Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:53, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение институциональной экономики и его аспектов в рыночном хозяйстве.
Задачей курсовой работы является:
Уяснить правовые предпосылки рыночного хозяйства.
Уяснить сущность и рассмотреть формы трансакционных издержек.
Уяснить содержание внешних эффектов и меры воздействия на них со стороны государства.
Уяснить сущность теоремы Р. Коуза.
Охарактеризовать общественные товары.
Выявить причины, формы и объективные границы вмешательства государства в развитие рыночной экономики.
Введение 3
Рынок как институт. Роль государства в рыночной экономике 5
Правовые предпосылки рыночного хозяйства 10
Внешние эффекты. Теорема Коуза 15
Общественные блага 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Формы трансакционных издержек.
Трансакционные или операционные издержки (transaction costs) – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 30-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение.
Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:
1) издержки поиска информации;
2) издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
3) издержки измерения;
4) издержки спецификации и защиты прав собственности;
5) издержки оппортунистического поведения.
Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.
Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.
Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.
Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.
Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их, выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более, если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны.
Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров.
Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.
Таким
образом, трансакционные издержки возникают
до процесса обмена (ex ante), в процессе обмена
и после него (ex post). Углубление разделения
труда и развитие специализации способствуют
росту трансакционных издержек. Их величина
зависит также и от господствующей в обществе
формы собственности. Существуют три основные
формы собственности: частная, общая (коммунальная)
и государственная. Рассмотрим их с точки
зрения теории трансакционных издержек.
Частная, общая (коммунальная) и государственная собственность. В условиях частной собственности всей полнотой прав обладает отдельный человек. В условиях государственной собственности решение принимается на основании установленных правил и процедур, которые регулируют интересы общества в целом.
В условиях общей (коммунальной) собственности все участники организации (коммуны), которой такая собственность принадлежит, обладают общим правом использования блага (до его присвоения) и частным правом на использование после того, как удалось его получить (присвоить) во временное или постоянное владение.
Поскольку
при государственной
Общая (коммунальная) собственность возникает там и тогда, где и когда издержки по спецификации и защите частных прав собственности чрезвычайно высоки. Выгоды же от установления частных прав собственности или равны нулю (если благо имеется в изобилии), или явно меньше затрат, связанных с их установлением.
Основной
проблемой общей собственности является
ее сверхиспользование: каждый индивид
стремится опередить другого в потреблении
того, что достается ему бесплатно. То,
что в результате хищнической эксплуатации
могут сократиться возможности потребления
других собственников, его не интересует.
Но, поскольку так поступают все, благо,
находящееся в общей собственности, быстро
истощается. Поэтому общая (коммунальная)
собственность оказывается неустойчивой,
нестабильной и с течением времени превращается
либо в частную, либо в государственную
собственность.
3. Внешние эффекты. Теорема
Коуза
Внешние эффекты. Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.
Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние
эффекты делятся на отрицательные
и положительные. Отрицательные эффекты
связаны с издержками, положительные —
с выгодами для третьих лиц. Таким образом,
внешние эффекты показывают разность
между социальными издержками (выгодами)
и частными издержками (выгодами).
MSC = МРС + МЕС, (1)
где MSC — предельные общественные издержки (marginal social cost);
МРС—предельные частные издержки (marginal private cost);
МЕС—предельные внешние издержки (marginal external cost).
рис. 1. Отрицательный
внешний эффект
Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.
Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис.1). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 т бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.
Между тем предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.
Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек.
Таким
образом, при наличии отрицательного
внешнего эффекта экономическое благо
продается и покупается в большем по
сравнению с эффективным объеме, т, е. имеет
место перепроизводство товаров и услуг
с отрицательными внешними эффектами.
рис. 2. Положительный
внешний эффект
Положительный
внешний эффект (positive externality) возникает
в случае, если деятельность одного экономического
агента приносит выгоды другим.
MSB = МРВ + МЕВ, (2)
где MSB—предельные общественные выгоды (marginal social benefit);
МРВ—предельные частные выгоды (marginal private benefit);
МЕВ—предельные внешние выгоды (marginal
external benefit).
Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает оттого, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис.2). Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.
Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е . Эффективность увеличивается на площади треугольника АЕ1Е2.
Таким
образом, при наличии положительного внешнего
эффекта экономическое благо продается
и покупается в меньшем по сравнению с
эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство
товаров и услуг с положительными внешними
эффектами.
Корректирующие налоги и субсидии. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.
Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization, of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).
А. С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог (corrective tax) — это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
В
нашем примере с целлюлозно-
MSB =
MSC.
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) — это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
В случае с обучением корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам (S = МЕВ), могла быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC.
Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И, наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны прежде всего с работами Р. Коуза.
Информация о работе Институциональные аспекты рыночного хозяйства