Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:30, курсовая работа
Россия, как и все человечество, вступила в новый, XXI век, на¬званный веком знаний. Именно наука и образование во всем их бо¬гатстве и многообразии становятся сегодня главным двигателем общественного прогресса. Это в полной мере относится к эконо¬мической науке и экономическому образованию, состояние кото¬рых, к сожалению, не удовлетворяет современным и постоянно ра¬стущим требованиям.
Практика выявила основную слабость сложившегося в последние годы подхода к экономической теории в нашей стране. Акцент, как правило, делался лишь на экономических закономерностях, типичных для стран с развитой рыночной экономикой, без должного учета спе¬цифики России.
Введение………………………………………………….…………………………...3
Глава 1. Понятие и виды заработной платы 5
1.1. Заработная плата, её сущность и формы проявления 5
1.2. Формы и системы оплаты труда 10
1.3. Принципы организации оплаты труда………………...………………………19
Глава 2. Дифференциация заработной платы 28
2.1. Причины дифференциации заработной платы 28
2.2. Номинальная и реальная заработная плата 30
2.3. Совершенствование системы оплаты труда в рыночных условиях…………33
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………………41
Что же касается систем заработной платы в условиях нормально функционирующих рыночных механизмов, то некоторые из них отличаются достаточно высокой результативностью.
Современные системы оплаты трудовых услуг наемных работников основаны прежде всего на научной организации труда. С начала 20 в., когда в США начали внедряться известные системы "тейлоризм" и "фордизм", предприятия взяли на вооружение детальное нормирование трудовых операций, индивидуальный подход к каждому работнику, различные формы денежного вознаграждения за качественный и высокопроизводительный труд. Однако, осознавая реальные противоречия, складывающиеся между работодателями и работополучателями, предприятия делают сегодня ставку на трансформацию систем заработной платы путем органичного включения в них социально-психологических элементов. Трудовые отношения рассматриваются в этом варианте не только в плане купли-продажи трудового фактора, но и в качестве особой формы человеческих отношений. Все это дает возможность создавать в коллективе наемных работников здоровый психологический климат, приближаться к отношениям реального социального партнерства с руководством фирмы. Один из крупных американских менеджеров Ли Якокка считает, например, что на пути к экономическому процветанию в рамках предприятия должны быть последовательно соединены три главные составляющие: люди — продукт-прибыль.
Современные объективные тенденции ведут к постоянному повышению образовательного уровня наемных работников, к росту вложений в человеческий капитал и в итоге — к удорожанию самого фактора труда. Отсюда возникает необходимость нового отношения к человеку, выступающему полноправным владельцем своих способностей, мастерства, квалификации и профессионализма, своей интеллектуальной собственности. "Дорогой" человек эпохи НТР нуждается не просто в высокой оплате труда. В круг его жизненных потребностей (разумеется, наряду с желанием приобретать определенные товары и услуги) все более зримо начинает входить потребность в гуманистических, социально справедливых трудовых отношениях.
1.3 Принципы организации оплаты труда
Оплата труда работников — это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе; величина ее зависит от количества и качества труда. Однако, в условиях рыночных отношений она испытывает влияние спроса и предложения, сложившейся конъюнктуры рынка труда.
Организация заработной платы строится на основе следующих принципов:
дифференциации оплаты труда в зависимости от спроса и предложения;
самостоятельности
предприятий в организации заработной
платы, в установлении форм, систем и размера
оплаты труда
работника;
государственного регулирования оплаты труда;
дифференциации заработной платы в зависимости от условий труда, количества и качества затраченного труда;
материальной заинтересованности работников в высоких конечных результатах труда, в признании рынком продукта труда в качестве товара;
опережении темпов роста производительности труда над ростом заработной платы;
согласовании общих условий оплаты с профсоюзами.
Различают номинальную заработную плату, т. е. ее денежный размер, и реальную заработную плату, под которой понимается определенное количество приобретаемых товаров и услуг:
Ур =
где: Ур — реальная заработная плата;
Ун — номинальная заработная плата;
Р — уровень цен на предметы потребления и услуги.
Существенное влияние на величину реальной заработной платы оказывает спрос и предложение.
Реальная заработная плата выше там, где больше спрос на рабочую силу, а предложение труда воздействует на динамику заработной платы в обратно пропорциональной зависимости.
Рынок труда стремится к такой равновесной системе, при которой совокупный спрос на каждую категорию труда будет в точности равен предложению данной категории труда. Только в этом случае устанавливается общее равновесие, которое не будет порождать тенденций к увеличению или к уменьшению различий в размерах заработной платы.
Рынок труда относится к числу самых несовершенных рынком Рабочие, как правило, не осведомлены о состоянии спроса на их труд, они не знают обо всех вакантных местах работы даже в пределах своего города.
Величина заработной платы складывается под влиянием спроса и предложения, которые, в свою очередь, зависят от количества, качества труда и условий производства.[4]
В условиях перехода к рынку заработная плата продолжает оставаться основной частью доходов работников, но удельный вес ее постепенно снижается.
Доля оплаты труда во всех денежных доходах в 1998 году по сравнению с 1992 годом сократилась на 27,4 пункта и составила 42,5%, а доходов от предпринимательской деятельности увеличилась на 28,3 пункта и составила 44,4%, что говорит о развитии рынка и расширении предпринимательства.
В современных условиях предприятия, независимо от организационно-правовых форм, самостоятельно определяют формы и системы оплаты труда.
