Инфляция и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Именно поэтому, цель данной работы – выявить влияние инфляции на экономику и способы противодействия в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие инфляции, рассмотреть причины ее возникновения;
охарактеризовать виды инфляции и методику измерения;
описать последствия инфляции;
проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь;
дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ…………………………………………………....5
1.1. Понятие инфляции и причины ее возникновения……………………..5
1.2. Виды инфляции и способы ее измерения……………………….……..10
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………19
3. ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………………...30
3.1. Социально-экономические последствия инфляции...………………….30
3.2. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь и перспективы ее развития….…………………………………………………………………….…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...…………………………………………..……43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…….…46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя с литературой.docx

— 408.76 Кб (Скачать файл)

  Производитель также утрачивает правильные ориентиры  в развитии производства. В результате возникают многочисленные хозяйственные диспропорции, замедляется внедрение новой техники и технологии, понижается эффективность использования производственных ресурсов. «Гонка» цен, их неравномерный рост дезорганизуют хозяйственные связи в обществе, разрушают сложившиеся отношения между экономическими субъектами. Все это отрицательно сказывается на темпах экономического развития и его качестве [3, с. 128].

  1. Инфляция негативно сказывается и на инвестициях. Сокращение сбережений в обществе и свертывание долгосрочного кредитования производства ведет к сокращению капиталовложений. В условиях утраты стабильных источников финансовых ресурсов предприниматели воздерживаются от осуществления крупных инвестиционных проектов, особенно с большими сроками окупаемости. Инфляция деформирует и структуру инвестиций. Происходит перелив капитала из сферы производства в сферу торговли и область спекулятивных финансовых операций. Свертывание инвестиций приводит к технико-технологической отсталости и росту издержек, что в свою очередь стимулирует инфляционные процессы в стране.
  2. Инфляция сказывается на состоянии государственных финансов. С одной стороны, финансируя дефицит бюджета путем увеличения денежной массы, государство облагает население специфическим инфляционным налогом. Используя возросшую денежную массу для оплаты приобретаемых товаров и услуг, правительство снижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у населения [3, с. 129]. Происходит скрытая государственная конфискация денежных средств у населения, которая, как правило, относится к последствиям несбалансированной инфляции. Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные, в то время как доход растет номинально, а не реально. Государство собирает все возрастающую сумму налогов, что может помогать ему решать проблему внутреннего долга, позволяя погашать свои обязательства обесцененными деньгами.

  С другой стороны, инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет, которые оказываются не в состоянии реально обеспечить растущие государственные расходы. Правительство вынуждено изыскивать для этого дополнительные средства, в том числе прибегать к эмиссии денег. Это еще в большей степени раскручивает инфляционную спираль и дестабилизирует финансовую систему страны. В таких условиях экономические рычаги государственного регулирования экономики утрачивают эффективность, снижается доверие населения к правительственным мероприятиям, ослабляются позиции властных структур в целом [3, с. 130].

  5. Происходит отставание цен государственных предприятий от рыночных, чему способствует их долгосрочность, фиксированность, негибкость, поскольку повышение цен госпредприятия должно обосновываться через вышестоящие организации. Нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, при котором государственные предприятия терпят убытки.

  6. Отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции. Реальный процент = номинальный процент – процент уровня инфляции.

  7. Негативные последствия инфляции проявляются и в области внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса страны, ведет к обесцениванию национальной валюты, создает проблемы погашения внешней задолженности. С ростом цен на национальном рынке происходит сокращение экспорта и рост импорта. Платежный баланс страны становится отрицательным. Для покрытия дефицита платежного баланса государству приходится использовать золотовалютные резервы, а затем, когда эти резервы исчерпаны, девальвировать национальную валюту. Последняя мера, хотя и усиливает экспортные возможности экономики, но создает трудности в развитии отраслей, потребляющих импортные товары или сырье. Кроме того, девальвация крайне затрудняет выплату внешних долгов: для возврата единицы иностранной валюты требуется все большее количество единиц национальной валюты [3, с. 130].

  8. Возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. Увеличиваются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что в свою очередь ускоряет рост цен. [14]

  В своих работах рассматривал последствия  инфляции также и Дж. Кеннеди. Он заметил, что вследствие быстрого экономического роста, следующего за экспоненциальным ростом денег, социальные последствия некоторое время остаются незаметными. Порочный круг, который крутится все быстрее, называется так: больше инфляции, больше социальной несправедливости и все более разрушительное воздействие на окружающую среду [15, с. 21].

