Инвестиции в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Теории международного движения капитала в западной экономической литературе уделено достаточно много внимания. Начиная с 60-х годов появились работы об экономике стран, принимающих капитал. В этот период на политической карте в результате бурного национально-освободительного движения возникло большое число независимых развивающихся государств. Вследствие этого процесса в международных потоках перемещения капитала наметилась тенденция его движения из развитых стран в развивающиеся.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая инвестиций.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Среди мер общего характера в  качестве первоочередных следует назвать:

достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

ускорение работы Государственной  думы над Гражданским кодексом и  уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением  невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

мобилизация свободных средств  предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство системы  оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых льгот  банкам, отечественным и иностранным  инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота  капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

формирование общего рынка республик  бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

срочное рассмотрение и принятие Думой  нового закона об иностранных инвестициях в России;

принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

создание в кратчайшие сроки  Национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в России;

разработка и принятие программы  укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

Заключение

Россия остро нуждается в  фондах финансирования для своих  инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние автодорог, промзон  и даже целых районов в больших  городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов.

Эксперты предсказывают, что в  ближайшие 7-10 лет ожидается значительный рост ПИИ, причем к 2010 году ежегодные  притоки превысят 1 трлн. долларов.

К 2050 году российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз - до 55 630 долларов на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9 на 7 место в мире. Такой прогноз сделал инвестиционный банк Goldman Sachs, рекомендовав инвесторам в 2006 году вкладываться в растущие валютные и фондовые рынки России и других стран так называемой BRIС - Бразилии, Индии и Китая . Термин BRIC - аббревиатуру по первым буквам английских названий Бразилии, России, Индии и Китая - ввел в 2003 году инвестиционный банк Goldman Sachs (GS), который тогда назвал перечисленные страны наиболее перспективными "развивающимися рынками". Считается, что эти рынки к середине века выйдут на первые позиции в мировой экономике: в частности, в 2032 году по размеру экономики Индия обгонит Японию, а в 2041 году Китай обойдет США.

Экономисты GS уверены, что акции  российских, бразильских и индийских компаний будут расти, а валюты всех четырех стран BRIC - укрепляться. Теперь, говорят они, BRIC уже не просто "развивающиеся рынки", а второй после США "двигатель мировой экономики".

Привлечение в широких масштабах  национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении анти импортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, не лишая его собственных  стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный  инвестиционный климат не только для  иностранных инвесторов, но и для  своих собственных. И речь не о  том, чтобы найти им средства на осуществление  инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Итак, экономические перспективы России становятся все яснее: того и гляди к нам придут "большие деньги" крупнейших западных инвестиционных и пенсионных фондов. На деле, однако (несмотря на благозвучные рейтинги), до этого далеко: Россия пока не вынырнула из-под волны оттока капиталов. А это значит, что одних рейтингов недостаточно, тем более что, как выясняется, они хорошо измеряют возможность расплатиться с долгами, а вот с оценкой реального инвестиционного климата получается несколько хуже.

Список литературы

Официальные документы

Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 02.01.2000 г.)

Учебники, монографии, сборники научных  трудов

Инвестиционная деятельность: Учебное  пособие / Под ред. Г.П. Подшиваленко и М.В.Киселевой. - М.: ЮНИТИ, 2005.

Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под  ред. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.

Экономическая теория: Учебник / Под  ред. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2002.

Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2003

Статьи из журналов и газет

Вариавский В. Риски частных  инвестиций в производственную инфраструктуру России.// МЭиМО. 2004. № 5

Инвестиционная модель России //МЭиМО. 2003. №11.

Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.// Экономист. 2005. № 9.

Лисин В. Инвестиционные процессы в  российской экономике //Вопросы экономики. 2004. №6.

Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.// МЭиМО.2005. № 9.

Фишер П. Россия и мировые притоки  прямых иностранных инвестиций: проблемы и перспективы.// Вопросы статистики. 2005. № 9.

Интернет

Сайт газеты "Ведомости". http://www.vedomosti.ru./ Великолепная четверка/.

Сайт http://www.gzt.ru./ Трижды инвестиционная/.

Сайт газеты "Время новостей". http://www.vremya.ru./ В России будет хорошо/.

Сайт РосБизнесКонсалтинг./ http://www.rbc.ru.

Статистические данные взяты с  сервера "ГОСКОМСТАТа" России по адресу http://www.gks.ru/wps/portal

Приложения

Таблица 1

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам.

