Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономической сущности инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу и анализ инвестиционной политики государства на примере Республики Татарстан.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность инвестиционной политики государства 5
2. Характеристика инвестиционной политики государства 13
3. Стратегия развития инвестиционной политики государства 17
Заключение 39
Список использованных источников 31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная политика государства 2.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Кроме государственной  инвестиционной политики различают  отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика (рис. 1), так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

 

Рис. 1. Взаимосвязь инвестиционной политики [16, с.58]

 

 

До недавнего времени  политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет  свои особенности, которые обусловлены  следующими факторами [11, с.96]:

– экономической и  социальной политикой, проводимой в регионе;

– величиной имеющегося производственного потенциала;

– географическим местонахождением;

– природно-климатическими условиями;

–привлекательностью региона  для иностранных инвестиций и  др.

Основными задачами системы  управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

– создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

– определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

– создание условий для  привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том  числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

– обеспечение интеграции регионального инвестиционного  рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Важную роль в подъеме  экономики и повышении эффективности  производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и  инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в  инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты Российской Федерации и коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политике на микроуровне. Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие  на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Таким образом, инвестиции в современной экономике являются основным элементом, воздействие на который со стороны государства  позволяет формировать темпы, динамику и хозяйственную ориентацию национальной экономики. Инвестиционная политика государства должна создавать условия для развития производства, обосновать направления фундаментальных и поисковых исследований, определяющих развитие экономики на перспективу. Для непрерывности, научной обоснованности и эффективности инвестиций осуществляется инвестиционная экономика на государственном и региональном уровнях.

 

2.Характеристика инвестиционной политики государства.

 

Переходя к характеристике  компонента инвестиционной политики - принципам взаимодействия государства  с другими участниками, заметим, что попытка разработки их наиболее полной версии предпринята в Концепции государственной инвестиционной политики на период до 2010 года.

В совокупность предложенных в этом документе «принципов государственной  инвестиционной политики» включены принципы:

А) усиления роли государства  как гаранта нормативно-правового  режима хозяйственной деятельности инвесторов;

Б) обеспечения публичности, открытости и предсказуемости проводимой политики;

В) обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ;

Г) создания равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы  собственности;

Д) иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия  внутренних инвестиций;

Е) приоритета инвестиций в «человеческий капитал», в решение проблем развития социальной инфраструктуры;

Ж) приоритета государственной  поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

З) нацеленности на решение  приоритетных социально-экономических  задач .

Применительно к региону  Концепция вводит принципы: З) эффективного использования бюджетных инвестиций; К) активного содействия выравниванию инвестиционного потенциала; Л) сведения до минимума совместного финансирования инвестиционных проектов.  

Анализ предложенного  состава принципов позволяет  сделать следующие выводы. Во-первых, полагаем, что принципы «обеспечения публичности, открытости и предсказуемости ...», «эффективного использования инвестиций», «обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ», «нацеленности на решение приоритетных социально-экономических задач»  скорее относятся не к принципам взаимодействия участников этой политики, а к императивам, определяющим требования к процессам ее разработки и реализации.      

Во-вторых, приведенный  перечень принципов инвестиционной политики не является достаточным. Полагаем, что он должен быть дополнен включением принципов: приоритета государственной  поддержки инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ территорий; балансирования интересов государства и других участников инвестиционной политики.

В-третьих, содержательная характеристика отдельных принципов  отличается неполнотой. Неясно, например, почему иммунитет в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия инвестирования, гарантируется  только внутренним инвесторам. Хотя проблема привлечения зарубежных инвестиций по-прежнему остается нерешенной, в том числе, по причине непредсказуемости изменений в региональном правовом поле деятельности иностранных инвесторов. 

Непонятно также: почему действие императива эффективного использования  инвестиций ограничивается сферой бюджетного финансирования. Между тем, государство  должно содействовать продуктивному применению и частных инвестиций.

Полагаем возможным  предложить уточненный по составу и  содержанию перечень принципов взаимодействия участников инвестиционной политики:

- балансирования интересов  государства и других участников  инвестиционной политики.

