Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 22:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей инфляционных процессов в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности, виды инфляции, причины и последствия инфляции;
2) изучить издержки инфляции;
3) выявить теоретические аспекты антиинфляционной политики России.
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ИЗДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 4
1.1. Инфляция: сущность, виды и причины, последствия 4
1.2. Издержки инфляции 8
1.3. Антиинфляционная политика 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ 13
2.1. Современные тенденции инфляции 13
2.2. Факторы инфляции и их регулирование 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Учитывая недостаточную эффективность ранее применявшихся в России мер по снижению потребительских цен, целесообразно комплексное регулирование факторов инфляции на основе принципов системного подхода. В их числе основные: установка на достижение ценовой стабильности в целях модернизации экономики; комплексность антиинфляционных мер; формирование «дерева целей» регулирования инфляции; контроль за реализацией мер по снижению инфляции.
В условиях финансово-экономического кризиса распространилось мнение, будто в России инфляция имеет немонетарный характер. При этом в качестве аргумента приводятся данные о снижении денежного агрегата М2 и на этой основе делается нелогичный вывод: отсюда падение всех хозяйственных оборотов, да кстати, и поступлений в бюджет. В действительности наоборот: причины снижения темпа роста М2 обусловлены влиянием экономического спада на каналы эмиссии денег. Академик А. Г. Аганбегян, например, отмечает, что в ходе кризиса денежная масса не росла, в то время как в докризисные годы ее ежегодный рост составлял в среднем 40%.[11]
Утверждение о смене инфляционной «модели» с инфляции спроса на инфляцию издержек основано на рассмотрении лишь одного фактора инфляции спроса (эмиссии центральных денег), не учитывает другие денежные факторы и модификацию их структуры под влиянием финансово-экономического кризиса. Во-первых, уменьшился валютный компонент эмиссии денег. Покупки Банком России экспортной выручки сократились в условиях падения мировых цен на энергоносители, снижения их экспорта и внешних заимствований. Во-вторых, в результате антикризисных мер Правительства Российской Федерации возросло влияние притока ресурсов из государственных резервов на денежную массу в обращении. Изъятая до кризиса огромная денежная масса в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, и накопленные значительные официальные валютные резервы были перераспределены в обращение в целях осуществления антикризисных мер (3 трлн. руб.), в том числе для покрытия бюджетного дефицита и государственной поддержки системообразующих корпораций и банков. Увеличился объем рефинансирования Банком России в целях антикризисной поддержки коммерческих банков. В-третьих, увеличились нерегулируемые компоненты денежной массы – частные, в том числе электронные, деньги, выпускаемые кредитно-финансовыми организациями. В-четвертых, в условиях кризиса усилилась долларизация и евроизация экономики России, о чем свидетельствует, в частности, увеличение доли валютных депозитов до 23,7% денежного агрегата M2X на 1.08.2010 г., 17,6% на 1.08.2011 г., 16,8% на 1.10.2011 г. против 9,3% в 2008 г.
В итоге произошла не смена «модели» инфляции спроса на инфляцию издержек, а временное замедление роста М2 – одного из наименее представительных денежных агрегатов, связанных с инфляцией. Целесообразно принимать во внимание и другие перечисленные компоненты денежного предложения, совокупный рост которого превысил спрос на деньги в связи с кризисным падением промышленного производства на 10,9% и ВВП на 7,9% в 2010 г.2
В условиях кризиса наметилось временное изменение источников денежной базы – чистых международных резервов (определяемых как разница между валютными резервами и государственным долгом) и чистых внутренних активов (табл. 3).
Таблица 3.
