Информатизация как фактор развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что XXI в., с которого начинается третье тысячелетие, бросил человечеству вызов в форме всепроникающей международной связи, всемирной «паутины» Интернет и появления виртуальной экономики. И кто сегодня может с полной уверенностью сказать, что, уходя, XXI в. не принесет человечеству более серьезную угрозу в виде появления «машинного (т. е. электронного) интеллекта» и «человеко-машинной» экономики? XXI в. предоставляет нам возможность взглянуть на развитие экономики с момента ее зарождения, а также осмысленно взглянуть на будущее экономики и человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3-4
Глава 1. Понятие информатизации и информационного сектора……..…..5-14
1.1. Сущность информатизации ……………………………………..............5-7
1.2. Становление информатизации в постиндустриальном обществе……..7-14

Глава 2. Информационный потенциал общества и его структура……….15-20
2.1. Информационное общество и его ресурсы …………………...……..15-17
2.2. Структура рынка информационных продуктов и услуг в России.…...17-20

Глава 3. Информатизация как фактор развития экономики России…….21-35 3.1. Особенности развития информационных технологий в современной экономике …………………………………………………………………...21-30
3.2. Перспективы развития информационных технологий в России……30-35
Заключение ……………………………………………………………...…......36
Литература …………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Информатизация и информатизационный сектор.docx

— 74.67 Кб (Скачать файл)

 

3.2.Перспективы  развития информационных технологий в России.

 

          Характер дальнейшего развития российской отрасли информационных технологий будет обусловлен совокупностью мировых и локальных тенденций.

Одним из важнейших направлений, качественно меняющих структуру мировых информационных технологий в последние годы, является повсеместный переход на мобильные устройства. Среди других тенденций необходимо отметить рост пользовательского спроса на интеллектуальные устройства и интернет-сервисы, массовое оборудование датчиками и исполнительными устройствами материальных объектов и их подключение к сетевой инфраструктуре, дальнейшее внедрение информационных технологий в управление бизнесом, автоматизацию государственного сектора, глобализацию рынка информационных технологий, а также увеличивающуюся конкуренцию между странами в развитии преференций для специалистов и (или) компаний отрасли.

Определяющую роль в развитии мировой индустрии информационных технологий до 2020 года играют крупные международные компании, которые продолжат борьбу за лидерство на локальных рынках, включая Россию. Политика организаций масштаба Гугл (Google), Фэйсбук (Facebook) и Майкрософт (Microsoft) будет во многом определять правила использования информационных технологий на глобальном рынке.

Развитие различных сегментов отрасли носит взаимосвязанный характер и должно рассматриваться комплексно. Более того, деление информационных технологий на сегменты может трансформироваться в связи с тесным сближением или слиянием отдельных направлений либо возникновением новых.

В сегменте заказной разработки и поддержки программных продуктов наибольшую роль продолжат играть страны Азии, в частности Индия, Филиппины и другие. Существенным фактором дальнейшего развития этого направления как в глобальном масштабе, так и в России станет вывод служб, занимающихся информационными технологиями на предприятиях и в организациях, на аутсорсинг. Уже сейчас около 40 процентов банков в мире выбрали такую модель работы. Перспективы развития этого сегмента во многом зависят от наличия в стране достаточного количества разработчиков программного обеспечения.

Сегмент производства тиражного программного обеспечения является ключевым с точки зрения перспективного развития отрасли информационных технологий России. Указанный инженерный и алгоритмический потенциал российской школы является фундаментом для разработки новых продуктов и генерации технологий, позволяющих получить высокую добавочную стоимость за счет тиражирования продуктов. В то же время для стимулирования более успешного развития этого сегмента необходим акцент на развитии бизнес-навыков, предпринимательской инициативы и умения создавать и успешно продавать рыночные продукты. Наличие успешных примеров продуктов, созданных в России, подтверждает возможность такого успеха, однако малое их количество свидетельствует о существующих ограничениях. Сегодня Россия наряду с США и Китаем является одной из немногих стран в мире, в которой могут быть созданы новые компании - лидеры международного рынка информационных технологий. В последние годы более 10 российских компаний попали в международные рейтинги и отмечены международными премиями.

Основными точками роста сегмента разработки программного обеспечения на ближайшие годы станут "облачные" технологии, системы автоматизации бизнеса, технологии обработки больших массивов данных и приложения для мобильных устройств.

