Инфляция: сущность, формы, социально-эконические последствия. Антиинфляционные меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучение теоретических аспектов инфляции: ее сущности, форм и видов; социально-экономические последствия, а так же антиинфляционные меры. Задачи:
Определить сущность и формы инфляции.
Изучить измерение инфляции.
Рассмотреть типы и виды инфляции
Рассмотреть причины и формы проявления инфляции
Описать социально - экономические последствия.
Антиинфляционная политика
Анализ динамики инфляции в Российской Федерации.
Проанализировать антиинфляционные меры.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть.
1.1. Сущность и формы инфляции.
1.2. Измерение инфляции.
1.3. Типы и виды инфляции
1.4. Причины и формы проявления инфляции
1.5. Социально - экономические последствия.
1.6. Антиинфляционная политика
2. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации.
3. Антиинфляционные меры.
Заключение
Список литературы
Приложение №1

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 164.56 Кб (Скачать файл)

Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.

В современной экономической науке существует два основных направления антиинфляционой политики:

1. Политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В  соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

2. Политика регулирования  цен и доходов, имеющая целью  увязать рост заработков с  ростом цен. Одним из средств  служит индексация доходов, определяемая  уровнем прожиточного минимума  или стандартной потребительской  корзины и согласуемая с динамикой  индекса цен. Для сдерживания  нежелательных явлений могут  устанавливаться пределы повышения  или замораживания заработной  платы, ограничиваться выдача кредитов  и т.д.

Главными генераторами инфляции в нашей стране служат экспортные отрасли и монополии. Первые стремятся сравнять высокие экспортные цены с более низкими внутренними и, кроме того, генерируют большой приток иностранной валюты в страну. Вторые постоянно стремятся к росту цен в силу свое природы.12

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». Поставить «диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».13

Следует заметить, что полностью искоренить инфляцию практически невозможно, можно лишь удерживать ее темпы в каких-то приемлемых пределах. Ведь чтобы победить инфляцию, понадобилось бы устранить все причины инфляции, целиком разрушить ее механизмы. Трудно, однако, вообразить экономику, в которой всегда поддерживается равновесие бюджета, отсутствуют любые структурные аномалии производства, включая те, что связаны с деятельностью военно-промышленного комплекса, не остается места монополиям. Избавление от инфляции потребовало бы полного прекращения краткосрочного регулирования экономики, в частности, отказа от использования инструментов денежной политики в целях воздействия на процентные ставки, курс акций, инвестиции и производство, без которого, подчеркнем, не обходится сейчас ни одно рыночное хозяйство. И в США, и в Англии, и в других странах продолжают проводить краткосрочную денежную политику, а значит, остаются все инфляционные эффекты.

 

2. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации. Антиинфляционные меры.

 

К числу негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.

Исторически инфляция в экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.

С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год.

Для того, чтобы бороться с таким явлением как инфляция, его нужно, прежде всего, количественно охарактеризовать. Традиционно в СМИ публикуются сведения об изменении индекса потребительских цен в текущем месяце по сравнению с предыдущим месяцем, а так же об изменении индекса потребительских цен  накопительным итогом с начала года (в сравнении с декабрем предыдущего года).14

 

Так, динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена ниже:

 

 

Таблица 2.1. Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг в феврале 2009 в процентах

 

Январь

2009г.

Февраль 2009г. к

Справочно

январю

2009г.

декабрю

2008г.

февралю

2008г.

февраль 2008г. к

январю

2008г.

декабрю

2007г.

февралю 2007г.

Индекс потребительских цен

102,4

101,7

104,1

113,9

101,2

103,5

112,7

в том числе на:

             

товары

101,1

101,7

102,8

112,8

101,2

102,5

112,6

продовольственные товары

101,4

101,9

103,3

116,1

101,7

103,6

117,6

продовольственные товары без плодоовощной продукции

101,1

101,5

102,6

117,6

101,3

102,5

116,4

непродовольственные товары

100,7

101,6

102,3

109,2

100,6

101,2

107,1

услуги

106,3

101,4

107,8

117,0

101,4

106,8

112,7


 

 

В феврале в 14 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил более 2,0%. Наибольшее увеличение цен и тарифов отмечалось в Камчатском крае - на 3,1%, где продукты питания подорожали на 4,1%, услуги - на 3,3%.

В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 101,3% (с начала года - 104,1%), в Санкт-Петербурге - 101,8% (с начала года - 105,0%).

 

Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров представлены ниже:

Таблица 2.2. Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в процентах

 

Январь

2009г.

Февраль 2009г. к

Справочно

январю

2009г.

декабрю

2008г.

февралю

2008г.

февраль 2008г. к

январю

2008г.

декабрю

2007г.

февралю 2007г.

Продовольственные товары без алкогольных напитков

101,5

101,9

103,5

117,0

101,8

103,9

119,5

Хлеб и хлебобулочные изделия

100,3

100,5

100,8

122,3

102,2

103,8

125,1

Крупа и бобовые

100,4

101,7

102,2

125,2

101,6

102,7

123,7

Макаронные изделия

100,5

101,0

101,4

130,7

102,1

103,8

126,6

Мясо и птица

101,1

101,6

102,7

123,4

100,8

101,7

109,3

Рыба и морепродукты

101,7

103,3

105,1

118,6

100,9

101,9

108,6

Молоко и молочная продукция

100,6

100,5

101,1

108,7

102,0

104,3

134,1

Масло сливочное

100,5

100,5

101,0

108,0

101,4

103,4

143,2

Масло подсолнечное

98,6

96,9

95,6

114,5

101,2

102,0

155,0

Яйца

97,8

95,0

92,9

102,9

99,6

102,8

131,9

Сахар-песок

111,5

108,5

121,0

122,7

103,4

105,5

103,9

Плодоовощная продукция

104,7

104,9

109,8

103,8

105,1

113,9

129,1

Алкогольные напитки

100,9

101,4

102,3

111,4

101,0

101,9

108,2


 

В феврале наибольший прирост цен по-прежнему отмечался на сахар-песок - 8,5%. Увеличение цен более чем на 11% зафиксировано в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе в Калининградской, Самарской областях и Москве сахар стал дороже на 16,1-18,8%.

Среди наблюдаемых видов овощей и фруктов бананы подорожали на 18,6%, груши и виноград - на 9,1% и 8,8% соответственно. Цены на капусту свежую белокочанную увеличились на 5,8%.

В группе рыбопродуктов на 4,6-5,0% выросли цены на различные виды замороженной рыбы, на 3,7% - филе рыбное.

Из наблюдаемых видов мясопродуктов на 2,8% увеличились цены на окорочка куриные, на 2,0-2,3% - на консервы мясные, печень говяжью, отдельные виды колбасных изделий и копченостей.

Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров на 2,0-4,4% выросли цены на сыры сычужные, шоколад, карамель, смеси сухие молочные и фруктовые консервы для детского питания, консервы овощные, рис, чай и кофе, а также сухие супы и хлопья из злаков.

На 0,1-1,1% снизились цены на крупы овсяную, перловую и пшено.

Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров представлены ниже:

Таблица 2.3. Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров в процентах

 

Январь

2009г.

Февраль 2009г. к

Справочно

январю

2009г.

декабрю

2008г.

февралю

2008г.

февраль 2008г. к

январю

2008г.

декабрю

2007г.

февралю 2007г.

Ткани

100,6

101,0

101,6

106,8

100,7

101,2

105,3

Одежда и белье

100,6

101,0

101,7

110,3

100,6

101,2

108,4

Трикотажные изделия

100,8

101,1

101,9

111,1

100,6

101,4

108,5

Обувь

100,3

100,8

101,1

108,8

100,4

100,6

108,3

Моющие и чистящие средства

100,8

101,5

102,3

118,1

101,0

101,8

108,8

Табачные изделия

101,0

102,1

103,2

116,6

101,4

102,8

108,1

Электротовары и другие бытовые приборы

100,6

102,3

102,8

107,7

100,5

100,8

103,3

Телерадиотовары

100,6

102,1

102,7

103,7

100,2

100,5

99,2

Строительные материалы

100,2

100,6

100,8

110,4

100,8

101,5

116,5

Бензин автомобильный

95,8

98,4

94,2

94,0

100,1

101,5

110,9

Медикаменты

103,1

105,2

108,4

124,0

101,0

101,8

106,7


 

В феврале продолжал отмечаться опережающий рост цен на медикаменты. За месяц они в среднем подорожали на 5,2%. При этом цены на отдельные виды наблюдаемых лекарственных средств (галазолин, эналаприл, винпоцетин, анальгин и аспирин отечественные, панкреатин, супрастин) выросли на 5,3-16,2%.

Среди остальных наблюдаемых непродовольственных товаров на 7,0% дороже стали свежесрезанные цветы, на 5,1% - дрова, на 4,6% - ювелирные изделия. На 2,1-4,0% выросли цены на легковые автомобили, персональные компьютеры, фотоаппараты, телефонные аппараты стационарные проводные и аппараты сотовой связи, парфюмерно-косметические товары, чулочно-носочные изделия, нитки, спички, отдельные виды медицинских, галантерейных товаров, табачных изделий, строительных материалов, электро- и телерадиотоваров.

Продолжалось снижение цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, которые за месяц подешевели на 1,6% и 1,3% соответственно.

 

Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению представлены ниже:

Таблица 2.4. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению в процентах

 

Январь

2009г.

Февраль 2009г. к

Справочно

январю

2009г.

декабрю

2008г.

февралю

2008г.

февраль 2008г. к

январю

2008г.

декабрю

2007г.

февралю 2007г.

Жилищно-коммунальные

114,4

102,1

116,8

120,1

101,3

113,2

114,8

жилищные

108,6

102,2

111,0

116,5

101,3

109,5

112,1

оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов

109,8

102,0

112,0

115,7

100,9

109,7

110,8

содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации

109,9

102,1

112,2

115,9

101,0

110,0

110,9

услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ

107,5

104,2

112,0

116,7

103,1

109,9

113,5

вывоз мусора

112,7

104,4

117,7

122,7

102,4

113,2

116,6

коммунальные

117,6

102,1

120,0

122,0

101,2

115,2

116,0

Водоснабжение холодное и водоотведение

118,1

102,9

121,5

124,3

101,4

113,4

114,3

отопление

115,5

102,9

118,8

121,3

101,2

114,6

115,2

водоснабжение горячее

118,0

102,8

121,4

123,5

102,5

116,6

117,7

газоснабжение

109,7

100,6

110,3

111,1

100,7

122,1

124,2

электроснабжение

124,7

100,1

124,8

125,2

100,0

113,3

113,4

Медицинские

101,6

101,9

103,5

116,0

101,5

103,7

114,9

Пассажирского транспорта

104,3

99,7

104,0

118,7

103,4

107,3

115,2

Связи

100,2

99,8

99,9

102,1

99,6

99,9

100,3

Организаций культуры

101,5

101,4

102,9

116,5

100,8

102,0

113,7

Санаторно-оздоровительные

103,3

101,2

104,5

119,4

101,2

106,1

118,8

Дошкольного воспитания

104,6

103,7

108,5

123,5

101,8

106,1

114,0

Образования

101,9

100,9

102,8

116,0

101,1

102,7

115,9

Бытовые

102,3

101,1

103,5

118,3

101,7

103,8

116,1

Зарубежного туризма

106,9

105,5

112,7

137,5

100,5

100,7

107,0

Физкультуры и спорта

102,9

101,2

104,1

121,3

101,4

103,8

116,8

Страхования

101,1

100,5

101,6

103,8

100,5

101,4

106,0

Информация о работе Инфляция: сущность, формы, социально-эконические последствия. Антиинфляционные меры