Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:59, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса состоит в том, чтобы в современных условиях определяла необходимость выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.
В последнее время в качестве целевого ориентира денежно-кредитной политики в ряде стран, главным образом развитых, стали использовать уровень внутренних цен. Переход к прямому таргетированию инфляции был связан с тем, что глобализация и либерализация финансовых рынков привели к усилению воздействия внешних факторов на внутреннее денежное обращение. К преимуществам таргетирования инфляции можно отнести: понятность и наглядность целей органов денежно-кредитного регулирования населению и участникам рынков; возможность проводить более гибкую денежно-кредитную политику, свободную от обязательств по выбору и достижению промежуточных целей. При таргетировании инфляции в качестве целевого ориентира чаще всего выступает индекс потребительских цен, который является основным показателем инфляции, понятен населению и в связи с этим более всего подходит для воздействия на инфляционные ожидания. Антиинфляционные мероприятия государства по регулированию процессов ценообразования носят административный характер и могут быть направлены: на контроль над ценами в государственном секторе экономики, что способствует сдерживанию роста общего уровня цен; на законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров; на использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т.д. Однако искусственное занижение и сдерживание цен способно дать положительный эффект только в краткосрочном периоде и само по себе не может оказать заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов. Политику доходов государственные органы осуществляют с целью ограничения платежеспособного спроса населения путем прямого контроля одновременно заработной платы и цен. Ее применение аргументируется значительной ролью фактора роста издержек производства, и прежде всего заработной платы, в развитии инфляции. При этом профсоюзы рассматриваются как своего рода монополисты на рынке труда, которые необоснованно повышают цену рабочей силы. Контроль за ростом цен применяется для ограничения доходов предпринимателей и сдерживания роста заработной платы, если он не обусловлен соответствующим ростом производительности труда. Эффективность политики дохода в основном зависит от того, насколько действенным и стабильным будет сотрудничество государственных органов с профсоюзами и предпринимателями.
При проведении политики доходов могут применяться различные методы: прямое «замораживание» заработной платы и цен; установление нормативных пределов роста заработной платы и цен; установление верхних пределов заработной платы только для государственного сектора с целью воздействия на частный сектор путем примера; введение налога на сверхнормативный фонд оплаты труда; применение системы поощрений и санкций для соблюдения установленных пределов роста цен и заработной платы и т.д. Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, так как негативно влияют на жизненный уровень населения и встречают достаточно сильное противодействие профсоюзов. Кроме того, длительный контроль над заработной платой и ценами искажает рыночные целевые ориентиры. Для эффективного распределения ресурсов в экономике относительные цены и относительные ставки заработной платы должны меняться. В связи с этим политика доходов должна осуществляться таким образом, чтобы при жестком ограничении общего уровня цены могли изменяться, а это сделать очень трудно. При необходимости, наряду с использованием рассмотренных методов макроэкономической стабилизации для сдерживания инфляционных процессов, прибегают также к средствам валютной политики, в частности, к повышению курса национальной валюты, ограничению притоков в страну иностранной валюты. При развитии гиперинфляции некоторые страны прибегают к жесткой антиинфляционной политике, известной под названием «шоковая терапия». Ее суть заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно «замораживаются» заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. Конечно, «шоковая терапия» достаточно болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста.
Для проведения устойчивости
национальной денежной единицы может
быть проведена денежная реформа. Под
ней понимают изменение денежной
системы, направленное на упорядочение
и стабилизацию денежного обращения
в стране. В широком смысле слова
- это переход от одной денежной
системы к другой, то есть введение
в оборот новой денежной единицы,
а в узком смысле - частичные
изменение денежной системы. Необходимо
учитывать, однако, что как средство
борьбы с инфляцией денежная реформа
не является самодостаточным мероприятием
и для достижения долговременных
положительных результатов
Основные меры антиинфляционного регулирования представлены в табл. 1.
Таблица 1.Меры государственного
антиинфляционного
В сфере экономики |
В сфере финансов |
В денежно-кредитнойсфере |
В сфере Ценообразования |
В рамках «политики доходов» |
В валютной сфере |
Структурная политика |
Снижение государственных расходов. |
Ограничение или прекращение эмиссии денег. |
Регулирование монопольного ценообразования. |
Контроль за ростом цен для ограничения доходов. |
Ревальвация Национальнойвалюты. |
Ограничение деятельности монополий. |
Увеличениеставок налогообло-жения. |
Снижение скорости оборота денег. |
Установление Пределов роста цен |
Установление нормативных пределов роста заработной платы. |
Ограничениепритока Краткосрочногоиностранного капитала. |
Сокращение дефицита Госбюджета и госдолга. |
Общие и селективные методы денежно- кредитного регулирования. |
Контроль над Ценами в государственном секторе экономики. |
Политика зарплаты в госсекторе. |
||
«Замораживание» заработной платы и цен. |
В целом можно сказать,
что стабилизация денежного обращения
фактически означает стабильное развитие
экономики. Это признают представители
различных научных школ и течений.
Так, использование денежно-
Кейнсианцы во главу угла
ставят обеспечение стабильного
экономического роста ценой умеренной
инфляции. Инфляция, с их точки зрения,
выгодна правительству, поскольку
увеличение номинального дохода хозяйственного
агента позволяет повысить налогообложение
и увеличить налоговые
Представители монетаристской
теории пытаются достичь стабильности
в экономике с помощью денежно-
Для разработки антиинфляционной
политики исходным пунктом является
совершенствование теории инфляции
как многофакторного социально-
К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:
а) ежегодное установление государством верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов, что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;
б) оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых и финансовых компаний и т.п. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного с развитием приоритетных отраслей;
в) гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но в то же время, сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласованную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками;
г) совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его дуэль с кейнсианством завершилась синтезом рыночного и государственного регулирования. Важное значение имеет при этом совершенствование структуры денежной массы, внедрение безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использование нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов;
д) внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизация торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов. Целесообразно вводить реальные пределы допустимых колебаний курса, а не переходить к фиксированному валютному курсу;
е) определенное место в сдерживании инфляции должна занять борьба компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией.
Практика показывает, что исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращение, предполагает использование двух регуляторов: рыночного и государственного. В то же время различия между разными научными школами по поводу стабилизации остаются. Компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:
по новому строить бюджетную
политику, т. е. вместо того, чтобы стараться
сбалансировать бюджет в течение
одного года, лучше стремиться выровнять
его в течение более
1) Понижать процентные ставки, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;
3) Проводить благоприятствующую рынку промышленную политику (налоги, субсидии и т. д.), поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип «чем меньше государства в экономике, тем лучше»;
4)Выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;
5) Проведения последовательной приватизации, улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;
6) Проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявления инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих. Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию в принципе невозможно. Современная экономика инфляционна по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время инфляция
- один из самых болезненных и
опасных процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает
не только снижение покупательной способности
денег, она подрывает возможности
хозяйственного регулирования, сводит
на нет усилия по проведению структурных
преобразований, восстановлению нарушенных
пропорций. В итоге процесс инфляции
в различных его проявлениях
носит не случайный характер, а
весьма устойчивый. К негативным последствиям
инфляционных процессов относятся
снижение реальных доходов населения,
обесценение сбережений населения,
потеря у производителей заинтересованности
в создании качественных товаров, в
ожидании повышения цен на продовольствие,
ухудшение условий жизни
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
Управление инфляцией
представляет важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической
Преодоление инфляции остается
одной из главных задач антикризисной
стратегии в Российской Федерации.
При ее решении необходимо учитывать
причины и последствия
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.