Инфляция в России и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика обладает мощными механизмами саморегулирования. Казалось бы, она должна развиваться поступательно, максимально используя все имеющиеся ресурсы. Однако история показывает, что макроэкономическая стабильность постоянно нарушается, и основными макроэкономическими проблемами являются растущие цены, увеличение числа людей, не имеющих работу, периодически возникающие экономические кризисы. Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют важную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..2
1Инфляция как экономическая категория
Сущность инфляции……………………………………………………………………..3
Причины возникновения……………………………………………………………..4
Формы проявления………………………………………………………………………6
2 Социально-экономические последствия и антиинфляционные государственные меры
2.1 Социально-экономические последствия ………………………………………9
2.2 Антиинфляционные государственные меры ………………………………..14
3 Инфляция в России и ее особенности
3.1 Развитие инфляции в РФ в 20 веке………………………………………………….18
3.2.Причины инфляции в РФ на современном этапе…………………………..19
3.3 Инфляция и продовольственная проблема в РФ………………………….22
3.4 Причины перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ……..26
3.5 Статистика инфляции:официальная и реальная…………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.docx

— 231.80 Кб (Скачать файл)

 

     3.3 Инфляция и продовольственная проблема в России

 

В развитии инфляционного механизма в нашей стране важную роль играет так называемая несбалансированная продовольственная проблема. Речь, прежде всего, о дефиците продовольственных товаров. А он – результат прежней слабости нашего почти разорившегося сельского хозяйства, причем разорившегося не только в результате реформ 90-х годов. Они лишь выявили полную неконкурентноспособность его организационных форм – колхозов и совхозов, возникших в начале 30-х годов прошлого века. Неслучайно во время переходного кризиса падение производства в сельском хозяйстве оказалось гораздо более сильным, чем в промышленности. Образовался огромный разрыв между спросом и предложением. Более того, по некоторым видам продовольствия он продолжает увеличиваться.

Этот разрыв восполняет импорт, имеющий  к сожалению, тенденции к увеличению. Вот несколько цифр: за последние  годы удельный вес импорта в потреблении  сливочного масла достиг 52,3%, сыра -42,1%, рыбы – 30%, овощей и фруктов – 32%, мясных и колбасных изделий – 40%, мясного сырья – 80%. В целом 35% продукции, входящей в рацион питания  россиян, ввозится из-за рубежа.

Значение импорта противоречиво. С одной стороны, он возмещает  недостающее продовольствие и тем  решает важные социально-экономические  задачи, но, с другой стороны –  вытесняет с рынка отечественного производителя. Зачастую это происходит потому, что импортная продукция  дешевле отечественной. В то же время  мы оказываемся в плену ценовых  подвижек, которые происходят на мировых  рынках. Например, цены на продовольствие в последние годы стали расти  повсюду (по некоторым данным они  увеличились в 2,5 раза). Появился даже особый термин – «агфляция», то есть «аграрная инфляция».

Что лежит в основе роста цен  на аграрную продукцию? Первое: уменьшение запасов зерновых и масличных культур во многих странах мира, особенно в развивающихся, из-за ухудшения погодных условий – засух, наводнений и т.п. Второе: сокращение государственных запасов в основных странах – экспортерах продовольствия в сочетании с постепенным отказом  от политики субсидирования экспорта. Третье: увеличение импорта продовольствия из  быстро растущих стран Юго-Восточной Азии (Китая, Индии и др.) . И, наконец, четвертое: ускоренное формирование индустрии биотоплива, меняющее соотношение между топливным и аграрным секторами в мировой экономике и сказывающееся на ценах аграрной продукции.

Наиболее сильное воздействие  агфляция оказала на зерновые культуры, растительное масло и молочные продукты. А рост импортных цен на эту  продукцию в свою очередь повлиял  на ускорение нашей внутренней инфляции осенью 2007 года (ее часто называют импортируемой  инфляцией). Но бывает и так: меры нашего правительства – квоты и ограничивающие пошлины, направленные на сдерживание  импорта некоторых видов продукции (прежде всего животноводческой, чтобы создать благоприятные условия для отечественного производства), - на деле подстегивает рост цен. Подорожание мяса – всякий раз результат такой политики. «Квоты на мясо и птицу – наша рукотворная инфляция», - признавался министр финансов А.Кудрин, объясняя всплеск роста потребительских цен в 2003-2004 годах. Запрет со стороны Россельхознадзора ввозить мясо из Бразилии и меры по ограничению его экспорта, принятые Аргентиной, привели к тому, что в 2006 году цены на мясо подскочили на 40%. Таких фактов можно приводить множество.

