Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа
Целью работы является изучение процесса инфляции, раскрытие ее сущности, методов оценки и исследование социально-экономических последствий инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть сущность, причины инфляции, ее виды и формы;
обосновать механизм открытой инфляции;
изучить показатели измерения уровня инфляции;
изучить последствия инфляции.
рассмотреть инфляцию в России в 2010 году.
Введение
1. Сущность и причины инфляции, ее виды и формы
2. Механизмы открытой инфляции
3. Показатели измерения уровня инфляции
КТЗ-I
КТЗ-II
Заключение
Список литературы и других источников информации
Приложения
Рис.2 Инфляция спроса
Факторами, обусловливающими избыток совокупного спроса (смещение кривой AD), могут быть следующие:
Как результат перечисленных явлений – увеличение денежной массы в обращении. Следует отметить, что рост цен, особенно в условиях ограниченного предложения, может повлечь ажиотажный спрос – стремление осуществить закупки впрок в более ранние, чем намечалось прежде, сроки. Это увеличивает скорость оборота денег. Как отмечалось выше, рост денежной массы в обращении и скорость ее обращения обусловливают увеличение совокупного спроса [1, стр. 369].
Однако не увеличение совокупного спроса само по себе вызывает рост уровня цен, а то, что оно сталкивается с невозможностью соответствующего увеличения совокупного предложения.
Выделим основные факторы, обусловливающие дефицит предложения, на вертикальном отрезке кривой AS:
Все перечисленные факторы,
формирующие избыток
Второй, альтернативный источник (механизм) открытой инфляции – инфляция издержек (инфляция предложения). Она проявляется как сокращение совокупного предложения в результате роста издержек производства. На графике модели AD – AS это будет выглядеть как сдвиг кривой AS влево (рис.3).
Рис.3 Инфляция издержек
Она проявляется в росте цен на ресурсы. Вследствие этого растут издержки производства и цены на выпускаемую продукцию. Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В целом инфляцию издержек можно охарактеризовать следующим образом: совокупный спрос не является избыточным, но совокупное предложение сокращается в результате роста издержек производства.
Рост издержек может быть обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это повышение цен на продукцию и услуги монополистов, особенно в базовых отраслях, обеспечивающих поставки сырья и топливно-энергетических ресурсов. Цены последних, используемых при производстве и транспортировке любой продукции, лежат, соответственно, в основе формирования ее цены.
Значительное воздействие на формирование инфляции издержек может оказать профсоюзная политика, нацеленная на повышение заработной платы и ограничение предложения труда, поскольку заработная плата является существенным элементом издержек.
Свою лепту в формирование инфляции издержек вносит государство, осуществляя повышение ставок прямых и косвенных налогов, ставок процента за кредит, индексацию заработной платы, устанавливая дополнительные льготы и увеличивая размеры действующих, гарантированных законодательством социальных льгот и компенсаций работникам, повышая размеры отчислений в социальные внебюджетные фонды, и пр.
Все это ведет к увеличению издержек на производство и снижению нормы прибыли, а рост издержек – к росту цен [1, стр. 372].
Помимо альтернативных источников
инфляции выделяют механизм структурной
инфляции. Она вызывается макроэкономической
межотраслевой
Особо следует отметить, что открытая инфляция имеет тенденцию к самовоспроизводству. Механизм самовоспроизводства открытой инфляции включает два основные элемента: адаптивные инфляционные ожидания и перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара.
Адаптивные инфляционные ожидания – это психологический феномен, когда, исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Отметим, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне. Потребители закупают товары впрок. Рост потребления влечет сокращение сбережений, а значит, объема кредитных ресурсов. Сокращение последних ведет к удорожанию кредита и становится препятствием для роста капиталовложений, а значит, производства и предложения.
Наряду с этим ожидаемый на основе недавнего опыта рост потребительских цен стимулирует профсоюзы выдвигать новые требования по повышению номинальной заработной платы. Ожидая повышения общего уровня цен, в том числе и на свою продукцию, предприниматель принимает эти требования.
В случае если рост номинальной заработной платы опережает рост цен (иными словами, ожидаемый рост цен, на основе которого формировались требования по повышению заработной платы, оказался выше фактического), то возможно повышение удельных издержек заработной платы на единицу продукции. Если это повышение не будет компенсировано ростом производительности труда, то возросшие удельные издержки заработной платы будут перенесены на цены продукции, вызывая их дальнейший рост, который, в свою очередь, обусловит усиление инфляционных ожиданий и дополнительные требования по повышению оплаты труда. Возникает так называемая инфляционная спираль «цены – заработная плата – издержки – цены», где цены в конце спирали будут значительно превышать начальные цены, «открывающие» спираль.
Производители, ожидая роста цен на сырье, материалы, ресурсы, заранее устанавливают более высокие цены на свою продукцию. Увеличиваются и розничные наценки, товары «придерживаются» с расчетом более поздней их реализации по повышенным ценам.
Как видим, инфляционные
ожидания играют свою роль в «раскручивании»,
самовоспроизводстве обоих
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Показатели инфляции – это, прежде всего индексы цен. К числу наиболее значимых из них относятся:
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг (потребительской корзины) и является главным оперативным индикатором, характеризующим уровень инфляции в стране и ее регионах.
Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости определенного набора (корзины) благ в исследуемом году со стоимостью этой же корзины благ в базовом году:
, где
ИПЦ – индекс потребительских цен;
– стоимость корзины потребительских благ в базовом году;
– стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году.
В приложении 1 наглядно представлен сравнительный график потребительских цен в России за 2008-2009, 2009-2010 гг.
Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний рынок без НДС, акцизов, других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.
Индекс цен на продукцию
и услуги производственно-технического
назначения, приобретенные предприятиями-
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой сумму стоимостей конечных благ, произведенных национальной экономикой за один год. ВВП, выраженный в ценах текущего года, называется номинальным ВВП. Реальный ВВП представляет собой продукт нации, произведенный в этом же году, но рассчитанный в постоянных, неизменных ценах, за основу которых принимаются цены определенного года
Для измерения уровня цен в экономике используются показатель дефлятор ВВП, представляющий отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах:
, где
– дефлятор ВВП;
– валовой внутренний продукт, выраженный в ценах текущего года, или номинальный;
– валовой внутренний продукт, выраженный в ценах базового гда, 9kили реальный [4, стр. 367].
Уровень инфляции (темпы прироста цен) рассчитывается, например, на основе индекса потребительских цен как:
Как косвенные показатели уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение первых и рост последних, т.е. уменьшение этого соотношения, косвенно подтверждают усиление инфляционных процессов. Аналогичный вывод позволяют сделать данные о превышении денежных доходов населения над расходами.
Характеризуют инфляцию и с использованием «правила величины 70», определяя количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Для этого число 70 делят на ежегодный уровень инфляции, и получится приблизительное количество лет, за которое цены возрастут в 2 раза.
Инфляция в России в 2010 году
Согласно последним расчетам Минэкономразвития России, инфляция в 2010 году составит 7-8%, по расчетам Минфина рост потребительских цен по итогам года может достичь 8,2%, а по расчетам Банка России верхняя планка годовой инфляции в текущем году составит 8,5%. Всемирный банк повысил прогноз по инфляции в РФ на 2010 год до 8-9%.
Цены в России с начала текущего года выросли на 7%. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе Росстата. Годом ранее за тот же период инфляция составила 8,2%.
За неделю со 2 по 8 ноября 2010 года индекс потребительских цен увеличился на 0,2%. До этого в течение месяца недельная инфляция достигала 0,1%. В ноябре 2009 года инфляция в целом составила 0,3%.
Сильнее всего за прошедшую неделю в стране подорожали пшено – на 3,4%, а также подсолнечное масло и гречневая крупа – на 1,5 и 1,2% соответственно. Творог, сметана, молоко и сливочное масло выросли в цене на 0,4-0,6%, лук, картофель и капуста подорожали на 1-1,6%.
Из-за засухи в России Минэкономразвития было вынуждено повысить прогноз по инфляции в 2010 году с 6-7% до 7-8%. В середине октября министр финансов Алексей Кудрин предупредил, что рост цен в текущем году может на 0,1-0,2 процентного пункта превысить официальный прогноз в 8 % [11].
В чем причины загадочной русской инфляции?
Росстат подсчитал рост инфляции в России по сравнению со странами Евросоюза. Сравнение как обычно оказалось не в нашу пользу. Причем засуха и летний неурожай наблюдались не только в России, однако же, инфляция в еврозоне в 6 раз меньше и темпы ее роста на порядки менее значительны.
При сравнении динамики роста инфляции в России и Европе многие отталкиваются от неуместности подобного сопоставления. Развитые и развивающиеся страны отличаются по многим параметрам. И прежде всего, монетарной политикой государства, то есть абсолютно разной стоимостью денег, что прямо отражено не только в учетной ставке ЦБ и соответственно процентам по кредитам, но и теми же темпами инфляции. Если рассуждать подобным образом, то все закономерно. Но все же даже сами европейцы порой удивляются российским ценникам в магазинах. И недаром.
Согласно данным Росстата, рост цен на продукты питания в РФ в январе-сентябре 2010 года составил 9,2%, что в 6,1 раза превысило удорожание продовольствия в ЕС (1,5%). Учитывая, что эти данные с начала года, то пока винить неурожай вообще рано. Единственное, можно точно сделать вывод, что удорожание продовольствия по итогам года в России будет отличаться в еще большие разы.
Например, в сентябре 2010 года продукты питания в РФ стали дороже на 2,0%, в то время как в странах ЕС в среднем они подорожали на 0,3%.
Что касается конкретных продуктов питания. В России как всегда особо уязвимы крупы, молочные продукты и сахар. С учетом неурожая зерна, подсолнечника, сахарной свеклы – дальше лучше не будет. Так, среди наблюдаемых групп продуктов питания наиболее значительно в сентябре увеличились цены на молочные изделия, сыры и яйца – на 6,1% (в странах ЕС – в среднем на 0,1%), масла и жиры – на 4,7% (на 1,0%), хлебобулочные изделия и крупы – на 2,7% (на 0,4%), сахар, джем, мед, шоколад и конфеты – на 2,1% (на 0,4%).