Индивидуальный и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Посетив любой рынок вы чувствуете, что суть рыночного процесса – купля-продажа товара. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец. Вопросу устройства рынка волновал ученых с давних времен. Еще в 1776 году, когда была подписана Декларация о независимости, в Англии была опубликована одна из самых важных книг нашего времени – «Исследование о природе и причинах богатства народов». Она принесла своему автору Адаму Смиту титул «отца экономики». Смит отошел от принципиальных взглядов своего времени. С точки зрения Смита, богатство нации создается в процессе производства, и не только сельскохозяйственного.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической теории №2 .docx

— 305.13 Кб (Скачать файл)

 

 

1.Понятие спроса

Посетив любой рынок вы чувствуете, что суть рыночного процесса – купля-продажа товара. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.      Вопросу устройства рынка волновал ученых с давних времен. Еще в 1776 году, когда была подписана Декларация о независимости, в Англии была опубликована одна из самых важных книг нашего времени – «Исследование о природе и причинах богатства народов». Она принесла своему автору Адаму Смиту титул «отца экономики».     Смит отошел от принципиальных взглядов своего времени. С точки зрения Смита, богатство нации создается в процессе производства, и не только сельскохозяйственного.         Центральная идея учения Смита заключалось в том, что экономика будет функционировать лучше, если исключить ее функционирование государством. В этих условиях экономический эгоизм будет заставлять предприятия выпускать продукты, нужные покупателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь превзойти своих конкурентов и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу всему обществу тем, что обеспечит больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.   Для объяснения, почему все общество выиграет, если экономика будет свободна от регулирования, Смит использовал метафору «невидимой руки». «Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет ввиду содействовать общественной пользе, а преследует лишь собственный интерес… Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой направляем к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества». «Невидимой рукой» Адам Смит именовал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением.       Каждый человек нуждается в тех или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом. Так что же такое спрос? И чем он отличается от мечты?    Этот термин, а точнее его полный вариант – «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус. И сделал он это для того, чтобы провести тонкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести. Но еще раньше Мальтуса это различие очень хорошо описал Адам Смит: «Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека». Позже Мальтус довел эту мысль до кристальной ясности. Его выводы позволяют нам сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни: «Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».    Таким образом, спрос характеризует состояние рынка, а точнее, связь массы товаров, которую люди готовы купить, с величиной цен, по которой они могут совершать покупку. Проще говоря, спрос – это желание и возможность потребителя приобрести товар в определенном месте в определенный час и по определенной цене.

 

2.Спрос как  функция. Закон спроса

На спрос воздействует ряд рыночных факторов: цены на запрашиваемые товары, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.  Функция спроса – это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представлена следующим образом: Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ес),        где Qd – объем спроса;            P – цена товара;             I – доход потребителей;           T – вкусы и предпочтения потребителей;                  Ps – цена взаимозаменяемых товаров;         Pc – цена взаимодополняемых товаров;         N – количество покупателей данного товара;        Ес – ожидания потребителей.         Таким образом, величина спроса является функцией ряда переменных. Прежде всего она зависит от цены. Цена – это сумма, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара.      Предположим, что все факторы, кроме первого (цены данного товара), неизменны. Тогда величина спроса будет зависеть только от цены Р:     Qd = f (P).            Рассмотрим эту зависимость на простом примере. Предположим, что на каком-либо местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса.

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.        Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном отношении изменяется в обратной зависимости от цены. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, и, наоборот, чем ниже цена товара, тем больше спрос.      Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис.2.1).        Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки Р (от англ. price – цена). По оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос Q (от англ. quantity – количество). Кривая D (от англ. demand – спрос) на графике показывает, что при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и величина спроса падает, и наоборот, когда цена снижается, величина спроса на продукты увеличивается.     Конфигурация кривой спроса – ее ниспадающий вид (отрицательный наклон к оси абсцисс) – может быть объяснена с помощью двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.       Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, если цена яблок снизилась с 20 руб. до 10 руб., то покупатель на свой постоянный доход сможет купить уже не 2 кг, а 9 кг яблок. А если он больше не желает покупать этот товар, то “высвобожденные” деньги он может направить на покупку дополнительного количества другого товара. Понижение цены товара сделало потребителя реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.     Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в этом примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и т.п. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 2, а 4, 6 или 9 кг.   Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них.        Спрос на рынке на какие-либо товары может измениться. Эти изменения можно рассмотреть на кривой спроса. Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т.е. зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможности при различных уровнях цен. Рассмотрим взаимосвязь цены и объема проданных товаров на примере мороженого. Для этого нужно начертить шкалу спроса, а затем по ней и сам график.