Есть все основания предполагать, что нынешнюю инфляцию вызвало не само по себе увеличение денег в обращении. Оно скорее компенсировало тот рост цен, который стал результатом повышения издержек. Другими словами, работает та самая спираль, в которой взаимодействуют инфляция издержек и инфляция спроса, спираль, которую опосредует растущее денежное обращение и которую особенно трудно остановить.

 

Что делать?

Бороться с инфляцией, как показывает опыт развитых  стран и наш  собственный, необычайно трудно. Как  отмечают многие исследователи, определенный рост цен на аграрную продукцию неизбежен, поскольку в настоящее время  сложился серьезный диспаритет цен  на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, что основательно тормозит инвестиции в сельское хозяйство.

В России сельскохозяйственные производители  оказались брошены на произвол судьбы. К настоящему времени , когда большинство  прежних хозяйств – колхозов и  совхозов – разорились, а новоиспеченные фермеры едва выжили в жестких  рыночных условиях, у нас сложилась довольно уникальная хозяйственная структура. Резко возросла роль сектора личного  подсобного хозяйства. В нем производиться примерно 40% отечественной продукции. Но это, по сути дела, - натуральное хозяйство, помогающее населению, особенно в провинции, выживать. Еще 8% продукции производят наши фермеры. Остальные 50% продукции дают в равных долях сохранившиеся колхозы и совхозы (25%) и столько же – новые агропромышленные холдинги, создаваемые на средства крупных промышленных предприятий.

И здесь особенно важной  представл яется принятая правительством программа по развитию аграрно-промышленного комплекса. Программа включает три направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов и их семей на селе. Проект нацелен на увеличение финансовой поддержке сельского хозяйства, причем не с помощью прямых государственных инвестиций ( когда возникает большая угроза прямого разворовывания денег либо их нецелевого или неэффективного использования), а на основе чисто рыночных методов – расширение кредитования и субсидирования процентных ставок. Предпочтение отдано развитию наиболее крепких и эффективных хозяйств, которые способны быстро поднять свой технический уровень и увеличить количество товарной продукции.

Предполагается, что программа  будет стимулировать приток частного капитала в сельское хозяйство, благодаря  которому уже сейчас создан довольно солидный сектор агропромышленных холдингов, специализирующих в основном на производство мясомолочной продукции.

Эта программа – важный вклад со стороны государства  в решение проблемы продовольствия в стране, имеющий, ко всему прочему, несомненную антиинфляционную направленность.

Получая дополнительные инфляционные доходы , владельцы российских предприятий  не проявляют активности в развитии и модернизации производства. В последние  годы на накопление основного капитала по крупным и средним предприятиям используется 25-30% чистой прибыли, а основная ее часть извлекается из производства. Важная роль ценовых факторов в обеспечении экономического роста в стране является одной из основных причин слабой инновационной активности российских предприятий, их незаинтересованности в использовании научных разработок.

Подавляющая часть отечественных  предприятий ориентирована в  основном на внутренний рынок и обращает мало внимания на соответствие своей  продукции мировым инновационным  стандартам. К тому же рынки наиболее наукоемких и быстро обновляемых  товаров и услуг заняты иностранными фирмами. Чтобы пробиться на них, требуются крупные капиталовложения, которыми национальная промышленность сейчас не располагает, а стимул в  виде высокой нормы прибыли отсутствует.

К сожалению, денежное регулирование  (монетарная политика) – единственное средство , используемое Минфином для  управления инфляцией. Что касается налоговой политики, то здесь приоритет  отдан решению фискальных проблем.

Еще кризис 1998года наглядно показал, что ряд теоретических положений, на которых базировалась и продолжает базироваться экономическая политика российского правительства, не срабатывает. Из кризиса 1998 и его последствий необходимо извлечь уроки на будущее. Первый урок касается политики в отношении валютного курса рубля. Политика, проводившаяся в 1990 годы, привела к искусственному завышению валютного курса, удешевлению на российском рынке импортных товаров, снижению конкурентноспособности товаров отечественного производства и явилась мощным фактором, подавляющим развитие российской экономики.

Провозглашенная  ЦБ РФ политика «инфляционного таргетирования», предусматривающая  задание прогнозного показателя роста цен, свидетельствует о намерении Центробанка и в дальнейшем укреплять рубль, ограничивая емкость рынка для национальных производителей.

 

    1. Причины перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ.

