Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 14:46, курсовая работа
Теории международного движения капитала в западной экономической литературе уделено достаточно много внимания. Начиная с 60-х годов появились работы об экономике стран, принимающих капитал. В этот период на политической карте в результате бурного национально-освободительного движения возникло большое число независимых развивающихся государств. Вследствие этого процесса в международных потоках перемещения капитала наметилась тенденция его движения из развитых стран в развивающиеся.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижение национального согла
ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
мобилизация свободных средств
предприятий и населения на инвестиционные
нужды путем повышения
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
предоставление налоговых
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
принятие законов о концессиях
и свободных экономических
создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
создание в кратчайшие сроки
Национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в
разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
Заключение
Россия остро нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние автодорог, промзон и даже целых районов в больших городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов.
Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7-10 лет ожидается значительный рост ПИИ, причем к 2010 году ежегодные притоки превысят 1 трлн. долларов.
К 2050 году российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз - до 55 630 долларов на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9 на 7 место в мире. Такой прогноз сделал инвестиционный банк Goldman Sachs, рекомендовав инвесторам в 2006 году вкладываться в растущие валютные и фондовые рынки России и других стран так называемой BRIС - Бразилии, Индии и Китая . Термин BRIC - аббревиатуру по первым буквам английских названий Бразилии, России, Индии и Китая - ввел в 2003 году инвестиционный банк Goldman Sachs (GS), который тогда назвал перечисленные страны наиболее перспективными "развивающимися рынками". Считается, что эти рынки к середине века выйдут на первые позиции в мировой экономике: в частности, в 2032 году по размеру экономики Индия обгонит Японию, а в 2041 году Китай обойдет США.
Экономисты GS уверены, что акции российских, бразильских и индийских компаний будут расти, а валюты всех четырех стран BRIC - укрепляться. Теперь, говорят они, BRIC уже не просто "развивающиеся рынки", а второй после США "двигатель мировой экономики".
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении анти импортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
Итак, экономические перспективы России становятся все яснее: того и гляди к нам придут "большие деньги" крупнейших западных инвестиционных и пенсионных фондов. На деле, однако (несмотря на благозвучные рейтинги), до этого далеко: Россия пока не вынырнула из-под волны оттока капиталов. А это значит, что одних рейтингов недостаточно, тем более что, как выясняется, они хорошо измеряют возможность расплатиться с долгами, а вот с оценкой реального инвестиционного климата получается несколько хуже.
Список литературы
Официальные документы
Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 02.01.2000 г.)
Учебники, монографии, сборники научных трудов
Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Подшиваленко и М.В.Киселевой. - М.: ЮНИТИ, 2005.
Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2002.
Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2003
Статьи из журналов и газет
Вариавский В. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России.// МЭиМО. 2004. № 5
Инвестиционная модель России //МЭиМО. 2003. №11.
Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.// Экономист. 2005. № 9.
Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике //Вопросы экономики. 2004. №6.
Отраслевые и региональные проблемы
привлечения иностранных
Фишер П. Россия и мировые притоки прямых иностранных инвестиций: проблемы и перспективы.// Вопросы статистики. 2005. № 9.
Интернет
Сайт газеты "Ведомости". http://www.vedomosti.ru./ Великолепная четверка/.
Сайт http://www.gzt.ru./ Трижды инвестиционная/.
Сайт газеты "Время новостей". http://www.vremya.ru./ В России будет хорошо/.
Сайт РосБизнесКонсалтинг./ http://www.rbc.ru.
Статистические данные взяты с сервера "ГОСКОМСТАТа" России по адресу http://www.gks.ru/wps/portal
Приложения
Таблица 1
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам.
