Инфляция, её причины и следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:10, реферат

Краткое описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В Х1Х веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов. Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.

Содержание

Введение3
Рынок и инфляция5
Инфляция как дисбаланс спроса и предложения10
Формы инфляции12
Причины инфляции14
Социальные последствия инфляции16
Показатели измерения инфляции………………………………………………………………………………………....20
Антиинфляционная политика правительства……………………………22
Встроенные стабилизаторы………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 82.58 Кб (Скачать файл)

     И так к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие: 1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляция. 2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги. 3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени огополистичен. Поскольку огополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров, создается дефицит используемый для поддержания или поднятия цены на товар. 4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт. 5. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

 

Социальные последствия  инфляции для потребителей.

     Когда народное хозяйство  поражено инфляцией, потребители  становятся ее жертвами, которым  приходится страдать от падения  уровня жизни. Это происходит  в разных формах. Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах. Каждый новый виток роста цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений. В лучшем положении оказываются владельцы акций, надеющиеся хотя бы и на инфляционное, но повышение дохода. Следовательно, период инфляции благоприятен для проведения ускоренной приватизации экономики. Обладатели сбережений будут стремиться купить акции, предъявлять повышенный спрос на них, чтобы стать совладельцами собственности и сохранить свои сбережения. Наименьший ущерб несут те, кто успел вложить сбережения в недвижимость, твердую валюту или материальные ценности (золото), которые в принципе могут только дорожать. Однако предложения на рынке, например, золота по понятным причинам ограничены. В сочетании с инфляционным спросом это приводит к высоким ценам, недоступным для большинства обладателей сбережений. В условиях открытой инфляции банки удержат сбережения, если установленный ими процент по вкладам превысит текущий темп роста цен. Эта разница должна быть не меньше уровня адаптивных инфляционных ожиданий, ибо многие депозиты задерживаются в банках на определенное время. Тогда процент смог бы защитить сбережения от обесценивания и способствовать притоку вкладов. Если государство стремится свести к минимуму потери населения от открытой инфляции, необходимо обеспечить гражданам возможность свободного вложения сбережений в акции или недвижимость. В экономике, где подавленная инфляция, положение владельцев сбережений становится более тяжелым. В условиях хронического товарного дефицита повышение процента по вкладам едва ли даст положительный результат. Оно может в определенной степени предотвратить обесценение сбережений, но не спасет от тотального дефицита товаров, когда сбережения не на что тратить. При подавленной инфляции нельзя избежать физической утраты части сбережений, особенно хранящихся в наличных деньгах и на банковских счетах. Очевидно, что для минимизации потерь потребителей необходим постепенный переход к открытому типу инфляции.В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг. Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более благополучно, чем при подавленной инфляции, — нет дефицита товаров и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.

     Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.

     Во-вторых, предугадать возможное повышение цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции, крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительства обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными, что делает неизбежным падение уровня жизни.

     В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.

     Таким образом, открытая и подавленная инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.

В этом же направлении действует  эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с  прогрессивной системой подоходного  налогообложения. Регулярно получая  денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик перемещается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей  ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить  вариант, когда сумма, оставшаяся после  вычета налога, по своей покупательной  способности кажется меньше той, что была до начала инфляционного  роста заработной платы. Для нейтрализации  эффекта инфляционного налогообложения  необходимо усовершенствование налогового законодательства. В нем, в частности, следует предусмотреть автоматическую коррекцию ставок подоходных налогов  в зависимости от динамики индекса  цен. Социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения — непременный спутник открытой инфляции. Так, немало благ относится к товарам неэластичного спроса, входящим в любой потребительский набор. Их постоянное подорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных. Для состоятельных людей текущее потребление может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Получается, что во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо. Попытки государства снизить неравенство с помощью противоинфляционных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты обычно носят избирательный характер и предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Заметим, что средний класс является самой массовой экономически активной частью современного общества и ущемление его интересов отнюдь не безопасно. Посмотрим на проблему в целом. Выше отмечалось, что, распределяя противоинфляционные выплаты, государство не в состоянии всем и все компенсировать. Вместе с тем избирательность в распределении противоинфляционных компенсаций обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция.