 

В течении ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой  они стремились сдерживать инфляцию и в то же время не допускать  слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 года после  окончательной либерализации валютного  регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепления рубля. В представленных в августе 2006 года «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год» банк России впервые за последние  годы явно обозначил свою главную  задачу – борьбу с инфляцией, которая  должна была составить 6,5-8% по итогам 2007 года. Что касается целевого ориентира  по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапозон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о  том, что ЦБ РФ постепенно движется в направдлении перехода к режиму таргетирования инфляции, то есть такой  политики, когда именно параметры  инфляции объявляются основной целью  денежных властей.

Главным уроком использования фиксированных  обменных курсов в конце ХХ века стало понимание того, что такой  режим не способен справиться с нестабильностью  на денежном и валютном рынках в  условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное  доверие экономических агентов  к денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политике, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению  вероятности спекулятивных атак не национальные валюты и возникновению  финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного курса (именно поддержание фиксированного курса  в условиях масштабного оттока капитала из страны стало одной из существенных характеристик кризиса 1998 года в  России). Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более  открытыми, их уязвимость к шокам  при использовании режима фиксированного курса увеличивается, в то время  как использование плавающего курса  становится более оправданным и  приводит к ускорению экономической  динамике.

Режим таргетирования инфляции подразумевает  публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становиться  долгосрочной целью. Другие цели, такие  как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

 В настоящее время 23 страны  применяют таргетирования инфляции, из которых только 7 являются развитыми.

Ниже перечислим условия, указываемых  в качестве необходимых для успешного  применения режима таргетирования:

  1. Институциональная независимость: центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.
  2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика: для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ должен быть способен достоверно ее прогнозировать.
  3. Требования к структуре экономике: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.
  4. Развитая финансовая система – для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

В правительственной программе  развития экономики до 2020 года, учитывая не совсем удачный опыт последнего десятилетия, ставится задача  снижения инфляции до уровня, существующего  в настоящее время в развитых странах, что является делом непростым. Но сам факт допущения умеренной  инфляции представляет серьезную угрозу если не провала, то очевидного невыполнения многих задач программы.

В каждый отдельный период правительство  любой страны при намерении проводить  антиинфляционную политику связано  определенными ограничениями объективного характера. Оно не свободно в выборе антиинфляционных мер. Более доступны те из них, которые относятся к применению различных инструментов денежной, кредитной, бюджетной, налоговой таможенной политики и ограничивают расширение конечного спроса. Труднее активизировать факторы, способные привести к расширению производства и поставок на внутренний рынок товаров и услуг – увеличить инвестиции и поднять эффективность, осуществить структурную перестройку производства, активизировать инновационную деятельность и др. Для этого требуется больше времени и достижение некоторого минимального уровня макроэкономической сбалансированности пропорций воспроизводства.

Поскольку российская экономика теперь большей частью рыночная (хотя и  сильно деформированная), меры по борьбе с инфляцией должны предусматривать  в первую очередь устранение ее источников в частном секторе. Имеется в  виду проведение реальной демонополизации  рынков в добывающей, сырьевых отраслях промышленности, в энергетике и транспортной системе, ограничение расширившейся в ходе реформ теневой и криминальной экономики, перестройка бюрократической, коррумпированной и неэффективной системы управления, устранение экономических и правовых барьеров.

 

      3.5 Статистика инфляции –реальная и официальная

 

Официальный прогноз российских властей  по инфляции на 2012 год составляет 5-6%. Недельная инфляция в РФ с 15 по 21 мая вновь составила 0,1% - на таком  уровне она держится с начала 2012 года, не считая небольших скачков  в январе и марте; с начала года цены выросли на 2,1%. Низкая инфляция в РФ в этом году в целом оправдывает  ожидания экспертов, которые не прогнозируют всплесков потребительских цен  до июля, когда произойдет индексация тарифов естественных монополий. Месячный показатель апреля - 0,3% - оказался даже ниже официального прогноза Минэкономразвития  в 0,4%. Ранее Клепач прогнозировал, что  рост цен в мае составит 0,4-0,5%. С его прогнозом согласен и  первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев.

В 2012 году планируется существенное повышения акцизов на бензин, а также введение целого  ряда дополнительных сборов, которые существенно влияют на рост цен на различные товары и услуги. Несмотря на то, что в ближайшее время Российская Федерации вступит в ВТО, многие специалисты прогнозируют не понижение, а рост цен на целый ряд товаров.

Информация о работе Инфляция в России и ее особенности