Инновационные процессы в экономических теориях Адама Смита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:18, реферат

Краткое описание

Инновационная экономика — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Инновации возникли вместе с человеком разумным ещё в древности в виде огня, дубинки, каменного топора и т.д. И сопровождают человечество до сих пор.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономические теории Адама Смита………………………………………………...4
Предмет и метод изучения………………………………………………………………4
Глава 2. Экономические теории Карла Маркса………………………………………………..6
Трудовая теория стоимости……………………………………………………………..6
Глава 3. Экономические теории Йозефа Алоиз Шумпетера ……………………………..…..9
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные процессы в экономических теориях А.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Экономические теории Адама Смита………………………………………………...4

  1. Предмет и метод изучения………………………………………………………………4

Глава 2. Экономические теории Карла Маркса………………………………………………..6

  1. Трудовая теория стоимости……………………………………………………………..6

Глава 3. Экономические теории Йозефа Алоиз Шумпетера ……………………………..…..9

Заключение……………………………………………………………………………………...14

Список используемой литературы…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Инновационная экономика  — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом  совершенствовании, на производстве и  экспорте высокотехнологичной продукции  с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль  создаёт интеллект новаторов  и учёных, информационная сфера, а  не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Инновации возникли вместе с человеком разумным ещё в  древности в виде огня, дубинки, каменного  топора и т.д. И сопровождают человечество до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономические теории Адама Смита

 

 

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего  увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723—1790) — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, не скоро, ибо в отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой. И хотя экономическая наука начинается действительно не с этого автора, но именно он, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

 

1. 1  Предмет и метод изучения

 

 

В своей книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» (1776) он выделил центральную  проблему, а именно экономическое  развитие общества и повышение его  благосостояния.

Уже первые слова, с которых  начинается книга: «Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты», позволяют понять, что экономика любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет «годичный труд каждого народа».

Таким образом, А. Смит с первой же фразы своей книги осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого, казалось бы, совсем не новый аргумент о том, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Далее данную мысль он развивает весьма интересной концепцией роста разделения труда, а по сути, доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».

Между тем величие А. Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих государств и направление научного поиска огромной когорты ученых-экономистов. Чтобы объяснить феномен успеха А. Смита, прежде всего необходимо обратиться к особенностям его методологии.

Центральное место в методологии  исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время, в отличие, скажем, от Ф. Кенэ, в понимании А. Смита, и он это постоянно подчеркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, то есть когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия «экономический человек» и «невидимая рука».

В числе теоретических  проблем, охваченных А. Смитом, нельзя обойти его концепцию о производительном труде. Это важно, несмотря даже на то, что современная экономическая наука отвергает ее основные постулаты. Дело в том, что автор «Богатства народов» вводит в третьей главе книги II понятие производительного труда, сформулировав его как труд, который «увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает», а также «закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует, по крайней мере, некоторое время после того, как закончен труд». Соответственно, непроизводительный труд, по Смиту, — это услуги, которые «исчезают в самый момент их оказания», а труд для выполнения (оказания) которых «ничего не добавляет к стоимости,.. имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи».

Доход рабочих, заработная плата, в смитовском рассмотрении, находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Достоинство его теории заработной платы состоит, прежде всего, в том, что, в отличие, скажем, от У. Петти, физиократов, а затем и Д. Рикардо, он отрицал так называемую закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Более того, по его убеждению, «при наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате,..». Разве что, предупреждает автор «Богатства народов», «хозяева всегда и повсеместно находятся в своего рода молчаливой, но постоянной и единообразной стачке с целью не повышать заработной платы рабочих выше ее существующего размера».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономические теории Карла Маркса

 

 

Великий немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883) оставил глубокий след во всех общественных науках. Но все же в первую очередь он был экономистом, потому что главным предметом его исследований являлась политическая экономия. Многие люди и сегодня считают К. Маркса величайшим экономистом всех времен и ищут ответа в его теории на вопрос о том, как должна быть устроена экономическая жизнь общества, чтобы в ней не было бедных, обездоленных, не существовало вопиющего неравенства, несправедливости, продажности. Экономические идеи К. Маркса до сих пор являются предметом острых дискуссий, хотя главные его экономические труды были написаны более 100 лет назад. «Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования».

Принципиальное отличие  экономической теории Маркса от предшествующих, прежде всего в том, что капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Маркс пришел к выводу, что этот строй вовсе не является «вечным», «естественным», «отвечающим природе человека». Напротив, он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем заменен другой общественной системой, в которой не будет места частной собственности, эксплуатации человека человеком, неравенству и нищете широких народных масс. Причем свое отрицание капитализма Маркс выводил вовсе не из нравственного негодования, возмущения и протеста, которые, несомненно, вызывало у него капиталистическое общество. Он доказывал, что капитализм погибнет в силу внутренне присущих ему объективных противоречий, которые нельзя разрешить, не изменив само экономическое и в целом общественное устройство. Обоснованию этого фундаментального положения посвящены, по существу, все экономические труды К. Маркса, и прежде всего — знаменитая книга «Капитал», первый том которой увидел свет в 1867 году (остальные два тома вышли в свет уже после смерти Маркса; их издание осуществил его близкий друг и соратник Ф. Энгельс).

 

2. 1 Трудовая теория стоимости.

Фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого  труда, который затрачен на их производство. Основы этой теории были заложены еще в трудах Адама Смита, однако Маркс внес в нее принципиально новый элемент – представление о двойственном характере труда, который является одновременно и «абстрактным» и «конкретным». Абстрактным трудом создается «стоимость» товаров, которая делает их однородными и соизмеримыми; конкретный же труд создает материально-вещественную форму товара, которую он назвал «потребительной стоимостью».