  Как видим, такое явление как инфляция очень многогранно. Однако, несмотря на некоторые положительные моменты для отдельных слоев населения, инфляция, бесспорно, является огромной негативной проблемой для экономики любой страны. Увеличивающийся темп роста уровня цен вызывает множество негативных последствий: 

  -снижает  возможности эффективного функционирования  национальной экономики;

  -ухудшает  условия жизни большей части  населения страны;

  - углубляет имущественное неравенство  между людьми;

  - усиливает социальную напряжённость  в обществе;

  - вызывает недоверие общества  к властным структурам;

  - ведет к социальным и политическим  потрясениям (например, в Германии  обесценение вкладов среднего  класса привело к приходу к  власти Гитлера) и др.

  При инфляции также возникает социальная несправедливость, когда бедные слои общества страдают от повышения уровня цен, а богатые могут ещё больше наживаться на инфляционных процессах. Поэтому перед правительством стоит задача предотвращения и своевременного устранения  высоких темпов инфляции, разработки эффективной антиинфляционной политики.  
 
 
 
 
 

3.2 Антиинфляционная  политика в Республике  Беларусь и перспективы  ее развития 

  Отдельное предприятие, конкретный бизнес не могут  бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Бороться с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики.

  Основными формами стабилизации денежного  обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодолларовый стандарт.

  Основные  методы антиинфляционного регулирования  сформировались в развитых странах в 60-ых гг. 20 в. . Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от существующих теоретических концепций, а также от характера уровня инфляции, состояния экономики и т. д.

  В развитии Республики Беларусь выделяют четыре различных периода антиинфляционной политики.

  Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции  или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий  период (1995-1996 гг.) происходит резкое и  многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в республике некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется снижением инфляции.

  Государство при выборе методов макроэкономического  регулирования может рассматривать  различные системы мер в области  налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [22, с.22].

  В Республике Беларусь антиинфляционная политика разрабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной политики. Национальный банк разрабатывает совместно с правительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

  Национальный  банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно представляет Президенту Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента и правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

  Если  рассматривать антиинфляционную политику Беларуси, то можно выделить три основных комплекса мер, которые должны применяться в условиях нашей экономики: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

  Комплекс  мер по ограничению  издержек и ресурсосбережению включает следующие меры:

  • регулирование заработной платы в составе себестоимости продукции;
  • поиск путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
  • снижение материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
  • реструктуризация и финансовое оздоровление предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
  • сокращению трансакционных издержек и др.

  Комплекс  мер по ограничению  монетарных факторов инфляции охватывает меры:

  • регулирование объема и структуры денежной массы;
  • проведение эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
  • сокращение скорости оборота денег;
  • регулирование резервных требований;
  • ограничение бюджетного дефицита;
  • регулирование доходов населения;
  • сокращение бартерных операций, неплатежей;
  • стабилизация белорусского рубля и др.

  Комплекс  мер по структурному регулированию рынка  товаров и услуг  и совершенствованию  системы ценообразования предусматривает меры:

  • государственное регулирование цен на товары монополистов;
  • регулирование конкурирующего ввоза товаров и услуг;
  • стимулирование удовлетворения спроса за счет роста производства;
  • ограничение инфляционных ожиданий; 
  • ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и др.

  Согласно  проекту Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2008 год (одобренному на заседании Совета Министров и представленному на рассмотрение главе государства), инфляцию в Беларуси в 2008 году планировалось снизить до 7-9%. Более того, достижение указанных темпов инфляции было определено основной целью денежно - кредитной политики . [23]

  Однако по итогам 2008 года уровень инфляции в стране составил 13,3%, что является неоспоримым доказательством того, что наша антиинфляционная политика все-таки не использует те возможные методы и инструменты, которые могли бы снизить инфляцию до желаемого уровня. Поэтому, следует более тщательно изучить сам феномен инфляции в Беларуси, выявить ее причины и переоценить всю проводимую ранее политику.

  В первую очередь, возникает закономерный вопрос: в чём же причина белорусской инфляции? Из экономической теории известно, что основной причиной инфляции является превышение денежной массы над товарной. В связи с этим можно выделить несколько причин.

  Известно, что курс белорусского рубля занижен  от паритета покупательной способности. По этой причине наши внутренние цены меньше, чем внешние. Поскольку экономика страны открытая, то по закону «сообщающихся сосудов» внутренние цены  будут постоянно стремиться достичь уровня мировых, что и наблюдается на практике. Поэтому растут издержки наших товаропроизводителей, что вызывает рост цен товаров и услуг и, соответственно, инфляцию. Отсюда вытекает следующий вопрос: что в такой ситуации следует предпринять?

  1. Необходимо путём взвешенных  и продуманных мер провести  дедолларизацию экономики.

  1. Принять программу по переходу цен нашей экономики на уровень цен европейских стран.
  2. Установить монетарные нормативы, пропорции, значения на уровне европейских стран.

Информация о работе Инфляция и ее особенности в Республике Беларусь