Другим перспективным сегментом отрасли России являются компании, занимающиеся интернет-программированием и разработкой интернет-сервисов. Отсутствие в сети "Интернет" территориальных границ и развитость платформ распространения приложений позволит программам этих компаний выходить на международные рынки. Особенно успешными могут стать разнообразные высокотехнологичные пользовательские и бизнес-сервисы, такие, как системы распознавания образов, интеллектуального поиска, онлайн-аналитики или онлайн-игры. Использование разработчиками бесплатного свободного программного обеспечения уже сейчас позволяет компаниям масштабировать бизнес на широкую аудиторию без значительного увеличения затрат на лицензионные отчисления. Ведущие интернет-компании России смогут не только закрепить свое место среди лидеров в Европе, но и выйти на новые мировые рынки - стать не только финансовой и экономической, но и политической альтернативой зарубежным компаниям-лидерам при использовании интернет-сервисов в государственном и корпоративном секторах многих стран. Ключевое влияние на развитие этого сегмента внутри страны окажет совершенствование инструментов электронной коммерции, включая развитие инфраструктуры для электронных платежей, а также дальнейшее проникновение и снижение стоимости для конечного пользователя широкополосного доступа в сеть "Интернет".

Планируется рост производства информационно-коммуникационного оборудования в мировом масштабе, при этом доминировать на нем продолжат крупнейшие международные компании. В силу исторических причин российские компании в этом сегменте до 2020 года могут претендовать только на успешное развитие аппаратно-программного комплекса с большим удельным весом программной части (системы кодирования видео и звука, робототехника и другое). Для улучшения позиций России в этом сегменте в перспективе до 2025 года необходимо стимулировать проведение в стране фундаментальных и прикладных исследований по наиболее перспективным направлениям, связанным с разработкой аппаратно-программных средств, и обеспечить сохранение результатов таких исследований, осуществленных в рамках государственной поддержки.

Вследствие повсеместного использования новых мобильных, интеллектуальных и других систем и связанных с ними аппаратных средств возрастет востребованность дизайн-центров и инжиниринговых центров. До 2020 года следует развивать в указанных центрах направление референс-дизайна с последующим размещением заказов на производствах за рубежом.

При любом сценарии развития отрасли задачи обеспечения обороноспособности страны, ее безопасности и конкурентоспособности в области технологий двойного назначения ставят перед государством задачи развития отечественной микроэлектроники и продукций на ее основе.

Сегмент системной интеграции и дистрибуции также продолжит расти, поскольку внутри страны в процессе информатизации различных отраслей экономики будет увеличиваться спрос на информационные технологии. В то же время пределы роста этого сегмента напрямую связаны с ограничениями роста размера самого российского рынка информационных технологий. Одним из перспективных направлений развития этого сегмента является запуск компаниями сегмента собственных продуктов, в том числе партнерских и "облачных" сервисов.

Стоит отметить, что значительное влияние на большинство сегментов отрасли окажет тенденция перехода к "облачным" вычислениям. С учетом этого предусматривается внести необходимые корректировки в нормативные правовые акты, позволяющие бизнесу развиваться наиболее эффективно в сервисной парадигме. До 2018 года применение "облачных" сервисов в корпоративной среде в России станет массовым, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Рост этого сегмента бизнеса может превысить 80 процентов в год. По прогнозам аналитиков, мировой рынок "облачных" вычислений возрастет к 2020 году с 50 млрд. долларов США до 240 млрд. долларов США.

Другой значимой отраслевой тенденцией, связанной с массовым увеличением спроса на смартфоны и планшетные компьютеры, является рост использования программного обеспечения для мобильных устройств. В 2012 году объем мирового рынка мобильных приложений составил более 7 млрд. долларов США, а к 2016 году может превысить 65 млрд. долларов США. Более 25 процентов просмотров веб-сайтов в российском сегменте сети "Интернет" приходится на мобильные устройства. Россия занимает 3-е место в Европе по этому показателю. Прогнозируется активный рост мобильных приложений и уменьшение грани между мобильными и стационарными устройствами.

По прогнозам специалистов отрасли информационных технологий, к 2015 году более 15 млрд. устройств в мире будут иметь выход в сеть "Интернет", а треть из них представлять собой интеллектуальные системы. Распространение мобильных устройств, повышение безопасности и удобства автомобильного транспорта, необходимость сохранения окружающей среды и снижение энергетических затрат позволит интеллектуальным системам стать неотъемлемой частью повседневной жизни уже к 2020 году.

Одной из важных тенденций развития отрасли информационных технологий станет многократное повышение значимости обеспечения информационной безопасности. Среднегодовой темп роста российского рынка продукции и услуг информационной безопасности за 2008 - 2012 годы превысил 40 процентов. Развитие сегмента будет поддержано качественным и количественным ростом угроз и осведомленности потребителей в вопросах информационной безопасности, усилением требований законодательства Российской Федерации и отраслевых стандартов.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Информатизация общества представляет собой процесс формирования новой инструментальной базы человеческой деятельности – различных языковых форм – на основе применения новых информационных технологий. Особенность этой инструментальной базы такова, что она позволяет систематически продуцировать новые знания, новые формы общения, а значит новые элементы производительных сил.