Шкала спроса:

P

Q

11

20

9

30

5

60

3

85





где Р – цена товара, а Q – его количество 

Кривая спроса позволяет ответить на 2 вопроса:      1.Какова будет величина спроса при различных уровнях цен.       2.Как изменится величина спроса при некотором изменении цены.

Каждая точка на кривой – величина спроса на данный товар при определенном уровне его цены. Например, точка с координатам (60;5) обозначает, что при цене 5 руб. покупатели готовы приобрести 60 порций мороженого.           Кривая спроса описывает все варианты величин спроса, которые возможны на рынке в данный момент времени.      Кривая спроса может смещаться вправо или влево, если на нее влияют неценовые факторы, а если изменяется цена, то смещение цены происходит вдоль кривых спроса.   

Факторы, влияющие на спрос.         Спрос на товары пожжет изменяться. На это влияют некоторые факторы:            1.Заменители. Когда два товара предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, они называются взаимозаменяемыми. И изменения в ценах на один товар скажутся на спрос на другой.     2.Дополнительные товары. Товары часто используются вместе. Так, обувь и  гуталин дополняют  друг друга. И рост цен на обувь и, следовательно, падение спроса на нее неизбежно приведут к падению спроса на гуталин.  3. Изменения в окружающей среде. Погода в этом месяце была жаркая, чем обычно, поэтому спрос на мороженое возрос.       4.Изменение в полезности вещи. Опубликован доклад о том, что мороженое полезно для здоровья и делает людей более привлекательными.    5.Изменения доходов - изменения цены на товар-заменитель.    6.Изменения в цене или доступности дополняющих товаров.    7.изменения в стиле, вкусах, привычках.         Если происходит любое из этих  событий, кривая спроса изменится таким образом, что величина спроса на товар при существующих ценах будет ниже или выше, чем предполагалась первоначально.

Если спрос увеличится, то кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, то кривая двинется вправо.

 

 

 

Эластичность спроса.

Спрос на товары может быть эластичным и неэластичным.     Из закона спроса вытекает ценовая эластичность спроса. Ценовая эластичность спроса – это реакция на величины спроса при изменении цены разных товаров.           Возможны три варианта такой реакции:       1.Слабое изменение цены вызывает сильно изменение спроса («эластичный спрос»). Эластичным является спрос, коэффициент эластичности которого меньше – 1 (E <- 1).       2.Слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение спроса. («Спрос единичной эластичности» (E = 1)). 3.Сильное изменение цены вызывает слабое изменение спроса («неэластичный спрос» (-1 < < 0)).         К таким товарам относятся товары первой необходимости, товары, для которых трудно найти заменители: они относительно недороги.  Неэластичность спроса выгодна продавцу, ибо позволяет ему без опасения, что снизится спрос, повышать цену на товары.   Эластичность спроса по цене показывает процентное изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены этого товара. Определяется по формуле:

 

 

 

 

 

3.Индивидуальный  и рыночный спрос

До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного единственного потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный». Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.

Неценовые факторы спроса.

Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.            В том случае когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.     Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса.

Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты:            1.Вкусы и предпочтения потребителей» которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.              2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.               3. Цены на другие товары могут  повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя X, возросла, тогда очевидно, что товар X становится относительно дешевле (по сравнению с  Y) и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене, и график спроса на товар X сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар X влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар X, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар X и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т. е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой — обратная. Очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой. Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) в конечном итоге вызовет расширение спроса на товар.              4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, бо­ясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.    5. Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.    Итак, на спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции». Соответственно, при снижении цены с Р1 до Р2 происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, перемещение вдоль кривой спроса.

 

4.Задания

1.Функция спроса на мясо имеет следующий вид: Qd=30-P, где Qd-величина спроса на мясо в день, кг, а P-цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs=15+2P, где Qs-величина предложения мяса в день, кг. Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. Покажите это графически.

Решение: В результате действия конкурентных сил на рынке устанавливается равновесная цена, которая уравновешивает спрос и предложение. Равновесную цену можно найти из уравнения Qd = Qs, т. е.                               30- P = 15+2P

    3P=15

     P=5      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Индивидуальный и рыночный спрос