Инвестиции, их виды и факторы, на них влияющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

В системе воспроизводства инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 73.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение инвестиций для современной экономики России.

Характерной тенденцией развития мирового хозяйства  последних десятилетий становится усиление процесса интеграции и особенно её высшей стадии – глобализации. Расширение глобализации во многом определяется деятельностью транснациональных  корпораций (ТНК), на которые приходится около 85% экспорта капитала в форме  прямых инвестиций. Прямые инвестиции ТНК играют сейчас важную роль в  соединении многих национальных хозяйственных  систем и создании интернациональной  производственной системы – материального  ядра глобализирующейся мировой  экономики.

Россия  находится на периферии международных  инвестиционных процессов. Её доля в  накопленном объёме ввоза и вывоза прямых инвестиций в мире в середине текущего десятилетия достигла 0,5 и 1% соответственно.

В последние годы наметились положительные  изменения в экспорте-импорте  капитала в России, вызванные в  первую очередь улучшением экономического положения в нашей стране. Так, показатели экономического роста в  России превышает среднемировой  уровень, растёт предпринимательская  и инвестиционная активность, что  свидетельствует об отдаче от идущих в России структурных реформ и  об общем улучшении делового климата  в стране.

Улучшение инвестиционного климата стало  сильно привлекать иностранный капитал  в экономику нашей страны, представляющую собой большой и быстро растущий рынок. По результатам ежегодного обзора инвестиционной привлекательности  европейских стран, сделанной в 2006 г. Компанией «Ernst & Young», Россия находится на третьем месте в Европе по количеству планируемых в будущем инвестиционных проектов, уступая только Германии и Польше. А по результатам представителей ТНК, проведённого ЮНКТАД в 2006 г., Россия заняла четвёртое место в мире среди государств, наиболее привлекательных для вложении прямых инвестиции (после Китая, Индии и США).

В текущем десятилетии иностранный  капитал стал активно проникать  в Россию, постоянно набирая темп.

Таблица 1. Объём  инвестиций в основной капитал

 

1992 г

1995 г

2000 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (до 2000 г. – трлн. руб.)

2,7

267,0

1165,2

1762,4

2186,4

2865,0

3611,1

4730,0

6626,8

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах):

                 

в процентах к предыдущему году

60,3

89,9

117,4

102,8

112,5

113,7

110,9

116,7

121,1

в процентах к 1995 г.

166,4

100

84,6

95,7

107,7

122,4

135,8

158,4

191,9


 

Если  же рассматривать структуру инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за 1995–2007 гг., то показатели выглядят следующим образом:

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал. (в% к среднемесячному значению 2006 г.)

 

Расширение  ежегодного притока прямых иностранных  инвестиций способствовало увеличению накопленного капитала в нашей стране. О чём свидетельствуют данные Росстата за 2008 г. (в млн. долларов США).

А объём инвестиций из России, накопленных за рубежом выглядит, следующим образом. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В России действует капитал из более чем 100 стран. Однако основными странами-экспортёрами являются Нидерланды (16,1 млрд. долл.), Кипр (13,9 млрд. долл.), США (4,4 млрд. долл.), Германия (2,7 млрд. долл.), Великобритания (2,1 млрд. долл. )

Что касается экспорта прямых инвестиций, то Россия до 2000 г. занимала слабые позиции в этом процессе. Производственные зарубежные активы аккумулировались небольшим числом компаний, активная коммерческая деятельность которых базировалась в основном на производственной и финансовой базе, доставшейся им от СССР. Наиболее масштабная транснациональная деятельность по инвестированию в реальный сектор за рубежом осуществлялась компаниями «Газпром» и «ЛУКоил», на долю которых, в конце 90-х годов приходилось до 90% российских активов за границей.

После 2000 г. в экономике России отмечается устойчивый подъём, определяющими факторами которого явились девальвация национальной валюты вследствие финансово-экономического кризиса 1998 г., а также динамичное и устойчивое улучшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей. В этих условиях доходы российских компаний (особенно в топливно-энергитической и металлургической отраслях промышленности) существенно выросли, и часть компаний начала проводить активную политику по транснационализации инвестиционной деятельности. По данным Банка России, ввоз прямых инвестиций, достиг в 2000–2006 гг. в среднем порядка 9 млрд. долл., в том числе в последние три года составил в среднем около 14 млрд. долл. в год. А по данным Росстата объём поступивших инвестиций от иностранных инвесторов в экономику России в 2007 г.  см ПРИЛОЖЕНИЕ 2, 3.

Основными регионами вложения российского  капитала являются страны СНГ.

Приоритетными сферами для российских вложений выступают такие отрасли, как энергетика, чёрная и цветная  металлургия, химическая промышленность. В последние годы возросли также  инвестиции в мобильную связь  и формацевтологию.

Рассматривая перспективы развития прямого инвестирования в зарубежные страны, следует учитывать, что масштаб  этого процесса для России будет  зависеть от динамики формирования и  укрепления подобных компаний в других секторах отечественной экономики. По оценке аналитического журнала «Экономист», российские компании будут продолжать транснациональную деятельность по приобретении зарубежных активов. По оценке этого агентства, объём российских инвестиций за границей в 2008–2012 гг. превысит 51 млрд. долл. и Россия сможет занять достойное место среди быстро развивающихся стран и стран с переходной экономкой по величине вложенных и накопленных за рубежом прямых инвестиций. Таким образом, ранее малоизвестные российские компании постепенно превратятся в ведущего игрока на мировом рынке капитала.

