Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:02, курсовая работа
Цель, поставленная при написании данной курсовой работы – многостороннее изучение явления инвестиций и государственной инвестиционной политики в современной России.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы инвестиционной деятельности;
2. рассмотреть динамику и структуру инвестиций;
3. выделить источники инвестиций;
4. изучить инвестиционную деятельность в России;
5. рассмотреть государственное участие в инвестиционном процессе;
6. сделать выводы о реальных проблемах инвестиционного климата в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИНВЕСТИЦИИ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………..5
1.1. Сущность инвестиций, источники и виды………………………………...5
1.2. Эффективность инвестиций и способы их оценки………………..............7
1.3. Инвестиционные риски и их классификация……………………………...9
1.4. Инвестиции и инновации: проблемы соотношения………………………11
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………...14
2.1. Характеристика инвестиционного климата в российском обществе……14
2.2. Динамика инвестиций в России в период с 90-х годов ХХ века по настоящее время…………………………………………………………………17
2.3. Оценка действующего государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российском обществе………………………………………….19
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности и его недостатки………………………………………………………………………..22
3.2. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата в российском обществе………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29
В структуре инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России по основным странам-инвесторам в 1995-2003 годах в наибольшей степени увеличилась доля Кипра - до 14,2% (1995 год - 1,4%), Франции – до 12,5% (1995 год – 3,6%), Великобритании – до 15,6% (1995 год - 6,1%) и Нидерландов – до 5,9% (1995 год – 2,8%). Наиболее существенным образом в 2003 году уменьшился удельный вес таких стран как США - до уровня 3,8% (1995 год - 27,9%) и Швейцария - до 3,6% (1995 год - 14,6%).
Сложившаяся в экономике страны
к концу 2003 года ситуация достаточно благоприятна
для активизации притока иностранных
инвестиций. Однако для реализации этих
возможностей необходимо осуществить
комплекс мер, направленных на улучшение
инвестиционного климата в стране и повышения
доверия к России со стороны иностранных
инвесторов.
2.3. Оценка действующего государственного регулирования инвестиционной деятельности в российском обществе
Государственное
регулирование инвестиционного
процесса - это система мер
В России инвестиционная деятельность регулируется общими законодательными актами - кодексами (земельным, гражданским, налоговым, и др.), федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской федерации», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «Об инвестиционных фондах», законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», а также прочими нормативными актами. Кроме того существуют и экономические методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. К ним относятся амортизационная политика, кредитная и валютная политика, система налогообложения, бюджетное инвестирование, система финансирования и кредитования капитальных вложений и т.д.
В федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в главе третьей раскрыты основные принципы осуществления государственного регулирования, его меры и методы воздействия. Так, государственное регулирование предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- совершенствования
системы налогов, механизма
- установления
субъектам инвестиционной
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления
субъектам инвестиционной
Также в данном
федеральном законе определяется и
непосредственно
Подводя итоги, можно сделать выводы, что осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного климата позволит активизировать инвестиционный процесс и получить дополнительные инвестиции для осуществления экономического роста. Анализируя динамику инвестиций с 1995-2003 год можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в экономику с каждым годом становиться все больше. Для создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций необходимо упорядочить систему государственного контроля. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут быть исключительно запрещающими или разрешающими, а должны быть направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности, обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так и инвестору.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности и его недостатки
В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.
Таким образом, в настоящее время названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает. Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий — необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена президентом лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.
Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере. Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу. Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми.
3.2. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата в Российском обществе
Есть несколько фундаментальных вопросов, на которые надо ответить, прежде чем определять стратегию инвестиционного климата в России.
Надо задаться вопросом, есть ли иной выход, кроме ставки на частные инвестиции?
Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, современные методы управления. В тоже время частные инвестиции чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования - стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, степени гармонизации национальных стандартов с международными, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Отсюда - безальтернативность самых серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата.
Что мы больше предпочитаем - эффективность инвестиций или их объем?
При всех положительных качествах частных инвестиций они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах в силу недостаточности их объема. Поэтому государство должно отдать предпочтение эффективности. Не все инвестиции одинаково полезны. Значительная доля инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешних жалких объемах остаются “советскими" по показателям эффективности. Нередко это просто выброшенные деньги. Конечно, чем больше объем инвестиций, тем ниже показатели их эффективности даже при жестком отборе и качественном исполнении проектов: просто с увеличением объемов растет и число проектов, которые могут быть включены в список финансируемых. Но важно, чтобы в этом списке первые места занимали самые эффективные. Сейчас это не так.
Будем ли стимулировать
потребительский спрос или
Это также непраздный вопрос, ибо в последнее время получила хождение точка зрения, что сейчас стимулирование потребительского спроса и увеличение денежных доходов населения способствует экономическому росту. Есть даже предложения сразу удвоить зарплату. Но доходы населения могут реально расти только в меру роста производства и производительности труда. Иной способ один - печатать деньги и ожидать роста цен, съедающего номинальные денежные доходы. Или брать взаймы, что для нас уже недоступно.
Другой способ стимулирования спроса - поощрять его в ущерб сбережениям. Следует подчеркнуть, что российское общество не нуждается в поощрении потребления. Вопреки официальным данным, реальные национальные сбережения крайне низки, может быть за исключением только очень узкого слоя наиболее состоятельных граждан. Поэтому в поощрении нуждаются именно сбережения, именно вложения в инвестиции, для чего должны быть предложены достаточно доходные и надежные инструменты, чтобы они стали важным элементом улучшения инвестиционного климата.
Если мы говорим о поощрении или привлечении инвестиций, то как это предпочтительно делать: за счет предоставления каких-либо льгот и привилегий приоритетным проектам или инвесторам, или же за счет создания равных благоприятных условий для всех?
Вопрос более чем уместен, ибо, во-первых, конкретные льготы, особые условия предоставлять легче и эффект от них наблюдать можно быстрее. В сложившейся обстановке, видимо, нельзя избежать применения некоторых льгот для инвесторов, таких, например, как инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный Налоговым кодексом. Но, как правило, более эффективно общее улучшение условий для инвестиций: например, вместо льгот по налогам лучше общее снижение налогового бремени.
После всего сказанного можно сделать несколько основных выводов относительно политики улучшения инвестиционного климата в России. На нынешнем этапе благоприятный инвестиционный климат становится главной задачей, с помощью которого обеспечивается экономический рост и сохраняется научно-технический потенциал для поддержания статуса России как индустриально развитой страны. Учитывая все благоприятные тенденции развития инвестиционного климата в стране, он остается весьма непривлекательным. Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата в течение короткого периода времени. Но приведенный выше обзор показывает, что быстро и кардинально решить эту проблему практически невозможно. Так как многие процессы как, например, борьба с преступностью, обеспечение надежной работы судебной системы и другие меры стабилизации экономики требуют длительного времени. Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры. Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