Институты и их роль в функционировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических аспектов экономических институтов и определении их роли в современной рыночной экономике.
Для достижения цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
1) уточнение понятия «экономический институт»;
2) рассмотрение видов экономических институтов;

Содержание

Введение 3
1. Теоретический аспект понятия экономический институт 4
1.1. Понятие экономического института и его признаки 4
1.2. Функции экономических институтов 8
2. Виды экономических институтов 12
2.1. Экономические институты в финансовой сфере 12
2.2. Экономические институты в промышленной сфере 16
2.3. Государство как экономический институт 20
3. Роль институтов в функционировании экономики 25
3.1. Функционирование экономических институтов в рыночной экономике 25
3.2. Функционирование экономических институтов в России 31
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа!.docx

— 72.67 Кб (Скачать файл)

Поведение фирм на рынке  имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения  фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так  и на макроуровне.

Современная фирма – это  сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и  международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.

Фирма влияет на судьбы своих  сотрудников, воздействует на жизнь  многих людей разных стран. «Дженерал  моторс», «Крупп», «Нобель», «Тойота», «Грюндиг», «АйБиЭм», «Форд» – олицетворяют экономическую власть, могущество, политическое влияние. Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.

Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится  в центре рыночной экономики и  без нее не возможна предпринимательская  деятельность.

 

    1. Государство как экономический институт

 

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла  обойтись без государства, которое  брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Государственное вмешательство  в экономику может быть оправдано  с экономических позиций в  силу несостоятельности, несовершенства рынка. "Провалы" рынка наблюдаются  при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для  эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени  конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер.

Чисто рыночное распределение  не гарантирует право на стандартное  благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто  может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные  преобразования в экономике не могут  быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также  требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается  в коррекции, которую способно осуществить  только государство.

Без государственного вмешательства  невозможно развитие рыночной системы. Именно поэтому государство берет  на себя ведущую роль в регулировании  рыночного хозяйства. Мировая практика показала, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается  в рыночную экономику с целью  поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания  циклических спадов и подъемов в  развитии экономики. Прежде всего, государство  способствует эффективной хозяйственной  деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность  рыночного механизма.

Нельзя преувеличивать возможности  современного государства, не признавая  роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Вместе с тем нельзя и абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества.

Государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь должно быть ограничено, и поэтому, одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении  государственного вмешательства и  рыночной стихии. Перекос в ту или  иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

В современном мире экономическая  роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение  в количественном росте государственных  расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической  жизни. Общие государственные расходы  составляют сейчас значительную часть  валового внутреннего продукта. Основными  статьями расходов являются расходы  на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов —  это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального  продукта государство действует  и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный  сектор. В более традиционном для  нас понимании он представляет собой, прежде всего, совокупность государственных  предприятий, продукция которых  идет опять же на коллективное государственное  потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть  занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством.

Итак, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное  сочетание рыночных и государственных  регуляторов. Обе стороны - рынок  и государство - существенны. По выражению  П-Самуэльсона: "управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой".

Но, говоря о государственном  вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно  важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими  намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного  механизма. В этом случае рано или  поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики.

Масштабы вмешательства  в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Вмешательство государства  в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. [1]

Правда, надо отметить, что  в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным  в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы ( считают, что рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства) или сторонники неоклассических теорий (Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен — лучшие механизмы установления экономического равновесия.) Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой. [3]

Таким образом, как и другие институты, государство представляет собой результат разделения труда, являя пример институционализации  функции управления, которая по отношению  к национальной экономике в современный  период проявляется в виде пяти главных  функций.

  1. Оно оформляет и поддерживает целостность национальной экономики, устанавливая государственные границы и охраняя их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот.
  2. Государство поддерживает баланс интересов социальных групп, а также призвано выступать представителем коллективного интереса как нации в целом, так и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу тех или иных причин затруднена или невозможна (безработные, нетрудоспособные и т.д.).
  3. Оно вырабатывает "правила игры" в сфере социальных и экономических отношений, включая гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство и законодательство о защите прав потребителей и т.д.
  4. Государство создает институты, облегчающие кооперацию деятельности, а также осуществляет надзор и контроль за соблюдением "правил игры" и взаимных обязательств, взятых на себя ее участниками.
  5. Государство призвано способствовать минимизации трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими).

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль институтов в функционировании экономики
    1. Функционирование экономических институтов в рыночной экономике

 

Возможности рынка в первую очередь ограничиваются трансакционными издержками вследствие неадекватной информации, неполного определения прав собственности и их слабой реализации, а также наличия барьеров для вступления на рынок новых участников. Институты повышают рыночные возможности, помогая управлять рисками при рыночных обменах, усиливая эффективность действий.

