Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 18:38, контрольная работа
Каждый вид ресурса в процессе производственного потребления порождает свойственный каждому ресурсу вид дохода.
Пахотная земля, полезные ископаемые, средства производства, транспортные средства и средства связи ограничены определенным пределом. Процесс производства, связанный с использованием ограниченных ресурсов, также ограничен, общество не в состоянии произвести и потребить такое количество продуктов и изделий, которое бы оно хотело иметь.
Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. По сути это финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов на год, а по материальному содержанию – централизованный фонд денежных средств.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Основными принципами построения государственного бюджета является полнота, единство, реальность, и гласность.
Традиционный экономический анализ выделяет следующие функции бюджета:
- перераспределения
- контроля за финансовым
- регулирование и
- обеспечение внутренней и
- содержание аппарата
Структура государственного бюджета
имеет свои национальные особенности
и зависит от уровня социально-экономического
развития от уровня государства, его административно-территориально
Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.
Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, бюджетные средства направляются в виде кредитов, субсидий и др. для финансовой поддержке фермерских хозяйств, жилищного строительства, наукоемких фирм и т.д. Госбюджет финансирует непроизводственную сферу (образование, медицинское обслуживание, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы), а также внешнеэкономическую и военные нужды.
Сбалансированность бюджета – достижение равенства доходной и расходной его частей. Идеальное исполнение государственного бюджета означает полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Обратная ситуация – превышение расходов над доходами – ведет к образованию бюджетного дефицита. По установившимся международным стандартам, он не должен превышать 3% ВВП.
Бюджетный дефицит может вызываться осуществлением крупных государственных программ развития экономики, милитаризацией страны, войнами и стихийными бедствиями, экономическими кризисами и т.д. Во всех случаях расходы государства резко возрастают, превышая его доходы.
Различают структурный и циклический дефицит.
Структурный дефицит – разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы. Это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов экономики.
Циклический дефицит – дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, сокращения налоговых поступлений и увеличение государственных трансфертов в результате экономического спада. Он свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.
Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. В странах с рыночной экономикой основной причиной дефицита является спад производства, который приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства.
Источники и методы покрытия бюджетного дефицита:
- увеличение налогов
- денежное финансирование, но не за счет прямой эмиссии денег, а путем монетизации дефицита;
- использование средств от
- внутреннее и внешнее долговое
финансирование через выпуск
и продажу государственных
Существуют три подхода к регулированию бюджетного дефицита:
а) бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. в каждом финансовом году сводиться с равенством между доходами и расходами. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и доходов в зависимости от положения в экономике, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку;
б) бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. В периоды спадов производства правительство увеличивать расходы, что ведет к росту дефицита, а в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов. Если спад длительный, а подъем короткий, бюджетный дефицит останется;
в) концепция функциональных финансов, согласно которой главной целью государственных финансов являются обеспечение макроэкономического равновесия, Во-первых, макроэкономическое равновесие вызывает экономический рост, который способствует увеличению национального дохода и, соответственно, налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выступить дополнительное количество денег и тем самым устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.
Первичный дефицит равен государственным расходам за вычетом чистого процента и налоговых поступлений, т.е сумме государственных закупок товаров и услуг и трансфертов за вычетом налоговых поступлений. При бурном развитии первичного дефицита стремительно растет отношение государственного долга к ВНП. Это испытали многие страны, например в годы Второй мировой войны.
Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг.
Государственный долг – это сумма задолженности стран другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Его размер за определенный период можно исчислить, отняв суммы накопленных бюджетных дефицитов бюджетные излишки. Если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.
Различают внутренний и внешний долг.
Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Внешний долг – задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. При наличии внешнего долга нация вынуждена отдавать в погашение и оплату процентов по долгу ценные товары и услуги, что негативно сказывается на развитии ее экономики. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны. В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно законодательно устанавливается его лимит. Абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по доле внешнего долга в ВНП, отношению годового объема выплат по нему к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25%.
Для погашения государственного долга используются различные способы, в частности:
- рефинансирование – выпуск новых займов;
- консолидация – изменение условий заимствования, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства превращаются в долго- и среднесрочные;
- конверсия внешнего долга – изменение условий заимствования относительно доходности.