4.1 Задачи и перспективы инновационной  политики государства.

Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ. Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Основными задачами инновационной политики являются: выделение ее приоритетов, разработка механизмов их реализации; активизация  развития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования  в этих целях производственных площадей и ресурсов; ускорение принятия закона об инновационной деятельности; принятие мер по развитию финансовой системы  для привлечения в инновационную  область внебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов и др.

Широкое применение найдут технологии двойного назначения, включая технологии получения  новых материалов, микроэлектронику (в том числе нано- и оптоэлектронику), информационные технологии, биотехнологии, технологии высокоэффективных тепловых двигателей, высокопроизводительное промышленное оборудование, оборудование для защиты окружающей среды, уникальные технологии экспериментальной отработки и испытания сложных систем, технологии и химические материалы новых поколений для обеспечения развития ведущих отраслей экономики.

Инструментами государственной инновационной  политики, кроме федеральных целевых  инновационных программ, станут: программы  технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом; отдельные инновационные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах. Наибольший эффект инновационные проекты высокой степени коммерциализации могут дать в отраслях экономики с быстрым оборотом капитала и часто сменяемой номенклатурой производства.

Ключевым  элементом научно-технической политики должны стать закрепление позитивных тенденций в научно-техническом  комплексе и внедрение эффективных  механизмов использования научных  достижений в производстве. В области  финансирования и стимулирования научно-технической  деятельности будет усилена инновационная  составляющая Бюджета развития.

Интеграции  научных исследований и образовательного процесса будет служить поддержка  структур постоянного формирования высококвалифицированных кадров. Для  вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности будет  проведен комплекс мероприятий по созданию механизма эффективности защиты прав на интеллектуальную собственность, инвентаризации этой собственности, разработке оперативного управления интеллектуальной собственностью, созданной с участием государства, развитию необходимой  инфраструктуры.

При условии постоянного повышения  инвестиционного спроса и расширения посредством финансово-кредитной  системы сбережений и инвестирования после 2015 г. возможен переход к структурно-инновационной модернизации народного хозяйства. Следовательно, предстоит обеспечить сбалансированность расширенного воспроизводства посредством дополнения коротких циклов более длительными. Это позволит восстановить устойчивые накопления и перейти к стадии стабильного социально-экономического развития на основе приоритетного наращивания наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.

Необходимо  создание государственной институциональной  системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию  реализации инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные  структуры. Научные методы принятия управленческих решений будут способствовать формированию национальной геополитики, прогнозированию и выбору путей  экономического развития, обоснованию  законодательно-правовых актов и  повышению эффективности организационных  мер в звеньях вертикальной и  горизонтальной систем государственной власти. Нужны стабильность и надежность механизма управления. А для этого необходимы методические рекомендации по инвестированию на макро-, мезо-, микроуровнях и законодательно-правовые документы по регулированию данного процесса.

Согласно  закономерностям экономической  динамики выход из депрессии возможен только при инвестировании высокоэффективных  базовых технологических нововведений, внедрение которых в производство обеспечит формирование нового технологического уклада для осуществления социально  ориентированного экономического роста.

По  мере научно-методологических обоснований  инновационной стратегии и формирования законодательно-правовой базы необходимо последовательно перестраивать  институциональные структуры, которые  должны обладать относительной стабильностью  в соответствии с целями и принципами избранной стратегии и преобразовываться  лишь при изменении методологической и законодательно-правовой базы. Создание эффективного механизма инновационной  деятельности поможет осуществить  научно-технологический прорыв в XXI в.

В период 2015-2025 гг. станет актуальной задача формирования социально-научного сообщества. Она предполагает создание главной предпосылки для устойчивого развития социально ориентированной экономики - подготовку высокопрофессиональных специалистов во всех отраслях на основе непрерывного цикла образования и переподготовки кадров, способных осуществлять научно-технологическую модернизацию народного хозяйства. В перспективе возможны всеобщее высшее образование для всех слоев населения, а также создание предпосылок при повышении квалификации для присвоения научных степеней и званий высококвалифицированным специалистам, что дает основание характеризовать будущий социум как социально-научное сообщество. Его формирование с помощью инновационного развития выступает одновременно и конечной целью, и главным фактором технологического прорыва. Иначе говоря, социально-научный прогресс будет достигаться на основе инновационной деятельности, а технологический прогресс - за счет создания благоприятных условий развития человека - всеобщего научно-образовательного и культурного воспитания, доступности всех форм медицинского, жилищного и социального обеспечения.

Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать  в первую очередь на систему комплексной  подготовки и повышения квалификации кадров, материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки  и образования. Рост благосостояния людей достижим на основе инновационного пути развития, при увеличении производства на базе технологической модернизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Необходимым условием развития экономики  является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством  роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической  базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального  неблагополучия, играет привлечение  иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Инвестиции играют важную роль, как  на макро, так и на микро уровне. По сути, они определяют будущее  страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом  в развитии экономики. Об инвестициях  сказано уже немало: все российские политики давно склоняют это слово  на разные лады, понимая, что без  инвестиций российскому производству не выжить. Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми  необходимыми условиями для работы на российском рынке. Потенциальные  иностранные инвесторы прекрасно  понимают, что Россия – богатейшая страна, что вложенные средства принесут в будущем огромные прибыли. Хотя до недавнего времени боязнь потерять вложенные средства останавливала  инвесторов. В данный момент российский рынок является одним их самых  привлекательных для иностранных  инвесторов.

Информация о работе Инвестиции, их виды и факторы, на них влияющие