Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:07, реферат
Изучение истории Китайской Республики и Китайской Народной республики ведется очень активно. Определенный «отход» от методов династийных «историописаний», интересные оценки и переоценки политических событий и руководящих личностей, стремление сочетать политическую, экономическую, дипломатическую историю и историю культуры с социальной историей, осуществляется в китайской историографией в соответствии с мировыми тенденциями и в целом адекватны новым требованиям развития исторической науки.
Цель работы заключается в исследовании политических и экономических реформ КНР и тем самым проследить процесс модернизации экономической системы Китая.
1. Введение
2. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, причины
3. Постреформистское развитие и модернизация страны
4. Заключение
5. Список используемой источников и литературы
«Институциональные предпосылки развития китайской экономики»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, причины
3. Постреформистское развитие и модернизация страны
4. Заключение
5. Список используемой источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современная Китайская Народная Республика возникла в 1949 году, она прошла через ряд сложных этапов в своей истории, включая разрушительную «культурную революцию», чтобы в конце 1970-х гг. начать внутренние социально-экономические реформы, которые в начале 2000-х гг. вывели страну на траекторию одного из лидеров мирового экономического развития.
В нашей стране Китай считается такой страной, которая удачно проводит рыночные реформы и демонстрирует отличный пример динамичного развития.
В 1972 г. в рамках Института новой истории Китая была создана Исследовательская группа по истории Китайской Республики. Современную историческую науку Китайской Народной Республики в области изучения истории республиканского Китая характеризует обращение к проблемам методологии, историографии и источниковедения. За последние годы китайские ученые уделяют соответствующее внимание изучению социальной структуры, социальной стратификации и социальной идентичности, характеризуя
их изменения в ходе трансформации китайского общества.
Изучение истории Китайской Республики и Китайской Народной республики ведется очень активно. Определенный «отход» от методов династийных «историописаний», интересные оценки и переоценки политических событий и руководящих личностей, стремление сочетать политическую, экономическую, дипломатическую историю и историю культуры с социальной историей, осуществляется в китайской историографией в соответствии с мировыми тенденциями и в целом адекватны новым требованиям развития исторической науки.
Цель работы заключается в исследовании политических и экономических реформ КНР и тем самым проследить процесс модернизации экономической системы Китая.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ
Первая половина XX в. в мировом масштабе характеризовалась крупными социальными потрясениями, сменой режимов, революциями и войнами. По всем этим параметрам Китай относился к числу государств, на долю населения, которых выпало много страданий. Военные действия между милитаристскими группировками и опасность политико-административного распада в 1910-1920-е годы, полуколониальная зависимость от империалистических государств, агрессия Японии с 1931 по 1945 г., почти не прекращавшаяся гражданская война Гоминьдана и Коммунистической партии Китая и многое другое. Также для китайской истории в то время характерны постоянное стремление к восстановлению единства страны, достижению национального суверенитета, экономическому, политическому и культурному возрождению и усилению Китая. К середине 70-х годов страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю. Положение в стране к тому времени сложилось критическое: 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет, а основным транспортным средством служил велосипед; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.
В декабре 1978 года политический деятель Дэн Сяопин у «руля китайской компартии». Решение проблемы дальнейшего экономического развития Дэн Сяопин решил достаточно просто – переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения.
В октябре 1987 года на XIII съезде КПК приняли длительный трехэтапный план на период до середины XXI века, который включал в себя:
1) удвоение на
первом этапе (до 1990 года) валовой
продукции промышленности и
2) утроение на втором этапе (1991-2000) валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в КНР общество «среднего достатка».
3) достижение на третьем
этапе (до 2049 года) национальным валовым
продуктом мирового уровня
Основным средством по реализации этого плана является экономическая реформа. Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики. Разумеется, такой крутой поворот в официальной экономической науке не мог не сопровождаться и значительным прогрессом в идеологической сфере. Наиболее динамично пошла сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство. Эта система быстро повысила производительность крестьянского сельского хозяйства, за счет частной заинтересованности производителей.
В отличие от аграрной реформы, реформа городского хозяйства началась в Китае значительно позднее. Кроме необходимости начала процесса изменений в промышленной структуре КНР, важным толчком для городской реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей аграрной реформы.
Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, тем самым она создала предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах социально-экономической структуры КНР.
С ходом аграрной
реформы с начала 80-х годов
начали появляться и
Китай традиционно ассоциируется в мире с многочисленным населением и огромной территорией, при этом меньше известно о скудной площади его пахотной земли. Пахотный клин страны составляет всего 7 процентов общемирового, а прокормить надо, по меньшей мере, пятую часть населения планеты. Стремительные темпы в развитии сельского хозяйства Китай стал набирать с 1978 г., когда начались реформы в деревнях. Ключевые меры реформы — внедрение системы ответственности. Реформы высвободили и развили производительные силы в деревне, дали сильный импульс сельскому хозяйству, в особенности зерновому производству, ускорили оптимизацию структуры аграрной индустрии.
