Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущность и роль инвестиционной политики государства в современной экономике.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. уточнить сущность и экономическое содержание инвестиционной политики государства;
2. раскрыть особенности инвестиционной политики в России;
Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие и особенности инвестиционной политики государства. Инвестиционный климат………………………………………………………5
1.1 Понятие инвестиционной политики государства…………………5
1.2 Особенности инвестиционного процесса в России……………….6
1.3 Инвестиционный климат……………………………………………11
2 Инвестиционная политика государства в современной экономике……14
2.1 Инвестиционная политика, принципы инвестиционной политики в современных условиях…………………………………………………..14
2.2 Инвестиционный климат в современной экономике……………..17
3 Проблемы и перспективы инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………….….20
3.1 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций…………....20
3.2 Перспективы развития инвестиционной политики Российской Федерации………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………….……24
Список использованных источников…………………………………….….26
Приложение…………………………………………………………………...28
Положение не изменилось и в 1998 — 1999 годах: тенденция к сокращению реальных объемов валового накопления в России продолжилась. Так, в 1999 году объем инвестиций в основной капитал составил 87,2% от уровня 1998 года.
Положительная динамика этого показателя отмечена только в 2000 году: по итогам пяти месяцев 2000 года рост инвестиций в основной капитал составил 14% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года, причем это происходило главным образом за счет увеличения средств, направляемых из прибыли самих предприятий
Таким образом, на протяжении всего периода реформирования экономики России в 90-е годы происходило постоянное сокращение объемов инвестиций в основной капитал, ухудшение их воспроизводственной структуры. Хотя 2000 год и стал в этом плане исключением, отмеченный рост инвестиций был незначительным по своим масштабам и во многом обусловленным последствиями резкой девальвации национальной валюты в результате финансово-экономического кризиса 1998 года, после которого произошло некоторое улучшение конкурентных позиций отечественных предприятий.
Учитывая эти обстоятельства, можно утверждать, что институциональные реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, призванного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы (источники) для ее модернизации и развития.
Это обусловливает необходимость выявления возможностей и условий мобилизации свободных внешних ресурсов, поскольку без вовлечения значительных объемов дополнительных инвестиций возможности технического прогресса, внедрения новых технологий и замены старого оборудования становятся нереальными.
Таким образом, ключевой задачей новой инвестиционной политики является адаптировать современную модель инвестиционного процесса к конкретным условиям переживаемого Россией переходного периода, когда внутренние принципы самоорганизации, формирующейся рыночной экономики явно недостаточны для решения возникающих перед ней проблем.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны.
Понятие “инвестиционный климат” характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). Составляющие инвестиционного климата перечислены в Приложении 1.
При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры – приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.
В их числе: природные ресурсы
и состояние экологии; качество трудовых
ресурсов; уровень развития и доступность
объектов инфраструктуры; политическая
стабильность и предсказуемость, вероятность
возникновения форс-мажорных обстоятельств;
макроэкономическая стабильность: состояние
бюджета, платежный баланс, государственный
долг, в том числе внешний; качество
государственного управления, политика
центральных и местных властей;
законодательство, полнота и качество
регулирования экономической
Наиболее cyщecтвeнныe фaктopы, фopмиpyющиe инвecтициoнный климaт Рoccии:
состояние государственного долга;
государственное управление и экономически политика;
законодательство и судебная защита;
соблюдение обязательств по контрактам;
преступность и коррупция;
налоги;
банковская система;
валютная и торговая политика;
рaзличия в инвecтициoннoм климaтe для мecтныx и инocтpaнныx инвecтopoв.
Перечисленные факторы, влияющие в большей cтeпeни нeгaтивнo нa фopмиpoвaниe инвecтициoннoгo климaтa в Рoccии, тpeбyют paзpaбoтки кoмплeкca мep пo eгo yлyчшeнию. Тpeбyeтcя paдикaльнoe yлyчшeниe инвecтициoннoгo климaтa, тaк кaк пoкa oн ocтaeтcя нeдocтaтoчнo пpивлeкaтeльным, вмecтe c тeм, кaк пoкaзывaeт aнaлиз, быcтpo и кpyтo измeнить cитyaцию пpaктичecки нeвoзмoжнo. Мнoгиe пpoцeccы, кaк, нaпpимep, oбecпeчeниe нaдeжнoй paбoты cyдeбнoй cиcтeмы, пpeoдoлeниe кoppyпции и дpyгиe измeнeния, имeют длитeльный xapaктep. Отcюдa пpинципиaльный вывoд: paзyмнaя пoлитикa cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить пocтoяннoe и нeyклoннoe yлyчшeниe cитyaции. У инвecтopoв дoлжнa cлoжитьcя yвepeннocть, чтo oбщaя мaкpoэкoнoмичecкaя cитyaция в Рoccии cтaбилизиpyeтcя. Нeoбxoдимa выpaбoткa дoлгocpoчнoй cтpaтeгии cтимyлиpoвaния cбepeжeний и пpивлeчeния инвecтиций, в тoм чиcлe инocтpaнныx, зaкpeплeннoй в гocyдapcтвeннoй экoнoмичecкoй пoлитикe.
II Инвестиционная политика государства в современной экономике.
2.1 Инвестиционная политика, принципы инвестиционной политики в современных условиях.
Современная российская деловая
среда не является благоприятной для привлечения
инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные
ресурсы распределяются между регионами
крайне неравномерно, в основном концентрируясь
в крупных мегаполисах и богатых природными
ресурсами регионах. Остальные регионы
и большая часть перерабатывающих отраслей
России не имеют возможности использовать
инвестиционный потенциал.
Именно инвестиционной деятельности отводится
ключевое место в процессе проведения
крупномасштабных политических, экономических
и социальных преобразований, направленных
на создание благоприятных условий для
устойчивого экономического роста. С позиции
сущности реформирования экономики проблема
повышения инвестиционной активности
и улучшения инвестиционного климата
является одной из узловых. Сильные и слабые
стороны национальной инновационной системы
России, возможности и угрозы для развития,
представлены в Приложении 2.[6]
Для решения проблемы привлечения
инвестиций в экономику страны необходима
серьезная государственная
Главной задачей государственной
инвестиционной политики является формирование
благоприятной среды, способствующей
привлечению и повышению
Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
выбор приоритетов;
повышение эффективности инвестиций. [25]
В настоящее время российская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С Другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики. Динамика мировых прямых иностранных инвестиций за 1992-2009 гг. представлена в Приложении 3. [24]
Перспективы для инвесторов в России в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако; несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются:
нестабильность экономической и политической ситуации;
несовершенное и противоречивое законодательство;
неясность в определении прав собственности;
отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
нестабильность рубля как национальной валюты;
непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.
Государственные мероприятия
по привлечению иностранных
Следует отметить, что современная
российская деловая среда не является
благоприятной для привлечения
инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные
ресурсы распределяются между регионами
крайне неравномерно, в основном концентрируясь
в крупных мегаполисах и
К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
- снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
- проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
- осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
- формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
- повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств. [26]
2.2 Инвестиционный климат в современной экономике.
Создание комфортных условий для инвесторов является, по сути, главной задачей, которая до сих пор не решена. Оценка инвесторами делового климата в России нелицеприятная, она просто низкая. Более того, в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка.
Негативно влияющими на инвестиционный климат факторами являются низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение и естественную коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.
Для России как страны с
«переходной экономикой»
Для повышения инвестиционной
активности должны быть поведены следующие
мероприятия: во-первых, снятие квот в
отношении найма
Информация о работе Инвестиционная политика государства в современной экономике