Однако
пока еще отсутствуют эффективно функционирующие
рыночные механизмы, под воздействием
которых складываются оптимальные пропорции
в заработной плате в соответствии со
сложностью выполняемого труда и профессионально-
Организация заработной платы строится на основе коллективных договоров, заключаемых, как правило, на 1—3 года между работодателями и работниками предприятия в лице профсоюзов. В них регулируются следующие вопросы: формы, системы и размер оплаты труда, вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты, механизм регулирования оплаты труда в соответствии с ростом цен, уровнем инфляции, выполнение показателей коллективного договора, занятость, переобучение, условия высвобождения работников, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков, улучшение условий и охраны труда работников, экономическая безопасность и охрана здоровья, льготы для работников и т. д. В своей правовой основе коллективные договоры должны исходить из генеральных и отраслевых соглашений.
Одним из элементов, определяющих размер оплаты труда, является прожиточный минимум. Он представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Используется в качестве базы для проведения адресной социальной политики, для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального пособия по безработице и стипендий студентов.
Минимальный потребительский бюджет представляет прожиточный минимум более высокого стандарта; соотношение между бюджетом прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, по данным Министерства труда РФ, составляет примерно 1 : 2.
Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которое получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.
Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязательства (нормы труда), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
И в коммерческой, и в бюджетной организации месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ, далее - Закон о МРОТ):
с 1 июля 2000 г. - 132 руб./мес.;
с 1 января 2001 г. - 200 руб./мес.;
с 1 июля 2001 г. - 300 руб./мес.;
с 1 мая 2002 г. - 450 руб./мес.;
с 1 октября 2003 г. - 600 руб./мес.;
с 1 января 2005 г. - 720 руб./мес.;
с 1 сентября 2005 г. - 800 руб./мес.;
с 1 мая 2006 г. - 1 100 руб./мес.
Обратите внимание: согласно статье 5 Закона о МРОТ налоги, сборы, штрафы и иные платежи, которые исчисляются в зависимости от МРОТ, рассчитываются с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Платежи по гражданско-правовым обязательствам, установленные в зависимости от МРОТ, также исчисляются исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
В некоторых случаях исходя из установленной законом суммы МРОТ рассчитываются суммы пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.
Согласно статье 2 Закона о МРОТ законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ*(1) могут принимать законы, устанавливающие более высокий размер минимальной заработной платы в конкретном субъекте РФ. При этом все работодатели, действующие в данном субъекте РФ, должны соблюдать установленный законом субъекта размер минимальной заработной платы.
Региональные власти могут принимать такие законы на основании трехсторонних соглашений - между правительством субъекта РФ, объединением работодателей и объединением организаций профсоюзов.
В частности, ежегодными Московскими трехсторонними соглашениями между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов и объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) были установлены следующие МРОТ с:
- 1 октября 2004 г. - 2500 руб./мес.;
- 1 мая 2005 г. - 3000 руб./мес.;
- 1 октября 2005 г. - 3600 руб./мес.;
- 1 мая 2006 г. - 4100 руб./мес.
В настоящее время минимум оплаты труда, установленный для Москвы трехсторонним соглашением, на законодательном уровне не закреплен - соответствующий закон г. Москвы не принят. Тем не менее работник государственной инспекции труда, обнаруживший при проверке, что зарплата сотрудников меньше этого минимума, может наложить на работодателя штраф в соответствии со статьей 5.31 КоАП РФ*(2).
Дело в том, что, как следует из преамбулы к Московскому трехстороннему соглашению, этот документ открыт для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в Москве, в порядке, который определен Законом г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве" (в редакции Закона г. Москвы от 19.05.2004 N 30). В соответствии с пунктом 9 статьи 9 этого закона действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, которые не заявили письменно о своем несогласии с его содержанием в 30-дневный срок со дня его публикации.
Обратите внимание: минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может использоваться только в целях оплаты труда. Выплаты, производимые за счет средств ФСС России, начисляются исходя из МРОТ, принятого федеральным Законом о МРОТ.
В Трудовом кодексе есть норма, согласно которой заработная плата в организации должна повышаться в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).
В организациях, финансируемых из бюджета, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами. В других организациях - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.[1]
К сожалению, на практике эта норма применяется далеко не всегда.
Единая тарифная сетка предназначена для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы и является основой тарифной системы этой сферы деятельности. Она представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников — от рабочего низшего разряда до руководителей организаций.
При разработке единой тарифной сетки за основу приняты следующие принципы ее построения:
Определение
исходной базы на уровне не ниже минимальной
заработной платы;
Нарастание
ставок оплаты по разрядам, обеспечивающее
ма
териальную заинтересованность работников
в труде высокой
квалификации на основе использования
соответствующих та
рифных коэффициентов.
Оплата труда работников организаций не бюджетной сферы (муниципальных, индивидуальных (частных) организаций, смешанных товариществ, акционерных обществ и т. д.) определяется собственником предприятия, исходя из законодательно установленного минимального размера оплаты, отраслевых и специальных соглашений, закрепленных в коллективных договорах предприятий и индивидуальных трудовых договорах (контрактах) и регулируются действующей системой налогообложения на прибыль (доход) предприятия.
При оплате
труда работников этих организаций может
быть ре- комендовано: использование соотношений
между профессионально-
В условиях перехода к рыночной экономике и расширения праи организаций в области оплаты труда, размеры ставки (окладов), со отношения в оплате различных категорий работников, системы премирования и выплаты вознаграждений определяются в коллективном договоре.
В трудовых договорах (контрактах) могут устанавливаться более-высокие размеры оплаты, чем предусмотрено в коллективных договорах.
Информация о работе Заработная плата: сущность, виды, системы