………………………….…….22

Заключение………………………………………………………….….25

Литература……………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема обеспечения  занятости населения в период перехода к рыночной организации  экономики является исключительно  актуальной и требует научной  разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма  государственного регулирования, объединяющего  политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.

В этих условиях роста безработицы, данная ситуация наблюдается сейчас в РФ, к первоочередным направлениям социально - экономической политики государства следует отнести оказание помощи в выборе занятости всем, кто может и хочет работать, создание системы и эффективного организационно - правового механизма обеспечения занятости.

Очевидно так же, что  тенденции развития современной  безработицы в нашей стране имеют  специфические формы проявления в зависимости от сферы приложения рабочей силы, отраслевых и территориальных  рынков труда.

Для обеспечения себе и своей семье достойного, по современным меркам, уровня жизни, гражданин РФ должен получить качественное образование, в дальнейшем  найти высокооплачиваемую работу. Заведомо, чтобы исключить какой- либо   обман со стороны работодателя, будущему работнику необходимо изучить действующие законы о труде, обеспечить себе правовую безопасность.

Сегодня существует реальная потребность в теоретическом  осмыслении действующего законодательства и практики его применения. С момента  введения в действие Закона «О занятости  населения в Российской Федерации»( 0т 19 апреля 1991 г № 1032-1(в редакции от 27.07.2010 N 227-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П) прошло более десяти лет. Этот законодательный акт базировался на «Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения». Естественно, он не мог отразить всей специфики переходного периода и его влияния на сферу занятости в России. С 01 января 2001 года нет Фонда занятости населения в нашей стране. Начиная с 1991 года неоднократно изменялся статус государственной службы занятости населения.

Не смотря на то, что периодически в действующее законодательство вносятся необходимые изменения и поправки, оно не является совершенным. Проблема контроля и регулирования занятости, осознание сущности данного понятия остаётся актуальной. Целью данной курсовой работы и является решение приведённой выше проблемы. Также я приведу различные виды и формы занятости, охарактеризую социально- экономическое содержание занятости. В заключительной части курсовой работы мною будет проанализирована государственная система занятости.

При решении упомянутой выше проблемы, будут использованы различные источники информации: специальная учебная литература, периодические издания. Также я воспользуюсь информацией со следующих сайтов: base.garant.ru; consultant.ru; bibliotekar.ru›osnovy-prava, www.gks.ru.

 

 

1. СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТОСТИ

 

  1.1. Понятие, виды, формы занятости.

Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает  Закона «О занятости населения в  Российской Федерации». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Здесь под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. В Законе провозглашено стремление государства к реализации занятости, как полной, продуктивной и свободно избранной. Причем это не отдельные понятия, а звенья единого процесса. Здесь заложена широкая трактовка занятости, выражающая ее социально-экономическое содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в рабочей силе и личных потребностей работников в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

Иначе понятие занятости  можно истолковать, как– деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). В различных источниках можно встретить множество определений, раскрывающих определение занятости, но их сущность в основном одинакова. Занятость рассматривается, как деятельность трудоспособного населения, направленная на производство различных благ, с целью удовлетворения потребностей, не противоречащая закону, приносящая трудящимся доход, в виде заработка.

Занятости присущи следующие  принципы:

1. Обеспечение свободы  в труде и занятости, запрещение  принудительного, обязательного  труда. Человеку принадлежит приоритетное  право выбора участвовать или  не участвовать в общественном  труде;

2. Создание государством  условий для обеспечения права  на труд, на защиту от безработицы,  на помощь в трудоустройстве  и материальной поддержки при  безработице в соответствие с  конституцией РФ.

Переход страны к рыночной экономике потребовал глубоких реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой  опыт, в российском обществе постепенно вырабатываются новые принципы занятости. Основные из них закреплены в Конституции  РФ, Федеральном Законе «О занятости  населения в РФ» и Трудовом кодексе.

Первым из этих принципов является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше и полнее реализовываться через трудовую сферу. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. А добровольная незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной или иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, воспитанием детей, общественной и другой деятельностью.

 

Второй принцип - ответственность  государства за создание условий  для реализации прав граждан на труд и свободно избранную деятельность. Речь идет о содействии государства  мерами законодательного, экономического и социального характера усилиям  индивидуумов приобрести соответствующую  квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности, необходимая реализация этого принципа еще впереди. Требуется усиление законодательной базы, разработка и введение в действие экономических и социальных механизмов.

Третьим принципом выступает  комплексность в решении проблем  занятости. Его реализация обусловливает  необходимость координации усилий органов власти всех уровней, сочетания  механизмов государственного регулирования  и рыночного саморегулирования, использования финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных средств, средств предприятий, общественных организаций и граждан.

Вид занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.

В обществе существуют несколько  видов занятости. Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

  • Профессионально - квалификационный признак: стаж работы; уровень образования; степень автоматизации труда.
  • Характер деятельности: личное подсобное хозяйство; индивидуальная трудовая деятельность; работа на заводах и фабриках и общественных организациях; служба в армии; работа за границей.
  • Тип класса и социальный слой: предприниматели; рабочие; управленческий персонал; инженерно-технические работники и служащие.
  • Вид собственности.
  • Территориальный признак.
  • Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).
  • Половозрастной признак.
  • Форма организации труда.

Занятость бывает:

Полной, когда все желающие трудоспособные граждане имеют объективную  возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы  равен естественному.

Продуктивной- когда население занято в общественном производстве, а именно, это занятая часть ЭАН.

Социально-полезной - деятельность людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках, обучаются в очных формах обучения, заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

Рациональной – разновидность вольной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.

Эффективной – использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда, при минимальных социальных издержках.

Формы занятости – это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. Различаются формы занятости по следующим признакам:

Форма собственности на средства производства: труд по найм, отношения между собственниками средств производства и работниками; предпринимательство; самозанятость.

Место выполнения работы: на предприятии; на дому; вахтовый метод.

Регулярность трудовой деятельности: постоянная - работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже каждый месяц;

временная - занятость на определенный срок и командировочная  занятость; сезонная - работа в течение  определенного сезона; эпизодическая - выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

Легитимность трудоустройства: формальная (зарегистрированная); неформальная.

Статус деятельности: основная; дополнительная (вторичная).

Режимы работы: жесткий график; гибкий график.

 

Различают стандартные и  нестандартные формы занятости. Стандартной обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой стандарт закреплен законодательно. Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от него, включая самозанятость, могут рассматриваться как нестандартные.

Стандартные формы занятости можно проклассифицировать следующим образом.

По способу участия  в общественном труде занятость  населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную  занятость.

 Занятость по найму  представляет собой отношения,  возникающие между собственниками  средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость (self-employment) для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.

 По режиму рабочего  времени принято выделять занятость  с режимом полного рабочего  времени и неполную (частичную)  занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.

 По регулярности трудовой  деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

Информация о работе Занятость и особенности её регулирования в современной рыночной экономике