 

Социальные последствия  инфляции для производителей.

     Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость. Когда открытая инфляция выходит из-под контроля государства, происходят глубокие деформации рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными. Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий. В обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, изымающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса. Наконец, в период активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними. Главное же состоит в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство. Организуя регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль и др.). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя — доход, прибыль, сбережения и т. п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ  ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ

Одно из главных больных мест  инфляции  -  это  то,  что  цены  имеют тенденцию  подниматься  очень  неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не  поднимаются.  Один из наиболее наглядных  показателей  наличия  или  отсутствия  инфляции,  ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны  дать количественную оценку инфляционных процессов.

      Индексы - это относительные показатели,  характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.

     Темп инфляции для данного  года  можно  вычислить  следующим  образом:

вычесть индекс цен прошедшего  года из  индекса  этого  года, разделить  эту

разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.  Например,  если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в  1995г.-118,3. Следовательно, уровень инфляции для  1995  г.  вычисляется  следующим образом:

 

темп инфляции =(118,З - 113,6) /118,3 * 100 = 4,1%

 

Существует несколько  индексов цен:

           

•Индекс потребительских  цен  -  первый  из  них. Он измеряет

стоимость  «корзины»  потребительских  товаров  и  услуг,  в  том  числе  на

отдельные виды товаров  (по  70  наименованиям)  в  различных  городах  (132 города);

•Индекс розничных цен набора из  25  важнейших видов продуктов

питания;

•Индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег  в

обращение;

•Индекс стоимости жизни - показатель,  характеризующий динамику

стоимости  набора  потребительских  товаров  и  услуг  (в   соответствии   с

фактической структурой потребительских  расходов населения).

     

Выделяют и другие, менее  известные индексы цен:

 

•Индекс оптовых цен производителя - показатель среднего уровня изменения цен на сырье, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.

 •Дефлятор  валового  внутреннего  продукта  (ВВП),  т.  е. отношение

номинального  ВВП  к  реальному,  или  показатель  падения  реального  ВВП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по  сравнению  с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только  потребительских, но и всех других цен.

       В   качестве  косвенного  показателя  уровня  инфляции   используются

статистические данные  об  отношении  товарных  запасов  к  сумме  денежных вкладов населения (сокращение запасов  и  рост  вкладов свидетельствуют  о повышении степени инфляционного напряжения). Данные  о  превышении  доходов населения над расходами в процентах к доходам также  могут  характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково  с  ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

       Таким   образом  для  измерения  инфляции   наиболее   важным  является статистика  цен, точнее  их индексов. В частности, в мировой  статистической практике  для  наиболее  общей   характеристики   результатов   инфляционных процессов используются два показателя: индекс потребительских  цен  (ИПЦ)  и дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП).

 

 

 

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА ПРАВАИТЕЛЬСТВА

В своих усилиях по достижению этих целей правительство использует два “инструмента” или стратегических подхода: фискальную политику и монетарную политику. Фискальная политика подразумевает использование возможностей федерального правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Монетарная политика подразумевает использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране.

Фискальная  политика

Основным  рычагом фискальной политики является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Проведение фискальной политики — прерогатива президента и конгресса, так как именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Предположим, например, что  экономика прошла период спада и  входит в состояние депрессии. Из предыдущего материала вы уже  знаете, что спад сопровождается сокращением  валового национального продукта и  ростом безработицы. Отсюда следует, что  если бы правительство могло что-либо предпринять, чтобы увеличить производство реального ВНП на душу населения, то экономический спад закончился бы.

