Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:54, курсовая работа
В работе проводится анализ содержания инфляции и антиинфляционной политики в России, анализируются причины и формы проявления инфляции, влияние инфляции на уровень жизни населения, и объем производства, подходы и варианты антиинфляционной политики, так же оценка эффективности антиинфляционной политики в России.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1.Понятие инфляции, ее виды и способы измерения 6
1.2.Причины и формы проявления инфляции 10
2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1. Влияние инфляции на уровень жизни населения 14
2.2. Влияние инфляции на объем производства 19
2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации за 2005-2007 г.г. 21
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 27
3.1.Основные подходы антиинфляционной политики 27
3.2. Варианты российской антиинфляционной политики 29
3.3. Оценка эффективности антиинфляционной политики в России 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Оценивая
характер антиинфляционной политики в
ней можно выделить два подхода:
Первый подход |
Второй подход |
Предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами. |
Это гибкое денежно-кредитное |
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный
Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США,
например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и
доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы.
Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию
борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельной
применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать
экономическое
регулирование в целом
3.2. Варианты российской антиинфляционной политики
Условно в Российской Федерации можно выделить четыре различных периода антиинфляционной политики.
Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, потом период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.
Переход
к рыночному механизму
Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля, что вызвало рост цен за 1992 год в 26 раз по сравнению с 1991 г.
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Так как гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой, то в оборот были введены купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
- ограничение
эмиссии денег Центральным
- сокращение
дефицита бюджета путем
- сдерживание
колебания курса рубля по
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию. Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета.
Главной
причиной конечного провала “
Еще один
немаловажный дефект антиинфляционной
политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том,
что в России впервые в мировой
практике была применена дефляция -
сжатие спроса - в условиях экономического
спада путем невыплаты
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.
Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.
В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей.
2006 – 2008 годы для России оказались достаточно спокойными в плане инфляции.
Согласно прогнозу Минэкономразвития, обнародованному 23 января 2009 года, рост потребительских цен в январе 2009 года составит около двух процентов. При этом в ведомстве заявили, что в текущем месяце цены производителей снизятся. По итогам 2009 года ожидается инфляция в 10-12 процентов, а по оценке министра финансов Алексея Кудрина рост потребительских цен составит 13 процентов. Для сравнения, в 2008 году инфляция в России составила 13,3 процента.
Во время мирового финансового кризиса, Правительство Российской Федерации проводит следующие меры для снижения темпов инфляции:
- ставка рефинансирования Центрального банка была снижена до 12,5%;
- постепенно
раздвигаются границы
- 325 млрд.
рублей зарезервированы на 2009 год
(будут использованы на
- 50 млрд.
долларов выделено
- изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). А также – налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков;
-оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам, поставлена задача существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях;
-амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до 30%, снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль;
- субъектам федерации предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка - 15%);
- обеспечить
более гибкую тарифную
- в целях содействия занятости населения в федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости;
- снижена квота на привлечение в Россию иностранной рабочей силы;
- сформирован
перечень из примерно 300 предприятий
(включая крупные холдинговые
компании), имеющих существенное
социально-экономическое
Информация о работе Инфляция и антиинфляциооная политика в России