Издержки производства и обращения. Предельные издержки и оптимальный объём производства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования затрат на процесс товарного обращения, определяется тем, что дальнейшее повышение эффективности общественного производства может быть достигнуто не только ростом результатов производства (объемов совокупного общественного продукта и национального дохода), но и снижением уровня издержек производства и обращения.
Но прежде чем рассмотреть подробнее основные принципы взаимосвязи издержек производства и объема предложения, необходимо выяснить, что мы понимаем под издержками и как их измерять.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...... 3

Глава I. Издержки производства и обращения.
Сущность, роль и классификация издержек производства и обращения……………………………………………………………………. 5
Уровень издержек обращения……………………………………….. 9
Факторы, влияющие на издержки производства и обращения…...10
Трансакционные издержки …………………………………………..13
Глава II. Предельные издержки и оптимальный объем производства.
Предельные издержки…………………………………………………16
Производство в краткосрочном периоде.
Закон убывающей отдачи……………………………………………………18
Объем производства в краткосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли…………………………………………………………………21
Объём производства в условиях совершенной конкуренции………23
Предприятия в условиях несовершенной конкуренции…………….26
Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.
Положительный эффект масштаба (объема производства)………………. 29
Отрицательный эффект масштаба…………………………………… .30

Заключение…………………………………………………………………… 31
Список литературы……………………………………………………………. 33

Вложенные файлы: 1 файл

экономика .docx

— 168.83 Кб (Скачать файл)

MR = MC ( P > ATC )

В рыночной экономике в условиях ограниченных ресурсов их распределение осуществляется так, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Этой же цели благоприятствует стремление производителей товаров использовать эти ресурсы с наибольшей эффективностью. Таким образом, в микроэкономическом анализе понятие "эффективность" подразделяется на две части - это эффективность производства и эффективность распределения ресурсов. Они находятся в тесной взаимосвязи.

Обеспечение безубыточности функционирования фирмы или достижения средней прибыли, или ориентация на получения максимальной прибыли требует не только глубокого анализа текущих цен на различные факторы производства и на готовую продукцию, но и управление этими ценами.

Фирмы-монополисты или предприятия на олигополистическом рынке стремятся установить цену на свои товары с таким расчетом, чтобы они обеспечивали ей желанный объем прибыли. Предположим, что фирма назначает на свою продукцию цены с таким расчетом, чтобы получить максимум прибыли на вложенный капитал.

Этот метод позволяет в наглядной форме отразить движение не только валовых издержек (ТС), но и изменение объема производства (Q) и валового дохода (ТR) от реализации продукции, величины прибыли. На графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления прибыли при разных уровнях объема продаж.

Для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия валовых издержек поступлениями, фирма должна производить как минимум Q1 или Q2 товарных единиц и продать их по определённой цене. Для получения максимальной прибыли, ей необходимо произвести и продать Q3 товарных единиц по цене P за штуку. Исходя из поставленных целей, то есть масштабов намечаемой прибыли, фирма и определяет цену своей продукции и её объём. (рис. 5а, б, в)


C AC


 

 

 

 

                              M


 



 0 Q


Q1

Рис. 5а.

  C


 

AC

 

 

 

 P






     0 Q


Q1 Q3 Q2

Рис. 5б.

  C  AC


 

 

 

 

  P


 

 


                1.                        Q

Рис. 5в.

Рис.5а, б, в.  Положение конкурентной фирмы на рынке.

Такой метод ценообразования на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли требует от фирмы разных вариантов установления цен, исходя из складывающейся обстановки на рынке соответствующих товаров. Все большее число фирм при определении цены товаров исходят из ощущений ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не только издержки фирмы, а покупательское восприятие потребительских качеств продаваемого товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют целый комплекс маркетинговых мероприятий, главными из которых являются неценовые воздействия на покупателя. К неценовым факторам, как известно, относятся качество, долговечность, модность, престижность соответствующей продукции.[1,2]

Предприятия в условиях несовершенной конкуренции.

В условиях несовершенной конкуренции производитель может воздействовать на рыночную цену, чего не наблюдается в условиях совершенной конкуренции.

Как же ведет себя фирма-монополист при определении цены и оптимальных размеров производства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить общие черты несовершенной конкуренции.

При несовершенной конкуренции значительная доля рынка принадлежит отдельным предпринимателям, имеет место наличие барьеров проникновения в данную отрасль со стороны других фирм, неоднородность производимой продукции, неадекватность рыночной информации. Все эти факторы в отдельности или вместе взятые нарушают рыночное равновесие и с точки зрения равенства спроса и предложения.

К примеру, единственный производитель определенной продукции или группа объединившихся фирм в состоянии поддерживать завышенные цены на соответствующую продукцию, не рискуя потерять клиента.

