Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:50, контрольная работа
Институциональная теория термин возник на рубеже XIX–XX вв. и сформировался к 1920–1930-м годам.
в США
В ее основе лежит положение о том, что действия организации определяются не только логикой экономических и технологических факторов, но и институтами,составляющими ее социальную среду, например, государством, профессиями, другими организациями, а также ценностями и культурой общества в целом.
Критерий сравнения |
Неоклассическая теория |
Институциональная теория |
|
возникла в 1870-е годы |
возник на рубеже XIX–XX вв. и сформировался к 1920–1930-м годам. |
|
Американская школа, австрийская школа |
в США |
|
Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты |
В ее основе лежит положение о |
|
Дедукция (от общего к частному) |
Индукция ( от частного к общему) |
|
Полная |
Ограниченная |
|
Не уделяет серьезного внимания проблеме собственности. Большой риск |
Специализированные знания |
|
получить представление о размещении ресурсов посредством механизма цен, но не в результате управления. Фирма не играет ключевой роли в этой теории |
Культурная образованность, защита гос.-монополистического капитализма |
|
Определяется за счёт получения прибыли, которую он стремиться увеличить |
Определяется коллективом |
|
Исследование только исключительно своих выгод,ничего не может оказывать воздействие на его цель.Он полностью зависим |
А здесь наоборот не является строго независимым |
|
Все по собственной воле, честный, не обманывает |
Поведение определяется инстинктами, определяющими цели деятельности, опред способами для достижения целей |
Основные теоретические положения |
Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона |
Формы рациональности О. Уильямсона |
Концепция рациональности в новой французской институциональной экономической теории |
|
существует некоторый уровень устремлений, который конкретный человек считает для себя удовлетворительным, и к которому стремится. Или: человек принимает удовлетворительное, то есть относительно хорошее - вместо наилучшего - решение. Чтобы действительно найти оптимальное решение в сложной ситуации, нужно проанализировать много вариантов, от чего, как правило, люди отказываются… «… он обосновывает идею так называемой «ограниченной рациональности». В чём же состоит подобное «ограниченное» видение рациональности? Во-первых, Г. Саймон признаёт, что ограничены сами мыслительные возможности конструирующего модель человека, и поэтому они далеко не всегда адекватны уровню неопределённости ситуаций и сложности проблем, возникающих в менеджменте, а также потребности глубокого анализа и оперативной оценки всех имеющихся альтернатив. Во-вторых, организации, как центры принятия решений, нечасто обладают всей нужной и качественно проработанной информацией для принятия эффективных решений. В-третьих, нет ясности в отношении тех целей и средств, ценностей и критериев, с помощью которых можно было бы оценить содержание и дизайн решения. Ведь организация состоит из людей, которые могут иметь различные интерпретации общих целей и обладать разными ценностными ориентирами. И наконец, в-четвёртых, принятие решений в реальной политике подвергается давлению социальной среды и поэтому не совсем походит на спокойную игру в шахматы в тихом месте. Часто под давлением различных социальных факторов происходят переформулировка и пересмотр содержания решения, причём даже после нахождения и утверждения его итогового варианта. |
существует 3 основные формы рациональности: 1) Максимизация. Она предполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной 2) Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени Такое определение заключает в себе возможность различных его интерпретаций. Сами экономисты, привыкшие считать рациональность категоричной, относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности. Социологи считают такую предпосылку слишком большим отступлением от принятой в экономической теории относительной поведенческой точности То есть говорят, что приверженцы теории трансакционных издержек еще больше размывают границы неопределенности принятой в классической теории. Однако, экономтеория трансакционных издержек объясняет эту двойственность необходимостью объединить в одном мотиве ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов и стремление к изучению институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации Эта теория одной из важнейших предпосылок берет такой ограниченный ресурс как интеллект. Существует стремление сэкономить на нем. А для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации опытом и т.д.), либо обращаются к помощи властных структур 3) Органическая рациональность - слабая рациональность процесса. Ее используют в эволюционном подходе Нельсон, Уинтер, Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. А также представители австрийской школы Менгер, Хайек, Киирзнер, связывая ее с процессами более общего характера - институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и так далее. Такие институты «нельзя запланировать. Общая схема таких институтов не созревает в чьем-либо сознании. В самом деле, существуют такие ситуации, когда незнание «оказывается даже более «эффективным» для достижения определенных целей, нежели знание этих целей и сознательное планирование их достижения» |
Во-первых,
он должен быть целерационален. Вслед за М. Вебером целерациональное
поведение характеризуется как «ожидание
определенного поведения предметов внешнего
мира и других людей и использование этого
ожидания в качестве ІусловийІ и ІсредствІ
для достижения своей рационально поставленной
и продуманной цели». Целерациональный
человек свободен в выборе как целей, так
и средств для их достижения. |