Структура источников формирования денежной базы, трлн. руб.[12]
Источник | 2008 | 2009 | 1.01. 2011 | 1.10. 2011 | 2011 |
Чистые международные резервы | 11,7 | 11,2 | 12,75 | 14,59 | 14,68 |
Чистые внутренние активы | –7,4 | –6,8 | –8,04 | –9,45 | –8,75 |
Итого денежная база | 4,3 | 4,4 | 4,71 | 5,14 | 5,92 |
Однако с 2011 г. возобновился традиционный для России подход к разработке денежной программы с акцентом на внешние источники формирования денежной базы за счет эмиссии денег путем покупки Банком России иностранной валюты, поступающей по линии экспорта и внешних займов. В частности, предусмотренная эмиссия еврооблигаций Минфином России на мировом финансовом рынке в 2011–2012 гг. направлена на привлечение внешних заимствований не только для покрытия бюджетного дефицита, но и расширения денежной базы.
Некоторые российские специалисты считают, что увеличение денежной массы в зависимости от роста чистых международных резервов не характерно для рыночной экономики, где спрос на деньги определяется уровнем процентной ставки и спросом на кредит. Так, по мнению О. В. Вьюгина, «государство само делает инфляцию», покупая слишком много валюты и выпуская слишком много денег. Между тем выпуск денег в зависимости от состояния чистых международных резервов страны используется в мировой практике, хотя в разной степени. В России этот канал выпуска денег в обращение приобрел гипертрофированное значение в ущерб кредитной эмиссии, а относительно высокие процентные ставки и неудовлетворенный спрос на доступные кредиты слабо влияют на увеличение денежной массы.
Таким образом, несмотря на временное снижение темпа роста агрегата М2 в условиях кризиса, при оценке влияния денежных факторов на инфляцию необходимо учитывать и другие компоненты денежного предложения. К тому же по мере выхода экономики из кризиса увеличивается спрос на деньги и, по оценке Банка России, возобновился рост М2 (на 31,1% на 1.10.2011 г. и на 25–28% за год).
В условиях финансово-экономического кризиса проявились инфляционные последствия предкризисной кредитной экспансии. Нарастание темпа банковского кредитования нефинансовых организаций, особенно потребительского и ипотечного жилищного, достигло 39,6% в 2007 г., 51,6% в 2008 г. Банковское «перекредитование» способствовало увеличению денежного предложения и сохранению значительного темпа инфляции, несмотря на кризисное падение промышленного производства и ВВП.
Кризис усилил инфляционную составляющую деятельности банков. «Перекредитование» экономики обернулось в период кризиса увеличением просроченных кредитов, накоплением «плохих» долгов заемщиков, их невозвратом. Снизилась прибыльность банковской системы с 409,2 млрд. руб. в начале 2010 г. до 6,8 млрд. в середине того года, когда 119 банков стали убыточными1. Возникла проблема погашения внешних долгов в условиях снижения доступа к их рефинансированию на мировом финансовом рынке и нехватки ликвидности на российском финансовом рынке. Это проявилось в уменьшении чистых заимствований банков за рубежом на 34,4% в 2009 г. (с 1284,6 млрд. руб. до 843,1 млрд. руб.)[13].
В начале кризиса произошел резкий отток вкладов (в сентябре–октябре 2009 г. 460 млрд. руб., или 8% вкладов населения), в результате падения доверия к банкам и недобросовестной конкуренции банков, повысивших процентные ставки. Кризис обнажил также связь инфляции с глубинными причинами уязвимости банков, оказавшихся на грани банкротства. В их числе структурные проблемы банковской системы, низкое качество банковских активов и управления рисками. Речь идет о кредитовании высоко рискованных проектов и выполнении обязательных нормативов с использованием «серых» схем кредитования заведомо неплатежеспособных подставных компаний, не ведущих хозяйственной деятельности, увеличении долгов проблемных банков. Антикризисная программа Правительства Российской Федерации позволила смягчить последствия мирового финансово-экономического кризиса ценой огромных затрат и усиления инфляции.
Активизация функции Банка России как кредитора последней инстанции в нестандартных формах (расширение круга заемщиков, удлинение сроков кредитов) привела к повышению кредитного компонента денежной эмиссии, однако возвратность этих кредитов была не всегда гарантирована.
Санирование банков, проводимое Агентством по страхованию вкладов (АСВ), которое в условиях кризиса кроме функций страховщика банковских вкладов и конкурсного управляющего (ликвидатора) стало выполнять функцию предупреждения банкротства банков, входящих в систему страхования вкладов, также свидетельствует об инфляционной составляющей этой деятельности с учетом ее источников.
Использование мирового опыта санации с привлечением частного инвестора, который вкладывает собственные средства, покупает акции банка и управляет им, снижает инфляционную составляющую подобного рыночного метода санации, но при условии возвратности кредита, предоставленного частному инвестору Агентством по страхованию вкладов. Однако эти кредиты погашаются медленно.
На инфляционный процесс негативно влияло нецелевое использование некоторыми банками государственной антикризисной финансовой поддержки. Они часто предпочитали скупать иностранную валюту за счет этих средств и переводить ее за рубеж вместо кредитования производственных предприятий в целях сдерживания экономического спада и безработицы. Доля кредитов банков в их активах снизилась с 71,2 до 67,5% в 2010 г. при одновременном росте проблемных кредитов. Уменьшение влияния кредитного мультипликатора на формирование денежной массы ухудшило качество выпускаемых денег, их обеспеченность товарами и услугами, производимыми с использованием банковских кредитов.
Фактором инфляции стала неподвижность банковской системы России в условиях финансово-экономического кризиса. Это проявляется в медленном росте кредитного портфеля, особенно в сфере кредитования экономики, производственных предприятий с целью вывода их из кризиса, несмотря на улучшение показателей банковской ликвидности, удвоение резервов и повышение прибыли, особенно десяти ведущих банков в 2010–2011 годах.
В условиях кризиса повысились средневзвешенные номинальные процентные ставки по кредитам предприятиям (10,4% в январе 2009 г.; 20–25% в 2010 г.). Это стимулировало инфляцию, так как заемщики перекладывали эти дополнительные издержки на потребителей их продукции. Снижение их до 13–14% в 2011 г. и ставки рефинансирования с 13% в 2009 г. до 7,75% (01.06.2011 г.) – одна из антиинфляционных мер.
Регулирование кредитных факторов инфляции должно осуществляться с учетом двоякой роли кредита. С одной стороны, для сдерживания кредитной экспансии, перекредитование клиентов, нарушения принципов кредитования необходима жесткая кредитная политика, усиление банковского надзора и контроля. Об этом свидетельствуют уроки мирового кризиса. С другой стороны, расширение кредитования производства и обращения товаров и услуг, которые служат обеспечением стабильности денег, способствует снижению инфляции.
С учетом кредитного фактора инфляции требуется больше внимания уделять кредитной политике при разработке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Целесообразно стимулировать банковское кредитование инвестиционных и инновационных проектов с использованием принципа государственно-частного партнерства и госгарантий.
Регулирование кредитного фактора инфляции, направленное на увеличение кредитного компонента эмиссии денег и источника формирования денежной базы, повысит качество рубля как национальной валюты.
Специфика инфляции в России проявляется в ее развитии в условиях как профицита, так и дефицита государственного бюджета (табл. 4).
Бюджетный профицит, характерный для периода 2003–2009 гг., постепенно снизился с 7,5% ВВП в 2006 г. и 2007 г. до 5,4% в 2008 г. и 4,1% в 2009 г. в связи с кризисом. В 2010 г. сформировался значительный бюджетный дефицит (6,9% ВВП) в связи с экономическим спадом, уменьшением экспортной валютной выручки, увеличением антикризисных и социальных расходов, дотаций регионам.
Таблица 4.
Профицит (+) и дефицит (–) федерального бюджета (2008 – 2010 гг.)[14]
Год | Профицит (+), | дефицит (–) |
Трлн руб. | % к ВВП | |
2008 | +1,8 | 5,4 |
2009 | +1,7 | 4,1 |
2010 | –2,6 | 6,8 |
2011* | –2,9 | 5,8 |
2011* 2012* | –1,9 –1,6 | 4,0 3,0 |