В качестве положительного момента обычно отмечают, что при внутреннем долге не происходит «утечка» товаров и услуг за границу. Однако возникает ряд других серьезных проблем:
- выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку покупка государственных ценных бумаг доступна только наиболее обеспеченным слоям населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все;
- чтобы погасить долг и
- выпуску в обращение новых
государственных бумаг
- большой государственный долг
отпугивает иностранных
11. Факторы производства. Особенности спроса на факторы производства и их предложение. Доходы от факторов производства.
Производство – это любая деятельность человека, направленная на преобразование внешней среды в целях приобретения благ, служащих для удовлетворения его потребностей.
Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное государство.
Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил (возможностей), которые могут быть использованы в процессе создания благ (товаров, услуг).
Выделяют природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Природные ресурсы – естественные, имеющиеся в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна. Они в свою очередь делятся на исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые;
Материальные ресурсы – все созданные человеком блага, сами являющиеся результатом производства. Это предприятия, транспортные системы, жилые дома – все, что необходимо для производства и потребления. Важную роль играют орудия труда, эффективность которых характеризует степень овладения силами природы и их подчинения производству благ и услуг.
Трудовые (человеческие) ресурсы – население в трудоспособном возрасте.
Этот вид ресурсов рассматривается в социально-демографическом
(пол, возраст), профессионално-
Финансовые ресурсы – денежные средства, которые используются для функционирования общественного производства. Их источники – временно свободный денежный капитал предприятий и фирм, налоги, сбережения населения и т.д.
Природные, материальные и трудовые ресурсы называют базовыми, поскольку их наличие в той или иной мере присущи любому обществу. Финансовые ресурсы являются производными, ибо возникают на рыночной ступени развития цивилизации.
Реально вовлеченные в процесс производства ресурсы называют факторами производства. Они разделяются на четыре большие группы: земля, труд, капитал, предпринимательская способность.
Земля составляет естественный и постоянный
фактор, не являющийся результатом человеческой
деятельности. Она характеризируется
определенным плодородием и служит объектом
для лесного и сельского хозяйства, на
ней размещаются производственные и жилые
сооружения, а в ее недрах скрываются залежи
полезных ископаемых. Следует отметить,
что значительная часть пригодных для
возделывания земельных угодий стала
таковой только благодаря вырубке лесов,
осушению болот, дренажу и т.п.
Поэтому то, что мы называем землей, в известной
мере является продуктом деятельности
предыдущих поколений людей.
Труд – это интеллектуальная и физическая деятельность человека, направленная на изготовление благ и оказание услуг. Характеристиками труда является его продолжительность, интенсивность и производительность. Продолжительность труда – это время, в течении которого человек трудится. Она определяется физиологическими параметрами, соображениями морального и социального характера, а также (если речь идет о рабочем времени) законодательными актами. Интенсивность труда – это его напряженность, изменяемая затратами физической и умственной энергии человека в единицу времени. Производительность труда – это его плодотворность, определяемая количеством созданной продукции за час, день, неделю и т.д.
Капитал – все средства, созданные человеком и используемые им для производства благ и оказания услуг. Процесс производства и накопления этих средств определяется как инвестирование. Капитал материализуется в зданиях, сооружениях, сырье, материалах, энергии. Его иногда называют реальным капиталом, иногда – инвестиционными товарами. В экономической науке выделяют основной и оборотный капитал.
На предпринимательство как фактор производства обратил внимание впервые А.Смит. В его понимании предприниматель был особым субъектом, наделенным способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения, как в стандартных ситуациях, так и в рисковых обстоятельствах, в том числе в инновациях. Предпринимательский фактор - деятельность по координации и комбинированию других факторов производства в целях производства материальных благ и услуг. Предпринимательский фактор представляет собой специфический человеческий ресурс, называемый предпринимательской способностью. Предприниматель соединяет, комбинирует остальные факторы производства – труд, землю и капитал – в единый процесс производства, принимая основные, зачастую неординарные новаторские решения в процессе ведения бизнеса.