Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:02, курсовая работа
Рыночная экономика обладает мощными механизмами саморегулирования. Казалось бы, она должна развиваться поступательно, максимально используя все имеющиеся ресурсы. Однако история показывает, что макроэкономическая стабильность постоянно нарушается, и основными макроэкономическими проблемами являются растущие цены, увеличение числа людей, не имеющих работу, периодически возникающие экономические кризисы. Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют важную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства
Введение………………………………………………………………………………………………..2
1Инфляция как экономическая категория
Сущность инфляции……………………………………………………………………..3
Причины возникновения……………………………………………………………..4
Формы проявления………………………………………………………………………6
2 Социально-экономические последствия и антиинфляционные государственные меры
2.1 Социально-экономические последствия ………………………………………9
2.2 Антиинфляционные государственные меры ………………………………..14
3 Инфляция в России и ее особенности
3.1 Развитие инфляции в РФ в 20 веке………………………………………………….18
3.2.Причины инфляции в РФ на современном этапе…………………………..19
3.3 Инфляция и продовольственная проблема в РФ………………………….22
3.4 Причины перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ……..26
3.5 Статистика инфляции:официальная и реальная…………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………………………..36
3.3 Инфляция и продовольственная проблема в России
В развитии инфляционного механизма в нашей стране важную роль играет так называемая несбалансированная продовольственная проблема. Речь, прежде всего, о дефиците продовольственных товаров. А он – результат прежней слабости нашего почти разорившегося сельского хозяйства, причем разорившегося не только в результате реформ 90-х годов. Они лишь выявили полную неконкурентноспособность его организационных форм – колхозов и совхозов, возникших в начале 30-х годов прошлого века. Неслучайно во время переходного кризиса падение производства в сельском хозяйстве оказалось гораздо более сильным, чем в промышленности. Образовался огромный разрыв между спросом и предложением. Более того, по некоторым видам продовольствия он продолжает увеличиваться.
Этот разрыв восполняет импорт, имеющий к сожалению, тенденции к увеличению. Вот несколько цифр: за последние годы удельный вес импорта в потреблении сливочного масла достиг 52,3%, сыра -42,1%, рыбы – 30%, овощей и фруктов – 32%, мясных и колбасных изделий – 40%, мясного сырья – 80%. В целом 35% продукции, входящей в рацион питания россиян, ввозится из-за рубежа.
Значение импорта
Что лежит в основе роста цен на аграрную продукцию? Первое: уменьшение запасов зерновых и масличных культур во многих странах мира, особенно в развивающихся, из-за ухудшения погодных условий – засух, наводнений и т.п. Второе: сокращение государственных запасов в основных странах – экспортерах продовольствия в сочетании с постепенным отказом от политики субсидирования экспорта. Третье: увеличение импорта продовольствия из быстро растущих стран Юго-Восточной Азии (Китая, Индии и др.) . И, наконец, четвертое: ускоренное формирование индустрии биотоплива, меняющее соотношение между топливным и аграрным секторами в мировой экономике и сказывающееся на ценах аграрной продукции.
Наиболее сильное воздействие
агфляция оказала на зерновые культуры,
растительное масло и молочные продукты.
А рост импортных цен на эту
продукцию в свою очередь повлиял
на ускорение нашей внутренней инфляции
осенью 2007 года (ее часто называют импортируемой
инфляцией). Но бывает и так: меры нашего
правительства – квоты и
Есть все основания
Что делать?
Бороться с инфляцией, как показывает опыт развитых стран и наш собственный, необычайно трудно. Как отмечают многие исследователи, определенный рост цен на аграрную продукцию неизбежен, поскольку в настоящее время сложился серьезный диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, что основательно тормозит инвестиции в сельское хозяйство.
В России сельскохозяйственные производители оказались брошены на произвол судьбы. К настоящему времени , когда большинство прежних хозяйств – колхозов и совхозов – разорились, а новоиспеченные фермеры едва выжили в жестких рыночных условиях, у нас сложилась довольно уникальная хозяйственная структура. Резко возросла роль сектора личного подсобного хозяйства. В нем производиться примерно 40% отечественной продукции. Но это, по сути дела, - натуральное хозяйство, помогающее населению, особенно в провинции, выживать. Еще 8% продукции производят наши фермеры. Остальные 50% продукции дают в равных долях сохранившиеся колхозы и совхозы (25%) и столько же – новые агропромышленные холдинги, создаваемые на средства крупных промышленных предприятий.
