Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:07, курсовая работа
Рыночная экономика обладает мощными механизмами саморегулирования. Казалось бы, она должна развиваться поступательно, максимально используя все имеющиеся ресурсы. Однако история показывает, что макроэкономическая стабильность постоянно нарушается, и основными макроэкономическими проблемами являются растущие цены, увеличение числа людей, не имеющих работы, периодически возникающие экономические кризисы.
Введение 2
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 4
1.1. Понятие и сущность инфляции 4
1.2. Виды инфляции 10
1.3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса 12
2. Инфляция и политика регулирования доходов в РФ 16
2.1 Оценка политики регулирования доходов населения 17
2.2 Индексация денежных доходов граждан в условиях инфляции 23
2.3 Мировой опыт индексации доходов 25
3. ИНФЛЯЦИЯ И ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ 32
3.1. Оценка уровня инфляции в РФ за 2006-2009 г.г. 32
3.2. Государственная политика в области формирования доходов граждан на примере Курской области 36
3.3. Государственная политика в области регулирования доходов граждан на примере Курской области 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Экономисты отмечали связь темпов инфляции с уровнем безработицы. Эта зависимость наглядно описана в модели профессора Лондонской школы экономики А. Филлипса. Он исследовал статистические данные по Великобритании за период с 1861 по 1957 гг. и пришел к выводу, что когда безработица превышала 3% ный уровень, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название кривой Филлипса. Позднее в его модели П. Самуэльсон и Р. Солоу заменили темп прироста заработной платы на показатель инфляции. Кривая Филипса показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, компромисса между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса [13, с. 107]. В ходе глубокого экономического кризиса 1974-75 гг. сложилась ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существовали одновременно с высоким уровнем безработицы. В 80е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости (стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ее основе. Анализ кривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому. (Рис.1.7.)
Рис. 1.7. Равновесное состояние уровня безработицы
При обосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики. Адаптивные ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах [12, с. 85]. Долгосрочная кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.1.8. Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А 1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.
Рис. 1.8. Долгосрочная кривая Филлипса Согласно теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем (рис.1.9). Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки А 1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен. Исследование долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства добиться расширения производства в условиях полной занятости путем стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.
Рис. 1.9. Фактическая инфляция в будущем
Российский кризис носит
системный и структурно-
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие: 1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов. а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию. 2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств. 3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе. 4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли. 5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота. 6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно: а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3 - 5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора. 7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах. В настоящее время инфляция один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляции бывают весьма различными. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики расширения денежной эмиссии, так как рост цен оказывается не просто следствием непродуманных действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. Нельзя сказать, что инфляция в различных ее проявлениях носит случайный характер, нет, это далеко не так. Напротив, инфляция носит весьма устойчивый и практически неизбежный характер. Объемы, структурные и качественные характеристики потребления населения определяются и будут определяться в долгосрочной перспективе целым рядом обстоятельств, но прежде всего покупательной способностью доходов. Уровень и покупательная способность доходов и характеристики потребления во многом будут зависеть от общего объема ВВП и его душевых значений, которые, как это планируется, будут расти. Здесь весьма важна структура использования национального дохода, в частности, доля, идущая непосредственно на конечное потребление населения, которая в перспективе сократится.
Это может произойти, в частности, под влиянием неизбежного роста затрат на инвестирование в развитие и модернизацию производства, в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки, что неизбежно повлечет за собой увеличение оборонных расходов, и по ряду других причин. Во многом покупательная способность доходов населения будет зависеть от состояния и прогресса в области совершенствования распределительных отношений и, соответственно, от проводимой социальной политики. Покупательная способность доходов выражается с помощью различных показателей, таких, например, как количество того или иного продукта питания, которое можно приобрести за стоимость единицы рабочего времени, количество продуктовых наборов, которое доступно купить за среднюю месячную заработную плату, и некоторых других. Однако для целей прогнозирования в качестве интегрального индикатора покупательной способности доходов в наибольшей степени подходит такой показатель, как соотношение уровня доходов населения и стоимости жизни. В этом расчетно-статистическом показателе уровень доходов конкретно выражается через значение среднедушевого денежного дохода населения, а стоимость жизни представлена стоимостью некоторого фиксированного набора потребительских благ (ФПН), в качестве которого с точки зрения проведения прогнозных расчетов удобно использовать стоимость минимального потребительского набора, взятого из прожиточного минимума базового года прогнозирования. Значение этого показателя будет выражаться числом ФПН, которое позволит приобрести среднедушевой месячный денежный доход. Рост доходов населения. Поскольку, как это предполагается, в предстоящем периоде будет происходить экономический рост, доходы населения также будут расти.