Представление о двойственном характере труда позволило Марксу в дальнейшем доказать, что такой  специфический товар, как рабочая  сила, тоже имеет стоимость и потребительскую  стоимость. Первая из них определяется суммой жизненных благ, необходимых  для поддержания существования  самого работника и его семьи, а вторая заключается в самой способности работника производительно трудиться. Капиталист, по Марксу, покупает не труд, а «рабочую силу» пролетария, полностью оплачивая его стоимость, одновременно заставляя пролетария трудиться на производстве значительно больше времени, чем требуется для возмещения стоимости его рабочей силы. Весь результат этого добавочного рабочего времени капиталист безвозмездно присваивает.

Таким образом, хотя внешне отношения капиталиста и наемного рабочего выглядят равноправными, в  действительности за ними скрывается факт эксплуатации наемного труда капиталом. Та часть стоимости, которую капиталист присваивает в результате эксплуатации, называется «прибавочной стоимостью», а теория прибавочной стоимости  составляет краеугольный камень его  экономической теории.

Главный вывод, сделанный Марксом из теории прибавочной стоимости, состоит  в том, что интересы буржуа и пролетариев  диаметрально противоположны и нет  никакой возможности примирить  их в рамках капиталистической системы, которая постоянно делит общество на собственников средств производства, покупающих и эксплуатирующих чужую  рабочую силу, и пролетариев, у  которых нет ничего кроме этой рабочей силы, которую они вынуждены  постоянно продавать, чтобы не умереть с голоду.

Такое положение, утверждал  Маркс, будет сохраняться не вечно. Дело в том, что в процессе накопления капитала постоянно возрастает та его  часть, которая представлена «прошлым трудом», т.е. для производства товаров  требуется все больше машин, механизмов, технологических линий и все  меньше живого человеческого труда. Этот процесс Маркс назвал ростом органического строения капитала. Происходит он потому, что, в погоне за прибылью, в борьбе с конкурентами капиталист вынужден применять новые технологии и машины, заменяя ими менее  производительный живой человеческий труд.

Такая стратегия экономического поведения капиталиста имеет далеко идущие последствия:

во-первых, она ведет ко все большей концентрации капитала и производства в руках немногочисленной верхушки общества, которая несказанно обогащается на фоне обнищания многочисленного большинства;

во-вторых, снижается потребность в живом труде, а значит, растет число безработных, не имеющих средств к существованию;

в-третьих, постепенно снижается  норма прибыли на применяемый  капитал, ибо новая стоимость  создается только живым трудом, а  его требуется все меньше и  меньше. Итог этого процесса. Как  считал Маркс, будет печальным для  буржуазии и капиталистического строя. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с капиталистической оболочкой – она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности, экспроприаторов экспроприируют.

Таким образом, у К. Маркса учение о внутренних законах развития капитализма превратилось в учение об исторической неизбежности его гибели и обоснование революционного перехода к социализму. Экономическое учение Маркса, несомненно, — глубокое направление  экономической мысли, которое имело  огромное значение для социалистов  разных стран и поколений.

Вместе с тем, Маркс  не оставил своим последователям сколько-нибудь ясного представления  о том, как будет выглядеть  грядущее социалистическое общество. Из его трудов можно сделать лишь общий вывод о том, что оно  должно базироваться на общественной собственности и некой плановой экономике, которая исключает «анархию»  и «хаос» рынка, а заодно и присущие ему социально-экономические противоречия и прежде всего — непримиримое противоречие между трудом и капиталом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономические теории Йозефа Алоиз Шумпетера.

 

 

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950), экономист и социолог, родился в Австрии, где приобрел известность как теоретик с выходом одной из самых известных своих работ "Теория экономического развития" (1912). С 1932 года Шумпетер жил и работал в США, являясь профессором Гарвардского Университета, где опубликовал свои знаменитые работы "Экономические циклы" (1939) и "Капитализм, социализм и демократия" (1942).

Уже в работе "Теория экономического развития" Шумпетер, разрабатывает теорию экономического развития, ставя во главу угла те внутренние факторы, которые вызывают экономическое развитие системы. Само слово "развитие" - это уже новость для неоклассической теории, поскольку, как известно, она тяготела к рассмотрению статических задач. В центр ее внимания были поставлены две фундаментальные идеи: наилучшее использование имеющихся ресурсов и равновесие (частичное - у Маршалла, общее - у Вальраса). И Шумпетер сначала, совершенно в духе неоклассической теории, начинает свой анализ со статической модели, где все параметры производства, обмена, распределения и потребления остаются неизменными. Все, как бы движется по кругу. Шумпетер так и называет это состояние - хозяйственный кругооборот. Можно отметить, что при подобном равновесии все доходы равны затратам и ценность любого продукта производства равна ценности использованных факторов производства, где формирование ценностей подчиняется закону альтернативных издержек. Предпринимательская прибыль отсутствует (избыток цены над оплатой факторов производства, приобретенных на стороне, представляет собой издержки упущенных возможностей непосредственного организатора производства). Это чистая неоклассическая модель. Шумпетер добавляет, что в ней отсутствует не только прибыль, но и процент, так как (поскольку мы имеем процесс неизменного хозяйственного кругооборота) нет оснований делать различие между нынешним доходом и будущим. (Предположение о нулевом проценте весьма спорно, поскольку у отдельных индивидов всегда есть временные предпочтения...)

Информация о работе Инновационные процессы в экономических теориях Адама Смита