Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 06:13, курсовая работа
Цель работы: исследование деятельности МВФ, его особенностей, взаимоотношения с Россией на современном этапе.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие финансовых рынков, и их главные функции.
2. Рассмотреть главные цели МВФ.
3. Изучить взаимоотношения России и МВФ.
Введение 3
Глава 1. Понятие финансовых рынков 6
Глава 2. Предпосылки создания и деятельность МВФ 8
2.1 Эволюция МВФ 13
2.2 Главные цели и задачи 15
2.3 Состав и голосование. Система управления 16
2.4 Основная деятельность 18
2.5 Устав МВФ и Капитал 21
Глава 3. МВФ как всемирный кредитор 23
Глава 4. Доходы и расходы МВФ 26
Глава 5. Особенности взаимоотношений Российской Федерации с МВФ 31
Заключение 42
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие финансовых рынков 6
Глава 2. Предпосылки создания и деятельность МВФ 8
2.1 Эволюция МВФ 13
2.2 Главные цели и задачи 15
2.3 Состав и голосование. Система управления 16
2.4 Основная деятельность 18
2.5 Устав МВФ и Капитал 21
Глава 3. МВФ как всемирный кредитор 23
Глава 4. Доходы и расходы МВФ 26
Глава 5. Особенности взаимоотношений Российской Федерации с МВФ 31
Заключение 42
Введение
МВФ занимает центральное место в международной системе валютно-финансовых отношений и является, пожалуй, единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы. Будь то правительства, частные корпорации или банки. Это послужило дальнейшему выдвижению мирового хозяйства и мирового финансового сообщества на новый уровень, при котором все большее число стран имеют свободную обратимость национальных валют, а экономика носит наиболее открытый характер. Например, из 147 государств, признавших свои обязательства по статье VIII Устава МВФ, которая предусматривает отмену валютных ограничений по международным текущим операциям, более половины приходится на период 1995-2000 год.
Вместе с тем, форсированное развитие международных валютных и финансовых отношений вследствие либерализации международного движения капитала сопровождается усилением его перетоков между странами и регионами.
Введение плавающих валютных курсов и принятие II поправки к Уставу существенно изменили роль МВФ. Серьезный сдвиг претерпела его функция как органа межгосударственного регулирования мировой валютной системы и мирового хозяйства. Кроме того, в 90-е годы вступил в стадию завершения процесс реализации его важной уставной и системной функции - содействовать развитию международной и многосторонней торговли через устранение ограничений по международным текущим операциям и введение ограниченной обратимости валют.
В реализации такой важной уставной функции как оказание финансовой помощи для ликвидации временных дефицитных платежных балансов стран произошли существенные изменения: основное место в ней стали занимать кредиты и займы на цели структурной перестройки экономики. Фонд стал преимущественно кредитовать экономические программы. Подменяя тем самым деятельность международного банка Реконструкции и Развития (МБРР) и региональных банков.
Качественно новой важной ролью МВФ стало урегулирование кризисов национальных финансовых систем стран - членов Фонда. МВФ выступил в роли организатора "пакетов" финансовой помощи для стран, охваченных кризисом. Активное участие в урегулировании кризиса в Мексике (1994-1995), Бразилии (1998-1999), России(1998), Азиатского финансового кризиса (1997-1998) подтверждает выдвижение на передний план его функции регулятора мировой финансовой системы.
Важнейшим направлением деятельности МВФ в 90-е годы стало содействие демонтажу административно-командной системы, управление экономикой в постсоциалистических странах, ее переводу на рыночные отношения и интеграции в мировое хозяйство.
Позитивное развитие взаимоотношений с МВФ повышает шансы России ускорить процесс возрождения экономики, открывает возможность полноценного возврата на мировые финансовые, фондовые и товарные рынки. Сфера воздействия МВФ на мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему значительно расширилась с принятием в эту организацию России и других бывших социалистических стран. Отличительной особенностью кредитных отношений Фонда с Россией стал их долгосрочный характер и эволюция функции фонда в них от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности. Для МВФ, в свою очередь, принятие России и других постсоциалистических стран способствовало некоторому ослаблению остроты проблемы самовыживания.
Учитывая теоретическую широту рассматриваемой темы, в данной работе основное внимание уделено исследованию вопросов, связанных с особенностями эволюции функционирования МВФ, практическим опытам взаимоотношений России с МВФ в период с 1992 года по 2001 год, а также проблем, касающихся перспектив этих взаимоотношений.
Цель работы: исследование деятельности МВФ, его особенностей, взаимоотношения с Россией на современном этапе.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие финансовых рынков, и их главные функции.
2. Рассмотреть главные цели МВФ.
3. Изучить взаимоотношения России и МВФ.
В
первой главе своей работы я раскрою понятие
финансовых рынков, и их главные функции.
Во второй главе рассмотрению подлежит
создание МВФ, его значение, зачем и для
чего его создали. Также как продвигалась
его деятельность за многие годы, главные
цели МВФ, на что они направлены и как он
управляется со своими поставленными
целями и задачами. В практической части
изучить взаимоотношения России и МВФ,
как они складываются, много ли у них проблем
при сотрудничестве.