Допустим, что Президент  и Конгресс для стабилизации экономики  решили использовать фискальные методы. Это может быть сделано двумя  путями. Можно уменьшить налоги, а расходы оставить на прежнем  уровне, либо увеличить расходы, оставив  налоги на прежнем уровне. Когда  налоги уменьшаются, отдельные люди и бизнес в целом имеют больше денег, которые они могут потратить так, как они хотят. Поскольку расходы людей и фирм (и, следовательно, ВНП) начинают расти, экономика вступает в фазу подъема. Аналогично, если Президент и Конгресс увеличивают правительственные расходы, это может привести к увеличению  ВНП и остановить сокращение производства. Фискальные инструменты могут быть использованы также и для замедления экономических темпов. Например, предположим, что во время экономического бума цены начали угрожающе расти. Опасаясь возможной инфляции, Президент  и Конгресс решают изменить свою фискальную политику. В этих условиях они обычно выбирают либо увеличение налогов, либо уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Если правительство увеличит налоги, то потребители и бизнес в целом уменьшат свои расходы. Это приведет к снижению совокупного спроса на товары, что должно уменьшить инфляцию.Многие экономисты считают, что, если правильно использовать фискальные рычаги, они могут служить хорошим инструментом в борьбе с депрессией и инфляцией. Другие, однако, отмечают у фискальных методов несколько негативных черт: Уменьшение правительством налогов в борьбе со спадом часто приводит к бюджетному дефициту. Это происходит, поскольку годовой доход становится меньше расходов и государственный долг возрастает. Уменьшая налоги, правительство может не сокращать расходы, так как оно может либо занять, либо напечатать деньги. Если правительство занимает деньги у населения, компенсируя уменьшение налогов, то кредиторы не смогут эти деньги потратить. Более того, правительство может вытеснить частных лиц, тоже желающих сделать займы, так как действия правительства уменьшают предложение свободных денежных средств. Усложнение условий кредитования для частных лиц и бизнесменов может привести также к увеличению банковского процента. Следовательно, покупатели и бизнесмены будут тратить меньше. По этим причинам, говорят критики, снижение налогов, возмещаемое займами, не помогает в борьбе с экономическим застоем. Федеральное правительство может финансировать свои долги, просто печатая деньги. В этом случае напечатанные деньги добавляются к доходам, получаемым населением и бизнесом. Это, в свою очередь, увеличивает потребительские расходы и расходы предприятий. К сожалению, такое увеличение предложения денег, взвинчивая цены, рискует подогреть инфляцию. Из-за этого большинство экономистов против такой стратегии. Политические проблемы, связанные с фискальными методами, часто делают их неработающими. Мы уже видели, что фискальная политика в период инфляции требует увеличения налогов либо снижения расходов на правительственные программы. Но ни Президент, ни Конгресс не станут увеличивать налоги, по крайней мере в год выборов. Кто же захочет участвовать в избирательной кампании под лозунгом: “Выбирайте меня, и я гарантирую увеличение ваших налогов?” Аналогично, усилия по уменьшению расходов на правительственные программы часто встречают сопротивление со стороны тех, кто выигрывает от программ, которые Конгресс собирается сократить. Следовательно, члены Конгресса очень неохотно идут на риск проиграть новые выборы, поддерживая сокращение расходов на правительственные программы. Даже люди, поддерживающие фискальные методы, соглашаются, что успех этих методов очень сильно зависит от времени их использования и точности информации, на которой они базируются. Фискальные меры должны применяться точно в нужный момент. Это диктует необходимость тесного сотрудничества между Президентом и Конгрессом. Однако на деле часто требуется так много времени для проведения согласований и принятия необходимых законов, что бывает слишком поздно что-либо решать. В любом случае, критики говорят, что мало кто знает, когда именно нужно применять фискальные меры, а несвоевременное их применение может нанести вред экономике. Точное же определение времени применения фискальных мер зависит от точности прогнозов. Однако в экономике достаточно трудно делать точные предсказания, так как слишком многое в ней зависит от поведения людей. Следовательно, решения, основанные на экономических прогнозах, могут быть не всегда верны. В начале 1986 года например, экономические советники Президента предсказывали, что дефицит бюджета достигнет к концу года 180 млрд. долларов. В действительности дефицит составил 220,7 млрд. Таким образом, прогноз был неточен на 40,7 млрд. долларов, или на 23 процента.

Информация о работе Инфляция, её причины и следствия