К наиболее представительным и употребимым макроэкономическим показателям, укрупненно характеризующим доходы населения, в настоящее время относят прежде всего реально располагаемые доходы домашних хозяйств. Исходя из динамики "Основных показателей прогноза социально-экономического развития России на 2000 - 2010 годы" (см. таблицу 1), можно прогнозировать, что изменения ситуации в сфере доходов населения в перспективе определятся достаточно устойчивым ростом реальных располагаемых доходов населения - от 7 до 13% в год. В силу ряда объективных и субъективных факторов (необходимость восстановления и модернизации производства, удорожание добычи полезных ископаемых, необходимость укрепления обороны страны, трудности государственного контролирования топливно-энергетического комплекса, действительно обеспечивающего львиную долю ВВП, незаинтересованность экспортеров отечественной продукции и экспортопроизводящих отраслей производства, а также некоторых слоев населения в укреплении курса рубля) прогнозные значения уровня инфляции, содержащиеся в правительственных программах, представляются нам слишком оптимистическими. Это, в частности, касается и цифр, приведенных в "Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу", где говорится: "Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5 - 8,5% в 2005 году с последующим снижением до 5 - 7% в 2006-2008 годах".
Таблица 1 - Важнейшие показатели прогноза социально-экономического развития России на период до 2015 года
годы |
Умеренный вариант |
Оптимистический вариант | ||||
ВВП, % к предыдущему периоду |
Инфляция, % к предыдущему периоду |
Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему периоду |
ВВП, % к предыдущему периоду |
Инфляция, % к предыдущему периоду |
Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему периоду | |
2000 |
110 |
120,2 |
111,9 |
110 |
120,2 |
111,9 |
2001 |
105 |
118,6 |
108,5 |
105 |
118,6 |
108,5 |
2002 |
104,3 |
115,1 |
109,9 |
104,3 |
115,1 |
109,9 |
2003 |
107,3 |
112 |
114,5 |
107,3 |
112 |
115 |
2004 |
105 |
111,5 |
110 |
107 |
110 |
113 |
2005 |
105,2 |
111 |
109 |
105,9 |
108,5 |
110 |
2006 |
105,3 |
110 |
107 |
106,1 |
107,5 |
108 |
2007 |
105,5 |
109,8 |
107 |
106,3 |
107,1 |
108 |
2008 |
105,7 |
109,5 |
107,2 |
106,5 |
107 |
108,2 |
2009 |
105,8 |
109,4 |
107,3 |
106,6 |
106,8 |
108,3 |
2010 |
105,8 |
109,3 |
107,5 |
107 |
106,7 |
108,5 |
170,6 |
299,2 |
235,2 |
182,4 |
256,6 |
256,5 | |
2015 |
105,8 |
109,0 |
107,5 |
107,0 |
106,5 |
109,0 |
226,0 |
460,4 |
337,6 |
255,8 |
351,6 |
385,6 |
Доля расходов на питание и дифференциация потребления. Как известно, доля расходов на питание в потребительском бюджете - один из важных индикаторов уровня жизни, дифференциации доходов и потребления. Ее уменьшение при прочих равных условиях свидетельствует о повышении уровня материального благосостояния населения, и наоборот.
Данные обследования домашних хозяйств, проведенные Госкомстатом РФ, показали, что в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в целом по России усредненная доля питания на одного члена домохозяйства за месяц, как это уже отмечалось выше, составила в 2000 году 47,6% (51,9%) и в 2002 году 41,7% (46,3%). Прогнозные расчеты по оценке изменений размера доли питания в структуре потребительских расходов населения проводились с учетом данных на перспективу по основным группам товаров и видов услуг: продовольственным и непродовольственным товарам, услугам ЖКХ, услугам транспорта, бытовым услугам, ценам на бензин, лекарства, темпам роста розничного товарооборота и оборота платных услуг населению. В результате проведенных расчетов по общей структуре потребительских расходов к 2015 году были получены следующие оценки доли расходов на питание: по умеренному варианту - 30%, по оптимистическому - 25% (при долях расходов на непродовольственные товары - приблизительно до 30 - 40% и услуги – 35 - 40%). Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при этом учитывать многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности. Проведению определенных мер по регулированию цен и доходов.
Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов