Инфляция. Система инфляционных мер (для Беларуси)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Замена полноценных денег бумажными деньгами породила явление в сфере товарно-денежных отношении, называемое инфляцией.
Впервые термин «инфляция» стал употребляться во время гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Им обозначался процесс перенасыщения рынка знаками стоимости, разбухания бумажно-денежного обращения. Инфляция от латинского «inflatio» - вздутие. Она представляет собой процесс обесценения бумажных денег, проявляющийся в общем, неуклонном росте цен на товары и услуги.

Содержание

1. Понятие и сущность инфляции……………………………………………
2. Классификация видов инфляции………………………………………….
3. Причины инфляции в Республике Беларусь……………………………..
4. Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь……………
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

3056 эк теория.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

    4.   Мировой кризис. Мировой финансовый  кризис начавшийся в 2008 году  оказал влияние на всю мировую  экономику и на каждую страну  в отдельности по разному. Глубина  поражения экономики у каждого  государства разная, это зависит,  прежде всего, от экономической  устойчивости страны. Белорусскую  экономику рецессия затронула  позже и в меньшей степени,  чем у наших соседей. Ведь  до недавнего времени наша  республика оставалась одной  из немногих стран, в которой  ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2010 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например, в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

    Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие  повышения цен на импортируемые  товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так  называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие  поднимутся и, тем самым желая  себя обезопасить. Да и внешние долги  не снижают инфляции, так по состоянию  на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете  на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года [4].

    Таким образом, совокупность всех эти экономических  факторов в большей или меньшей  степени влияют на рост инфляции в  Беларуси.  

    4 Антиинфляционное  регулирование в  Республике Беларусь 

    Разработка  и реализация антиинфляционных мер  представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области  как теории инфляции, так и методов  практической борьбы с ней. Из множества  подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы  стабилизации экономики.

    Ортодоксальная  программа чисто монетаристского  характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении  роли и функций государства, его  вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить  программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию  условий деятельности предприятий  на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении  роста заработной платы и поддержании  плавающего курса национальной валюты.

    Сторонники  кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании  экономики, включая временное замораживание  цен и заработной платы, налоговое  стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

    Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

    Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и  другой политики в 1990-х годах и в 2000– 2011 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

    Первый  комплекс включает меры:

  • по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
  • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
  • снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
  • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
  • сокращению трансакционных издержек и др.

    Второй  комплекс охватывает меры:

  • по регулированию объема и структуры денежной массы;
  • проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
  • сокращению скорости оборота денег;
  • регулированию резервных требований;
  • ограничению бюджетного дефицита;
  • регулированию доходов населения;
  • сокращению бартерных операций, неплатежей;
  • стабилизации белорусского рубля и др.

    Третий  комплекс предусматривает меры:

  • по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
  • государственному регулированию цен на товары монополистов;
  • регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
  • регулированию уровня рентабельности;
  • стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
  • ограничению инфляционных ожиданий;
  • ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

    Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и далее будет  проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля  по отношению к валютам других стран. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего  кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного  характера в реальном секторе  экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают  системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых  параметров по динамике индекса потребительских  цен

    Истоки  инфляционных явлений коренятся  в сложившихся и постоянно  воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в  административной экономике форме  управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень  условно, поскольку все они тесно  взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные  прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма  управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции  и отношения [5].

    В заключение необходимо отметить, что  методы регулирования инфляции будут  эффективны лишь в случае их адекватного  соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный  характер, то есть порождена сложившейся  структурой экономики и действовавшей  длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными  монетарными факторами, рычаги регулирования  этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий  структурной перестройки экономики  и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

    ЛИТЕРАТУРА

  1. Зубко, Н.М., Каллаур, А.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – М. : Изд-во «Белорусский Дом печати», 2007. – 275 с.
  2. Микроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, О.А. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – С. 336-367.
  3. Экономическая теория: учеб. пособие : в 2 ч. / под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Мн. : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 261 с.
  4. Макроэкономическая политика Беларуси: на пути к балансу// [Электронный ресурс]. – 2012. Режим: http://www.interfax.by/article/85932 - Дата доступа: 02.05.2012
  5. Инфляция в Беларуси//[Электронный ресурс]. – 2012. Режим: http://anton555.blogspot.com/2011/09/blog-post_12.html - Дата доступа: 02.05.2012

Информация о работе Инфляция. Система инфляционных мер (для Беларуси)