Однако далеко не все институты  способствуют созданию всеобъемлющих  рынков. Институциональные формы, которые  возникли либо как исторически создавшиеся  условия, либо в результате целенаправленных действий политиков, необязательно  являются наилучшими институтами для  всех сообществ. Более того, те институты, которые в свое время способствовали рыночным трансакциям, со временем могут  потерять свое полезное предназначение, например, приватизационные агентства  или агентства по реструктуризации банков. Поэтому задача политиков - формировать политику и институциональное  развитие таким образом, чтобы они  способствовали экономическому прогрессу  и в дальнейшем.

В отличие от политики, которая  связана с целями и желательными результатами, институты - это нормы, в том числе и нормы поведения, согласно которым действующие лица общаются друг с другом, а также  организации, которые внедряют эти  нормы и кодексы поведения  для того, чтобы добиться желаемых результатов. Политика влияет на то, какие институты будут развиваться, но и институты, в свою очередь, влияют на выбор политики. Институциональная структура влияет на поведение, но само поведение также может изменяться в рамках существующих институциональных структур.

Рассматривая факторы, влияющие на институциональные перемены, необходимо особо подчеркнуть большое значение истории. Эволюция государств свидетельствует, что создание нужных институтов требует времени, и что этот процесс в каждой стране из-за политических конфликтов или некоторых экономических и социальных условий может остановиться или даже повернуть вспять. История знакомит нас с последствиями процесса изменений и свидетельствует о важности норм и культуры для каждой конкретной страны. По своей сути создание институтов - это кумулятивный процесс, при котором отдельные изменения в различных областях дополняют и поддерживают друг друга. Даже небольшие изменения могут подтолкнуть дальнейшие перемены.

Создателями институтов могут  быть самые разные люди, такие как  политики, бизнесмены или любые другие члены общества. Так, законы о корпорациях, об обеспечении кредитов и банкротствах являются государственными (публичными) институтами, как и судебная власть, регулирующие органы и органы, занимающиеся сбором налогов. Банковские правила, нормы  отношений между членами сообщества - это частные институты. Многие частные  институты существуют под эгидой общественных институтов. Например, частные  банки действуют в рамках публичного законодательства, а социальные нормы  действуют в рамках (или без  них) формально принятых законов.

Механизмы действия институтов могут быть внутренними, в этом случае сами стороны занимаются регулированием своих взаимоотношений, так и  внешними, когда реализация возложена  на третью сторону.

Неформальные институты  обычно полагаются на собственных членов. Если расходы на коллективные действия меньше, а правила легко отслеживать, отдельно действующие лица могут  объединяться в неофициальные группы, такие как деловые ассоциации или системы взаимного страхования. В подобных объединениях исключение из них становится одной из форм наказания.

Различают формальные и неформальные институты. К формальным институтам относятся правила, которые решением властных структур стали законами; правила, кодифицированные и принятые частными институтами; а также общественные и частные организации, действующие  по общим законам. Например, такие  организации включают фирмы, действия которых осуществляются по корпоративному законодательству. Неформальные институты, часто действующие за пределами  официальной правовой системы, отражают неписаные кодексы социального  поведения. К примерам этого рода можно отнести действия кредиторов, использующих социальные сети для определения  кредитоспособности заемщиков, в основе которой лежит репутация участвующих  в операциях агентов.

Для совершения сделок люди полагаются не только на формальные, но и на неформальные институты, при  этом такие институты являются относительно более важными в бедных странах, где формальные институты развиты  в меньшей степени. В подобных странах неформальные институты  порой выступают в качестве формальных. Страны и сообщества могут пройти длительный путь, решая проблемы информации и принуждая к исполнению принятых мер без использования формальных публичных правовых систем. Но, по мере того как страны развиваются, численность  и разнообразие партнеров, с которыми участники рынка взаимодействуют, увеличивается, а рыночные трансакции становятся все более сложными и  требуют участия более официальных  институтов. В идеале неформальные и формальные институты должны взаимно  дополнять друг друга. Действуя совместно, они могут снижать трансакционные расходы в большей степени, чем каждый из них в отдельности. Например, формальные суды затягивают разрешение спорных вопросов и тем самым способствуют неформальному их разрешению, к которому прибегают стороны, при условии, конечно, что существует механизм реализации принятых решений. При бизнес-трансакциях возникает множество споров, однако до процесса прямого их разрешения при помощи формальных процедур доходит только незначительная их часть.

Информация о работе Институты и их роль в функционировании экономики