млн. долларов США

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

 

Млн. $

Млн. $

Млн. $

Млн. $

Млн. $

Млн. $

Всего инвестиций

2983

10958

14258

19780

29699

40509

в том числе:

           

прямые инвестиции

2020

4429

3980

4002

6781

9420

из них:

           

взносы в капитал

1455

1060

1271

1713

2243

7307

кредиты, полученные

от зарубежных

совладельцев

организаций

341

2738

2117

1300

2106

1695

прочие прямые

инвестиции

224

631

592

989

2432

418

портфельные инвестиции

39

145

451

472

401

333

из них:

           

акции и паи

11

72

329

283

369

302

долговые ценные

28

72

104

129

32

31

бумаги

           

прочие инвестиции

924

6384

9827

15306

22517

30756

из них:

           

торговые кредиты

187

1544

1835

2243

2973

3848

прочие кредиты

493

4735

7904

12928

19220

26416

прочее

244

105

88

135

324

492


Таблица 2

Иностранные инвестиции в экономику  России Иностранные инвестиции в  экономику России

 

Поступило в 2005 г.

Накоплено на конец 2005 г.

млн. долл. США

в том числе:

в процентах к итогу

млн. долл. США

в том числе:

в процентах к итогу

прямые

портфельные

прочие

прямые

портфельные

прочие

Всего

53651

13072

453

40126

100

111835

49751

1903

60181

100

в том числе по видам экономической  деятельности:

                   

сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

156

118

0,1

38

0,2

645

487

1

157

0,6

рыболовство, рыбоводство

22

1

0,0

21

0,0

147

33

1

113

0,1

добыча полезных ископаемых

6003

4012

47

1944

11,2

21660

12872

69

8719

19,4

в том числе:

                   

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

5164

3913

47

1204

9,6

19487

12513

68

6906

17,4

добыча полезных ископаемых, кроме  топливно-энергетических

839

99

0,2

740

1,6

2173

359

1

1813

2,0

обрабатывающие производства

17987

6028

122

11837

33,5

34653

19405

417

14831

31,0

из них:

                   

производство пищевых продуктов, 
включая напитки, и табака

1210

550

18

642

2,2

4851

3725

138

988

4,3

текстильное и швейное производство

20

19

-

1

0,0

121

102

0,0

19

0,1

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

13

10

-

3

0,0

27

25

-

2

0,0

обработка древесины и производство изделий из дерева

512

329

0,0

183

1,0

1519

959

0,0

560

1,4

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

269

95

23

151

0,5

681

499

45

137

0,6

производство кокса и нефтепродуктов

8113

3555

28

4530

15,1

9581

3589

5

5987

8,6

химическое производство

1440

229

40

1171

2,7

1486

607

57

822

1,3

производство резиновых и пластмассовых  изделий

264

154

1

109

0,5

582

436

1

145

0,5

производство прочих неметаллических  минеральных продуктов

640

397

2

241

1,1

1662

1222

9

431

1,5

металлургическое производство и  производство готовых металлических  изделий

3420

173

8

3239

6,4

10492

6601

21

3870

9,4

из него металлургическое производство

3087

109

8

2970

5,8

10181

6325

21

3835

9,1

производство машин и оборудования

637

166

0,1

471

1,2

916

378

3

535

0,8

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

162

71

2

89

0,3

415

255

8

152

0,4

производство транспортных средств  и оборудования

948

217

0,0

731

1,8

1531

753

130

648

1,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

328

149

137

42

0,6

644

255

211

178

0,6

Строительство

228

117

9

102

0,4

822

557

8

257

0,7

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

20461

767

0,5

19693

38,2

28373

3274

6

25093

25,4

гостиницы и рестораны

52

21

-

31

0,1

430

229

4

197

0,4

транспорт и связь

3840

245

11

3584

7,2

9918

3625

506

5787

8,9

в том числе связь

3287

54

6

3227

6,1

6505

869

372

5264

5,8

финансовая деятельность

1813

589

100

1124

3,4

5612

3567

346

1699

5,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2602

930

26

1646

4,9

8329

5053

322

2954

7,4

государственное управление и обеспечение  военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

0,0

0,0

-

-

0,0

101

0,0

-

101

0,1

образование

0,1

0,1

-

0,0

0,0

2

1

-

1

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

15

12

-

3

0,0

34

30

-

4

0,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

144

83

-

61

0,3

465

363

12

90

0,4

Информация о работе Инвестиции в российской экономике