млн. долларов США
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Млн. $ |
Млн. $ |
Млн. $ |
Млн. $ |
Млн. $ |
Млн. $ | |
Всего инвестиций |
2983 |
10958 |
14258 |
19780 |
29699 |
40509 |
в том числе: |
||||||
прямые инвестиции |
2020 |
4429 |
3980 |
4002 |
6781 |
9420 |
из них: |
||||||
взносы в капитал |
1455 |
1060 |
1271 |
1713 |
2243 |
7307 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
341 |
2738 |
2117 |
1300 |
2106 |
1695 |
прочие прямые инвестиции |
224 |
631 |
592 |
989 |
2432 |
418 |
портфельные инвестиции |
39 |
145 |
451 |
472 |
401 |
333 |
из них: |
||||||
акции и паи |
11 |
72 |
329 |
283 |
369 |
302 |
долговые ценные |
28 |
72 |
104 |
129 |
32 |
31 |
бумаги |
||||||
прочие инвестиции |
924 |
6384 |
9827 |
15306 |
22517 |
30756 |
из них: |
||||||
торговые кредиты |
187 |
1544 |
1835 |
2243 |
2973 |
3848 |
прочие кредиты |
493 |
4735 |
7904 |
12928 |
19220 |
26416 |
прочее |
244 |
105 |
88 |
135 |
324 |
492 |
Таблица 2
Иностранные инвестиции в экономику России Иностранные инвестиции в экономику России
Поступило в 2005 г. |
Накоплено на конец 2005 г. | |||||||||
млн. долл. США |
в том числе: |
в процентах к итогу |
млн. долл. США |
в том числе: |
в процентах к итогу | |||||
прямые |
портфельные |
прочие |
прямые |
портфельные |
прочие | |||||
Всего |
53651 |
13072 |
453 |
40126 |
100 |
111835 |
49751 |
1903 |
60181 |
100 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
156 |
118 |
0,1 |
38 |
0,2 |
645 |
487 |
1 |
157 |
0,6 |
рыболовство, рыбоводство |
22 |
1 |
0,0 |
21 |
0,0 |
147 |
33 |
1 |
113 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых |
6003 |
4012 |
47 |
1944 |
11,2 |
21660 |
12872 |
69 |
8719 |
19,4 |
в том числе: |
||||||||||
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
5164 |
3913 |
47 |
1204 |
9,6 |
19487 |
12513 |
68 |
6906 |
17,4 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
839 |
99 |
0,2 |
740 |
1,6 |
2173 |
359 |
1 |
1813 |
2,0 |
обрабатывающие производства |
17987 |
6028 |
122 |
11837 |
33,5 |
34653 |
19405 |
417 |
14831 |
31,0 |
из них: |
||||||||||
производство пищевых продуктов, |
1210 |
550 |
18 |
642 |
2,2 |
4851 |
3725 |
138 |
988 |
4,3 |
текстильное и швейное производство |
20 |
19 |
- |
1 |
0,0 |
121 |
102 |
0,0 |
19 |
0,1 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
13 |
10 |
- |
3 |
0,0 |
27 |
25 |
- |
2 |
0,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
512 |
329 |
0,0 |
183 |
1,0 |
1519 |
959 |
0,0 |
560 |
1,4 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
269 |
95 |
23 |
151 |
0,5 |
681 |
499 |
45 |
137 |
0,6 |
производство кокса и |
8113 |
3555 |
28 |
4530 |
15,1 |
9581 |
3589 |
5 |
5987 |
8,6 |
химическое производство |
1440 |
229 |
40 |
1171 |
2,7 |
1486 |
607 |
57 |
822 |
1,3 |
производство резиновых и |
264 |
154 |
1 |
109 |
0,5 |
582 |
436 |
1 |
145 |
0,5 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
640 |
397 |
2 |
241 |
1,1 |
1662 |
1222 |
9 |
431 |
1,5 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
3420 |
173 |
8 |
3239 |
6,4 |
10492 |
6601 |
21 |
3870 |
9,4 |
из него металлургическое производство |
3087 |
109 |
8 |
2970 |
5,8 |
10181 |
6325 |
21 |
3835 |
9,1 |
производство машин и оборудова |
637 |
166 |
0,1 |
471 |
1,2 |
916 |
378 |
3 |
535 |
0,8 |
производство |
162 |
71 |
2 |
89 |
0,3 |
415 |
255 |
8 |
152 |
0,4 |
производство транспортных средств и оборудования |
948 |
217 |
0,0 |
731 |
1,8 |
1531 |
753 |
130 |
648 |
1,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
328 |
149 |
137 |
42 |
0,6 |
644 |
255 |
211 |
178 |
0,6 |
Строительство |
228 |
117 |
9 |
102 |
0,4 |
822 |
557 |
8 |
257 |
0,7 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
20461 |
767 |
0,5 |
19693 |
38,2 |
28373 |
3274 |
6 |
25093 |
25,4 |
гостиницы и рестораны |
52 |
21 |
- |
31 |
0,1 |
430 |
229 |
4 |
197 |
0,4 |
транспорт и связь |
3840 |
245 |
11 |
3584 |
7,2 |
9918 |
3625 |
506 |
5787 |
8,9 |
в том числе связь |
3287 |
54 |
6 |
3227 |
6,1 |
6505 |
869 |
372 |
5264 |
5,8 |
финансовая деятельность |
1813 |
589 |
100 |
1124 |
3,4 |
5612 |
3567 |
346 |
1699 |
5,0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
2602 |
930 |
26 |
1646 |
4,9 |
8329 |
5053 |
322 |
2954 |
7,4 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
0,0 |
101 |
0,0 |
- |
101 |
0,1 |
образование |
0,1 |
0,1 |
- |
0,0 |
0,0 |
2 |
1 |
- |
1 |
0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
15 |
12 |
- |
3 |
0,0 |
34 |
30 |
- |
4 |
0,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
144 |
83 |
- |
61 |
0,3 |
465 |
363 |
12 |
90 |
0,4 |