Глава 1. Понятие финансовых рынков
По своей экономической сущности международный финансовый рынок представляет собой систему определенных отношений и своеобразный механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами.
С функциональной точки зрения под международным финансовым рынком можно понимать совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений для целей воспроизводства и достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.
Определить единую форму международного финансового рынка не представляется возможным, за исключением наиболее яркого его проявления - еврорынков, таких, как рынок еврокредитов, рынок еврооблигаций, рынок евродепозитов, объединенных понятием евровалютного рынка.
Функции, выполняемые международным финансовым рынком, сходны с функциями кредита:
- перераспределение и перелив капитала;
- экономия издержек обращения;
- ускорение концентрации и централизации капитала;
- межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;
- содействие процессу непрерывного воспроизводства.
Участники международного финансового рынка могут быть классифицированы по следующим основным признакам:
- характер участия субъекта в операциях (прямые и косвенные или непосредственные и посредственные);
- цели и мотивы участия (хеджеры и спекулянты, трейдеры и арбитражеры);
- типы эмитентов (международные, национальные, региональные и муниципальные, квазиправительственные, частные);
- типы инвесторов и должников (частные и институциональные);
- страна происхождения субъекта (развитые страны, развивающиеся, переходные экономики, оффшорные центры, международные институты).
В
экономической теории существует разделение
международного финансового рынка на
рынок денег и капиталов. Ссуда денег означает
получение средств заемщиком для поддержания
текущей ликвидности и покрытия дефицита
кредиторской задолженности со сроком
до одного года. Ссуда капитала подразумевает
получение средств заемщиком на долгосрочный
период.
Глава 2. Предпосылки создания и деятельность
МВФ
Международный Валютный Фонд является институтом сотрудничества добровольных участников, состоящим из 185 стран, для которых очевидна польза консультаций с другими странами в рамках данного форума для поддержания стабильной системы купли и продажи валют, с тем, чтобы платежи в иностранной валюте могли осуществляться между странами беспрепятственно и без задержек. Страны-члены МВФ полагают, что информирование других стран о предполагаемых мерах политики, влияющих на расчеты между правительствами и физическими лицами - резидентами разных стран, несет большие преимущества, чем сохранение такой политики в тайне.
Считается, что периодическая корректировка такой политики (например, в форме девальвации валюты) при согласии членов фонда отвечает общим интересам; способствует росту международной торговли и созданию большего числа высокооплачиваемых рабочих мест в условиях общего развития мировой экономики. МВФ кредитует государства-члены, испытывающие трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими членами, но только при условии проведения экономических реформ с целью устранения таких трудностей, что отвечает интересам как самих стран, так и всего сообщества.
МВФ не имеет реальных полномочий управлять внутренней экономической политикой своих государств-членов. Например, он не может заставить страну тратить больше средств на школы и больницы и меньше на покупку военных самолетов. МВФ может и часто пытается призывать своих членов рационально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, отказаться от бессмысленных военных расходов или направить больше средств на охрану окружающей среды.
К сожалению, государства-члены могут игнорировать и часто оставляют без внимания такие советы. При этом МВФ может только пытаться убедить страну, используя разумные доводы, что принятие политики, одобренной всем сообществом, несет преимущества как для самой страны, так и для международных отношений. Но о принуждении государства-члена к принятию какой-либо политики и речи быть не может. Единственные полномочия, которыми обладает МВФ, заключаются в требовании к странам-членам предоставлять информацию о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике и, по возможности, воздерживаться от ограничений на обмен национальной валюты, а также на платежи другим странам-членам.
Государства-члены наделили МВФ определенными полномочиями в политике платежей, поскольку данная политика оказывает наибольшее влияние на денежные потоки между странами и поскольку, как показывает опыт, современная система расчетов в иностранной валюте просто не может работать без учреждения, которое осуществляло бы общий контроль за нею. Денежный обмен является краеугольным камнем финансовых отношений между странами и незаменимым инструментом мировой торговли, так как любая валюта имеет определенную стоимость в другой валюте.
Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Депрессия поразила все сферы хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли, не работали заводы.
Разрушительному воздействию подверглась не только видимая часть экономики. Пострадал и мир международных финансовых и денежно-кредитных рынков. Общее недоверие к банкнотам породило спрос на золото, намного превышавший размеры национальных запасов. Ряд стран, прежде всего Великобритания, были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял стоимость валюты в золоте и тем самым на протяжении многих лет служил установленной стабильной ценой денег.
Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели четкого золотого содержания, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны запасали золото и деньги, которые могли быть обращены в золото, еще более сокращая объем и частоту денежных операций, что вело к потере рабочих мест и падению жизненного уровня. Более того, некоторые правительства жестко ограничили обмен национальной валюты на иностранную и даже пытались ввести бартерную торговлю, которая полностью исключила бы использование денег.