- активной роли государства  в создании институциональной  среды, стимулирующей инвестиционную  деятельность субъектов хозяйствования;

- обеспечения равных  конкурентных условий хозяйственной  деятельности инвесторам независимо  от формы собственности;

- приоритета государственной  поддержки стратегически важных  для страны инфраструктурных  объектов, а также проектов, обеспечивающих  экологическую безопасность;

- гарантии иммунитета  любых инвесторов в отношении  вступления в силу правовых  норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;

- приоритета инвестиций  в «человеческий капитал»;

- приоритета государственной  поддержки инвесторов, обеспечивающих  развитие и реализацию конкурентных  преимуществ территорий. 

Продуктивность любой  политики, в том числе, инвестиционной, в существенной мере определяется качеством процессов ее разработки и реализации. Его обеспечение сопряжено с реализацией определенных принципов.

В содержательной характеристике принципов обратим внимание на следующие компоненты.

1. Принцип системности. Его реализация предполагает взаимоувязанную проработку, обеспечение единства всех элементов региональной политики (целей, задач, эффектов, сфер, принципов взаимодействия участников, инструментария).   

2. Принцип комплексности. Следование этому принципу требует учета  условий и факторов разной природы (экономических, социальных, организационно-правовых), детерминирующих состав, приоритеты,  содержание целей и задач инвестиционной политики, объем и структуру ее ресурсного обеспечения.

3. Принцип единства инвестиционной, структурной, социальной политики. Названный принцип отражает объективно существующую последовательность в достижении целей социально-экономического развития региона: посредством расширения объема и повышения эффективности инвестиций, направляемых в ключевые сферы и точки роста экономики, обеспечивается развитие ее структуры и повышение конкурентоспособности, что в конечном итоге позволяет улучшить качество жизни населения. Отсюда, потребность в согласовании целей и эффектов инвестиционной политики и других, связанных с нею видов региональной политики.

4. Принцип единства действий  разных уровней власти. Этим принципом  устанавливаются правила: взаимосвязанной  разработки и реализации инвестиционной  политики на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном, муниципальном; дополнения (усиления) экономических и организационных возможностей в этой сфере местного самоуправления и территориального управления ресурсами более высокого уровня.

5. Принцип соответствия бюджетных  обязательств и их ресурсного обеспечения. Важность этого принципа определяется существенной ролью бюджетных инвестиций в обеспечении модернизации организаций производственной и социальной инфраструктуры, предприятий, играющих ключевую роль в региональной экономике. 

6. Принцип необходимого и достаточного  разнообразия форм и инструментов  инвестиционной политики. Такой  принцип означает, что состав  средств, используемых органами  государственной власти и управления  при осуществлении инвестиционной  политики, должен отражать многообразие ее целей и задач, специфику состояния отдельных сфер и объектов, существующее разделение предметов ведения и полномочий в инвестиционной сфере государственных органов разных уровней, а соответственно, особенности их экономико-организационного воздействия.

7. Принцип обеспечения мониторинга  процессов и результатов реализации  инвестиционной политики.  Его роль определена потребностью в отслеживании ключевых характеристик инвестиционных процессов. Мониторинг  призван содействовать решению следующих задач: оценки уровня достижения поставленных целей инвестиционной политики, оперативной корректировки (в случае необходимости) действий органов власти, анализа тенденций в инвестиционной сфере региона; прогнозирования и моделирования параметров инвестиционной сферы. 

3. Стратегия развития инвестиционной политики государства

 

Инвестиционные ресурсы занимают позиции ведущего источника развития национальной экономики, обеспечения  темпов экономического роста. Интерес  к проблеме регулирования инвестиционного процесса вызван учетом как этого обстоятельства, так и того, что негативные тенденции в инвестиционной политике стали представлять уже явную и серьезную угрозу экономической безопасности России. Разрушение системы инвестирования, существовавшей прежде  в рамках централизованно управляемой экономики, произошло в относительно сжатые сроки. Период же установления элементов новой системы оказался длительным, причем процесс еще далек от стабильного состояния

Преодолеть сырьевую направленность структуры российской экономики сегодня возможно только за счет активизации внутренних факторов экономического роста, в первую очередь инвестиций и инновационного подхода к этому процессу [6, с.55].

Однако и сейчас на фоне сложившейся экономической конъюнктуры мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведёт к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики, а в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, окончательное вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров. В общей стратегии экономического развития экономических систем на первое место выходит инвестиционная стратегия, которая должна быть сформирована с учетом разработанного инвестиционно-хозяйственного механизма. Вместе с тем инвестиционная стратегия оказывает существенное влияние на формирование экономической стратегии.

Информация о работе Инвестиционная политика государства