Теперь Китай уверенно лидирует в мире по валовому производству зерна, хлопка, масличных культур, фруктов, мяса, яиц и овощей. С развитием производства заметно возросли и объемы сельхозпродукции на душу населения.
Реформы в деревне и научно-технический прогресс в сельском хозяйстве значительно повысили производительность труда, в результате большая часть сельской рабочей силы высвободилась от земледелия и послужила резервами труда для поселково-волостных предприятий. Поселково-волостные предприятия стали главным источником роста доходов крестьян и развития сельской экономики. По статистическим данным, в поселково-волостных предприятиях занята почти треть сельской рабочей силы.
После многолетнего развития теперь поселково-волостные предприятия превратились в опоры сельской экономики, в особенности на уровне уездов, и стали, пожалуй, самым динамичным и жизнедеятельным сектором народного хозяйства в целом.
В 2003г. государство запустило
6 проектов по созданию современного высокотехнологичного
агро-производства с целью дальнейшего
распространения передовой
Таким образом, практика уже первых лет реформы показала, что естественный путь к рынку – развитие многообразных по формам собственности хозяйств: коллективных, единоличных, частных, совместных (с иностранным участием). Продвигаясь по такому пути, можно не только обеспечить быстрый рост субъектов рынка, но, меняя структуру национального хозяйства по формам собственности, корректировать также структуру инвестиций и производства в сторону приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы.
ПОСТРЕФОРМИСТСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ
С начала осуществления политики реформ и открытости, китайская промышленность сохраняет высокие темпы развития. Сложилась ситуация синхронного повышения темпов, качества и отдач. С 1996г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров Китай занимает первое место в мире.
До 1978г. в Китае существовала только экономика общественной собственности, государственные предприятия составляли 77,6 процента, коллективные — 22,4 процента. Реформы открыли широкое пространство для совместного развития всех секторов экономики. Появились также индивидуальный и частный экономические секторы.
Реформа госпредприятий постоянно занимает центральное место в перестройке экономической системы Китая.
Строительство электросетей
также находится на этапе самого
быстрого в истории развития, региональные
магистральные электросети
Машиностроение обеспечивает промышленные отрасли, крупным комплектным оборудованием высокого класса, включая крупные газотурбины, атомные энергоблоки и моторное оборудование сверхвысокого напряжения постоянного тока, крупное комплектное оборудование для металлургии, новейшее оборудование для бумажной и текстильной промышленности. Машины и транспортное оборудование стали основными статьями экспорта Китая в период 1996-2005 гг. и удерживали первое место среди экспортных товаров страны.
В Китае автомобили традиционно считались слишком роскошными и потому недоступными для простого народа потребительскими товарами. Но сегодня они стали широко входить в быт населения, в результате сбыт автомобилей стал самой динамичной составляющей розничной торговли.
Таким образом, в начале
третьего тысячелетия Китай вновь
оказался на пороге фундаментальных
перемен. Промедление с формированием
рыночных институтов в промышленности
и банковской сфере грозит усилением
дисбалансов и кризисных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская модель реформ — это не только реальность, но и едва ли не самый удачный пример перехода страны с государственной экономикой на рельсы рыночного развития. Перехода эволюционного, поэтапного, планомерного, без разрушения сложившихся в годы социализма производительных сил и, что едва ли не самое главное, при постоянном росте благосостояния населения.
Таким образом, среди основных факторов, приведших к столь масштабным позитивным результатам, можно отметить следующие:
• Китай сосредоточил силы на созидании нового, а не разрушении и критике прошлого;
• реформа с самого начала оказалась повернута лицом к человеку, его нуждам. Задачи удовлетворения основных потребностей населения в продовольствии и товарах широкого потребления стали приоритетными в деятельности вновь созданных хозяйственных структур. Это обеспечило общенародную поддержку реформы уже на первых ее этапах;
• главным методом реформирования было признано эволюционное, поэтапное, с экспериментальными проверками продвижение к рынку, а не обвальная либерализация экономики.
• практика уже первых лет реформы показала, что естественный путь к рынку – развитие многообразных по формам собственности хозяйств: коллективных, единоличных, частных, совместных (с иностранным участием).
•. с первых шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики. В этих целях не только мобилизовывались внутренние резервы, но и активно привлекались зарубежные капиталы;
• стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, руководство страны не выпускало из рук макроконтроль над экономикой и в периоды опасного нарастания ее несбалансированности сразу принимало контрмеры;
• изучив собственный и зарубежный опыт, правительство пришло к выводу о необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а исходя из особенностей страны. Это предполагало серьезный учет такого основополагающего фактора, как огромная численность населения в условиях ограниченности ресурсов.
Информация о работе Институциональные предпосылки развития китайской теневой экономики