Одним из критериев несовершенной конкуренции является понижение цен с ростом выпуска продукции фирмы. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции фирма может реализовать с помощью политики снижения цены.

Другой общей закономерностью рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода (TR) фирмы. Напомним, величина валового дохода равна произведению цены на объем реализованной продукции: TR = PQ.

Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции является падение предельного дохода фирмы при снижении цены на ее продукцию. При этом предельный доход фирмы-монополии меньше цены единицы продукции (при всех уровнях производства кроме первого). В чем причина такой закономерности изменения предельного дохода можно пояснить с помощью следующего числового примера (см. таблицу. 3.)

 

Таблица 3. Предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Выпуск продукции Q

Цена P

Валовой доход TR

Предельный доход MR

1

10

10

10

2

9

18

8

3

8

24

6

4

7

28

4

5

6

30

2

6

5

30

0


 

Таблица свидетельствует о том, что, скажем, выпуская третью единицу продукции и продавая её по более низкой цене 8 руб., фирма дополнительно за нее получит 8 руб. Однако продается не только третья единица, но и две предыдущие (8х3 = 24), но по более низкой цене; при этом теряется доход в размере 2 руб. Таким образом, получается, что дополнительный доход равен 6 руб. при цене 8 руб. за единицу продукции.

В более общей форме можно сказать: падение предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции по более низкой цене не только увеличивает доход на величину ее стоимости, но и сокращает его на величину удешевления всех предыдущих единиц.

Несовершенная конкуренция предполагает существование следующих видов рынков:

  • рынок чистой монополии,
  • рынок монополистической конкуренции,
  • рынок олигополии.

Поведение чистой монополии на рынке несовершенной конкуренции характеризуется тем, что монополия может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а также благодаря использованию методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное положение, пользуясь своими возможностями.

Посмотрим на примере, что происходит с монополией под воздействием изменения цен на выпускаемую продукцию (см. таблицу 4).

 

 

 

 

 

Таблица 4. Изменение объёмов производства, цены, предельного дохода и прибыли в условиях монополии

Количество

Цена

Валовой доход

Предельный доход

Средние валовые издержки

Валовые издержки

Предельные издержки

Прибыль(+)убытки (-)

0

172

0

-

-

100

-

- 100

1

162

162

162

190

190

90

- 28

2

152

304

142

135

270

80

+ 34

3

142

426

122

113,3

340

70

+ 86

4

132

528

102

100

400

60

+ 128

5

122

610

82

94

470

70

+ 140

6

112

672

62

91,7

550

80

+ 122

7

102

714

42

91,4

640

90

+ 74

8

92

763

22

93,7

750

100

- 14

9

82

738

2

97,8

880

130

- 142

10

72

720

-18

103

1030

150

- 340


Данная таблица свидетельствует о том, что цена на продукцию предпринимателя - монополиста имеют нисходящую тенденцию: при цене 152 реализуется 2 изделия, при цене 112 - 6, при цене 82 - 9 изделий. Второй характерной чертой является факт превышения цены над предельным доходом. Чистая монополия может увеличивать продажу только путем снижения цены на изделие. Это представляется причиной того, что предельный доход становится ниже, чем цена для каждого количества выпускаемой продукции, кроме первой единицы. Для второй единицы он уже равен 142 при цене 152, для третьей 122 при цене 142 и т.д. Это объясняется тем, что снижение цены и, соответственно, дохода от второго изделия относится не только ко второму изделию, но и ко всем ранее выпущенным. Имея возможность влиять на цены, монополист решает: какой доход ему нужно получить и какую цену необходимо назначить на товар, чтобы обеспечить планируемый доход. Но это вовсе не значит, что монополист абсолютно свободен в выборе цен и объемов производства. Объем производства зависит от емкости рынка, а это, в свою очередь, влияет на возможную цену товара. В своей деятельности монополист подчиняется тому же правилу, что и конкурентный производитель. Фирма будет производить каждую дополнительную единицу, пока предельный доход от нее будет больше, чем предельные издержки. Если мы сравним наши таблицы, предельные доходы и предельные издержки, то увидим (5-я единица изделия), что последнее изделие имеет доход 82 при предельных издержках 70. 6-ю единицу уже нет смысла производить, т.к. доход от нее составит 62, а предельные издержки будут равны 80. Поэтому и сумма прибыли, полученной при производстве 5-го изделия, максимальна - она равна + 140.

Чистая конкуренция и чистая монополия, которую мы рассмотрели, являются, чаще всего, исключениями из правил, а на рынке, как правило, существуют монополистическая конкуренция или олигополия.[1,2]

Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Положительный эффект масштаба (объема производства).

В течение длительного периода времени изменения в структуре ресурсов могут быть происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений. Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведёт возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.

Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

Информация о работе Издержки производства и обращения. Предельные издержки и оптимальный объём производства.