И здесь особенно важной представл яется принятая правительством программа по развитию аграрно-промышленного комплекса. Программа включает три направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов и их семей на селе. Проект нацелен на увеличение финансовой поддержке сельского хозяйства, причем не с помощью прямых государственных инвестиций ( когда возникает большая угроза прямого разворовывания денег либо их нецелевого или неэффективного использования), а на основе чисто рыночных методов – расширение кредитования и субсидирования процентных ставок. Предпочтение отдано развитию наиболее крепких и эффективных хозяйств, которые способны быстро поднять свой технический уровень и увеличить количество товарной продукции.
Предполагается, что программа будет стимулировать приток частного капитала в сельское хозяйство, благодаря которому уже сейчас создан довольно солидный сектор агропромышленных холдингов, специализирующих в основном на производство мясомолочной продукции.
Эта программа – важный вклад со стороны государства в решение проблемы продовольствия в стране, имеющий, ко всему прочему, несомненную антиинфляционную направленность.
Получая дополнительные инфляционные доходы , владельцы российских предприятий не проявляют активности в развитии и модернизации производства. В последние годы на накопление основного капитала по крупным и средним предприятиям используется 25-30% чистой прибыли, а основная ее часть извлекается из производства. Важная роль ценовых факторов в обеспечении экономического роста в стране является одной из основных причин слабой инновационной активности российских предприятий, их незаинтересованности в использовании научных разработок.
Подавляющая часть отечественных
предприятий ориентирована в
основном на внутренний рынок и обращает
мало внимания на соответствие своей
продукции мировым
К сожалению, денежное регулирование (монетарная политика) – единственное средство , используемое Минфином для управления инфляцией. Что касается налоговой политики, то здесь приоритет отдан решению фискальных проблем.
Еще кризис 1998года наглядно показал,
что ряд теоретических
Провозглашенная ЦБ РФ политика «инфляционного таргетирования», предусматривающая задание прогнозного показателя роста цен, свидетельствует о намерении Центробанка и в дальнейшем укреплять рубль, ограничивая емкость рынка для национальных производителей.
В течении ряда лет российские власти
придерживались тактики, согласно которой
они стремились сдерживать инфляцию
и в то же время не допускать
слишком быстрого укрепления рубля.
Однако во второй половине 2006 года после
окончательной либерализации
Главным уроком использования фиксированных
обменных курсов в конце ХХ века
стало понимание того, что такой
режим не способен справиться с нестабильностью
на денежном и валютном рынках в
условиях высокой мобильности капитала.
Завышенные обменные курсы, недостаточное
доверие экономических агентов
к денежно-кредитной и
Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становиться долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.
В настоящее время 23 страны
применяют таргетирования
Ниже перечислим условия, указываемых в качестве необходимых для успешного применения режима таргетирования:
В правительственной программе развития экономики до 2020 года, учитывая не совсем удачный опыт последнего десятилетия, ставится задача снижения инфляции до уровня, существующего в настоящее время в развитых странах, что является делом непростым. Но сам факт допущения умеренной инфляции представляет серьезную угрозу если не провала, то очевидного невыполнения многих задач программы.
В каждый отдельный период правительство
любой страны при намерении проводить
антиинфляционную политику связано
определенными ограничениями
Поскольку российская экономика теперь большей частью рыночная (хотя и сильно деформированная), меры по борьбе с инфляцией должны предусматривать в первую очередь устранение ее источников в частном секторе. Имеется в виду проведение реальной демонополизации рынков в добывающей, сырьевых отраслях промышленности, в энергетике и транспортной системе, ограничение расширившейся в ходе реформ теневой и криминальной экономики, перестройка бюрократической, коррумпированной и неэффективной системы управления, устранение экономических и правовых барьеров.
3.5 Статистика инфляции –реальная и официальная
Официальный прогноз российских властей по инфляции на 2012 год составляет 5-6%. Недельная инфляция в РФ с 15 по 21 мая вновь составила 0,1% - на таком уровне она держится с начала 2012 года, не считая небольших скачков в январе и марте; с начала года цены выросли на 2,1%. Низкая инфляция в РФ в этом году в целом оправдывает ожидания экспертов, которые не прогнозируют всплесков потребительских цен до июля, когда произойдет индексация тарифов естественных монополий. Месячный показатель апреля - 0,3% - оказался даже ниже официального прогноза Минэкономразвития в 0,4%. Ранее Клепач прогнозировал, что рост цен в мае составит 0,4-0,5%. С его прогнозом согласен и первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев.
В 2012 году планируется существенное повышения акцизов на бензин, а также введение целого ряда дополнительных сборов, которые существенно влияют на рост цен на различные товары и услуги. Несмотря на то, что в ближайшее время Российская Федерации вступит в ВТО, многие специалисты прогнозируют не понижение, а рост цен на целый ряд товаров.