Информатизация, как и другие формы научно-технического прогресса, означает качественное изменение производительных сил человечества, которое получает новые, информационные средства производства, в экономике формируется уклад информационных и коммуникационных технологий.

Можно сказать, что информатизация органически «вмонтирована» в рыночный коммуникационный механизм, стимулирующий инновационные процессы. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, развивается коммуникативная функция рынка на основе постоянно углубляющегося общественного разделения труда. Увеличение числа хозяйственных единиц в современной экономике, усложнение связей между ними вызывает необходимость в более совершенных средствах коммуникации и во все возрастающих объемах информации. Во-вторых, совершенство рыночного механизма зависит от информационных процессов, происходящих в нем. В конечном итоге эта зависимость строится на материальной заинтересованности участников рынка, на конкуренции между ними в процессе максимизации прибыли, которые невозможны без постоянного поиска нового и обмена информацией.

Информатизация дает толчок к развитию рынка как коммуникативной системы в сторону более полной реализации его информационной сущности. Рыночный механизм постиндустриальной эпохи претерпевает значительные изменения, связанные с применением современных информационных технологий, становится более гибким, инновационно ориентированным. Кроме того информатизация, в весьма противоречивых формах, но все же ослабляет элементы стихийности, непредсказуемости рыночных отношений.

Совершенствование рыночного механизма в процессе информатизации повышает эффективность рынка как механизма распределения ресурсов, важнейшим условием которого является гибкость цен, отражающая колебания спроса и предложения. Современные средства информационной техники позволяют сконцентрировать в общедоступных базах данных рыночную информацию и предоставить ее максимальному числу заинтересованных лиц. Применение современных электронных средств учета и платежа позволяет обеспечить более тесную связь производства и потребления. С одной стороны, расширились возможности анализа потребительского спроса, с другой - тесное взаимодействие всех товаропроводящих звеньев (от производителей до розничной торговли) позволяет производителям работать на известный рынок. При этом расширяется и укрепляется обратная связь «потребление - производство» и соответственно повышается эффективность рынка как механизма распределения ресурсов и продуктов в экономике.

На макроэкономическом уровне влияние информатизации проявляется в снижении зависимости промышленно развитых стран от сырья, расширении информационного сектора экономики, что позволяет им лучше адаптироваться к изменяющимся условиям. Таким образом, экономика в целом также становится более устойчивой по сравнению с индустриальной эпохой.

Необходимо заметить, что развитие самой информатизации в решающей степени обусловлено дальнейшим развитием коммуникационной функции рынка в условиях все углубляющегося разделения труда и усложнения хозяйственных связей. Кроме того, конкуренция заставляет производителей искать новые пути повышения эффективности производства и управления, что обусловливает высокий спрос на информационные товары. Рынок же создал высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и соответственно желание и возможности людей удовлетворять свои личные информационные потребности.

Все вышеперечисленное в полной мере относится ко всем развитым странам и почти полностью справедливо для современной России. В то же время в нашей стране в 90-е годы рост информационных потребностей коренным образом связан с переходом от командной к рыночной экономике, с трансформацией экономической системы.

Влияние информатизации на экономику выражается в превращении информации в важнейший экономический ресурс на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающий принципиально новые возможности экономического развития, роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем.

Информационные ресурсы, в состав которых входит как документированная, так и личностная информация, взаимодействуют с техническими средствами переработки и передачи информации, в результате чего возрастают информационные ресурсы общества и одновременно совершенствуется информационная техника. Достижения фундаментальных и прикладных наук воплощаются в новых информационных технологиях и средствах производства, что, в свою очередь, стимулирует очередной виток научно-технических достижений на основе применения новейших информационных методов.

Производство вычислительной техники и средств связи служит материально-технической базой информатизации и представляет собой во многих отношениях уникальную отрасль.

Информационные ресурсы, взаимодействующие с техническими средствами, используются для производства информации фирмами для собственных нужд (нетоварное производство) и в информационном секторе экономики (товарное производство информации). Технические средства информатизации поступают также в личное пользование граждан, обеспечивая им доступ к информационным ресурсам через посредство специализированных фирм, располагающих собственными базами данных или являющихся информационными дилерами других фирм. Между фирмами неинформационных отраслей и информационным бизнесом также наблюдается тесное взаимодействие. Таким образом, процесс информатизации охватывает все сферы деятельности человека - от производства до быта и досуга.

Информация о работе Информатизация как фактор развития экономики России