Инфляционная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:59, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса состоит в том, чтобы в современных условиях определяла необходимость выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АЙШАТ.docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

          В последнее время в качестве целевого ориентира денежно-кредитной политики в ряде стран, главным образом развитых, стали использовать уровень внутренних цен. Переход к прямому таргетированию инфляции был связан с тем, что глобализация и либерализация финансовых рынков привели к усилению воздействия внешних факторов на внутреннее денежное обращение. К преимуществам таргетирования инфляции можно отнести: понятность и наглядность целей органов денежно-кредитного регулирования населению и участникам рынков; возможность проводить более гибкую денежно-кредитную политику, свободную от обязательств по выбору и достижению промежуточных целей. При таргетировании инфляции в качестве целевого ориентира чаще всего выступает индекс потребительских цен, который является основным показателем инфляции, понятен населению и в связи с этим более всего подходит для воздействия на инфляционные ожидания. Антиинфляционные мероприятия государства по регулированию процессов ценообразования носят административный характер и могут быть направлены: на контроль над ценами в государственном секторе экономики, что способствует сдерживанию роста общего уровня цен; на законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров; на использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т.д. Однако искусственное занижение и сдерживание цен способно дать положительный эффект только в краткосрочном периоде и само по себе не может оказать заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов. Политику доходов государственные органы осуществляют с целью ограничения платежеспособного спроса населения путем прямого контроля одновременно заработной платы и цен. Ее применение аргументируется значительной ролью фактора роста издержек производства, и прежде всего заработной платы, в развитии инфляции. При этом профсоюзы рассматриваются как своего рода монополисты на рынке труда, которые необоснованно повышают цену рабочей силы. Контроль за ростом цен применяется для ограничения доходов предпринимателей и сдерживания роста заработной платы, если он не обусловлен соответствующим ростом производительности труда. Эффективность политики дохода в основном зависит от того, насколько действенным и стабильным будет сотрудничество государственных органов с профсоюзами и предпринимателями.

          При проведении политики доходов могут применяться различные методы: прямое «замораживание» заработной платы и цен; установление нормативных пределов роста заработной платы и цен; установление верхних пределов заработной платы только для государственного сектора с целью воздействия на частный сектор путем примера; введение налога на сверхнормативный фонд оплаты труда; применение системы поощрений и санкций для соблюдения установленных пределов роста цен и заработной платы и т.д. Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, так как негативно влияют на жизненный уровень населения и встречают достаточно сильное противодействие профсоюзов. Кроме того, длительный контроль над заработной платой и ценами искажает рыночные целевые ориентиры. Для эффективного распределения ресурсов в экономике относительные цены и относительные ставки заработной платы должны меняться. В связи с этим политика доходов должна осуществляться таким образом, чтобы при жестком ограничении общего уровня цены могли изменяться, а это сделать очень трудно. При необходимости, наряду с использованием рассмотренных методов макроэкономической стабилизации для сдерживания инфляционных процессов, прибегают также к средствам валютной политики, в частности, к повышению курса национальной валюты, ограничению притоков в страну иностранной валюты. При развитии гиперинфляции некоторые страны прибегают к жесткой антиинфляционной политике, известной под названием «шоковая терапия». Ее суть заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно «замораживаются» заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. Конечно, «шоковая терапия» достаточно болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста.

Для проведения устойчивости национальной денежной единицы может  быть проведена денежная реформа. Под  ней понимают изменение денежной системы, направленное на упорядочение и стабилизацию денежного обращения  в стране. В широком смысле слова - это переход от одной денежной системы к другой, то есть введение в оборот новой денежной единицы, а в узком смысле - частичные  изменение денежной системы. Необходимо учитывать, однако, что как средство борьбы с инфляцией денежная реформа  не является самодостаточным мероприятием и для достижения долговременных положительных результатов должна проводиться параллельно с ужесточением финансовой и денежно-кредитной  политики и сопровождаться антикризисными мерами, направленными на предотвращение спада производства13. Итак, реформирование организации денежного обращения в стране обычно осуществляется либо путем образования новой денежной системы, либо путем частичных изменений действующей - в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, политической ситуации в стране и других факторов. В первом случае проводится нуллификация, то есть объявление обесценившихся денег недействительными, потерявшими силу законного платежного средства. Нуллификация часто сопровождается девальвацией, при которой старые денежные знаки обмениваются на новые по очень низкому курсу. Обмен может происходить различными способами - по единому соотношению, независимо от суммы обмениваемых денег, по дифференцированному соотношению, в пределах установленного лимита и т. д. Иногда проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетных операций, а также для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная ставка, балансы хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений и т.д. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства во внешнеэкономической сфере.

Основные меры антиинфляционного  регулирования представлены в табл. 1.

Таблица 1.Меры государственного антиинфляционного регулирования

В сфере

экономики

В сфере

финансов

В денежно-кредитнойсфере

В сфере

Ценообразования

В рамках

«политики

доходов»

В валютной сфере

Структурная политика

Снижение

государственных

расходов.

Ограничение или прекращение эмиссии

денег.

Регулирование монопольного ценообразования.

Контроль за ростом цен для ограничения доходов.

Ревальвация

Национальнойвалюты.

Ограничение

деятельности монополий.

Увеличениеставок

налогообло-жения.

Снижение

скорости

оборота

денег.

Установление Пределов роста цен

Установление нормативных

пределов

роста

заработной

платы.

Ограничениепритока

Краткосрочногоиностранного

капитала.

 

Сокращение дефицита

Госбюджета и госдолга.

Общие и

селективные

методы

денежно-

кредитного

регулирования.

Контроль над

Ценами в государственном секторе экономики.

Политика

зарплаты в госсекторе.

 
       

«Замораживание» заработной платы и цен.

 

 

В целом можно сказать, что стабилизация денежного обращения  фактически означает стабильное развитие экономики. Это признают представители  различных научных школ и течений. Так, использование денежно-кредитных  мероприятий в неоклассической  и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики путем  применения различных методов.

Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного  экономического роста ценой умеренной  инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку  увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение  и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также  на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. При  этом предполагается применение денежно-кредитных  ограничений в случае чрезмерного  «перегрева» экономики, чтобы не допускать галопирующей инфляции.

Представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности в экономике с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности, путем  борьбы с инфляцией. Они отвергают  практику регулярного вмешательства  госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного  роста предложения денег в  соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства14.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в  механизме воспроизводства. Это  означает, что должна быть разработана  долгосрочная антиинфляционная стратегия  и определены меры, сдерживающие факторы  инфляции.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения  и сдерживание инфляции, можно  отнести:

а) ежегодное установление государством верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов, что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;

б) оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых и финансовых компаний и т.п. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного с развитием приоритетных отраслей;

в) гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но в то же время, сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласованную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками;

г) совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его дуэль с кейнсианством завершилась синтезом рыночного и государственного регулирования. Важное значение имеет при этом совершенствование структуры денежной массы, внедрение безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использование нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов;

д) внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизация торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов. Целесообразно вводить реальные пределы допустимых колебаний курса, а не переходить к фиксированному валютному курсу;

е) определенное место в сдерживании инфляции должна занять борьба компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией.

Практика показывает, что  исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращение, предполагает использование двух регуляторов: рыночного  и государственного. В то же время  различия между разными научными школами по поводу стабилизации остаются. Компромиссная программа, построенная  на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

по новому строить бюджетную  политику, т. е. вместо того, чтобы стараться  сбалансировать бюджет в течение  одного года, лучше стремиться выровнять  его в течение более длительного  периода (3-5 лет);

1) Понижать процентные ставки, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;

3) Проводить благоприятствующую рынку промышленную политику (налоги, субсидии и т. д.), поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип «чем меньше государства в экономике, тем лучше»;

4)Выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;

5) Проведения последовательной приватизации, улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;

6) Проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.

Антиинфляционная политика может быть успешной только в том  случае, если направлена на устранение не только проявления инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих  и поддерживающих. Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию в принципе невозможно. Современная экономика  инфляционна по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях  носит не случайный характер, а  весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся  снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в  ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с фиксированными доходами.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку отработаны и достаточно широко используются методы ограничения  и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает  тенденция замедления темпов инфляции.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии  требуется проведение широкого комплекса  антиинфляционных мероприятий. Среди  них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой  системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий  за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию  цен и доходов.

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной  стратегии в Российской Федерации. При ее решении необходимо учитывать  причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых  мер на другие элементы антикризисной  стратегии, прежде всего на производство и занятость.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

Информация о работе Инфляционная система