Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:36, контрольная работа
В рамках этого течения были образованы социально-психологические, социально-правовые, институционально-статистические направления. Представители институционализма считали движущей силой общественного развития институты. Кроме институтов, в качестве главной и определяющей силой общественного развития, ученые, принадлежащие к этому направлению, выдвигали социальную психологию народа, народный характер, темперамент, менталитет и даже инстинкты.
Другими характерными чертами институционализма являются отрицание способности капиталистического мира к саморегулированию, поддержка идеи о необходимости государственного регулирования экономики, рекомендации широко использовать математические методы психологических и экономических явлений и процессов.
Введение
В самом начале XX века в западной экономической мысли возникло новое направление, получившее вскоре широкое распространение и ставшее в конце века одним из наиболее популярных в мировой экономической науке. Это направление – институционализм. Свое название это направление получило после того, как американский экономист У. Гамильтон в 1916 году впервые применил термин «институционализм».
Термин «институционализм» (англ. institutionalism от лат. institutio — образ действия, обычай, направление, указание), под которым понимается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, был принят для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института, составляющая костяк социально-экономических построений сторонников данного направления. А также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам: государство, семью, частную собственность, систему денежного обращения и т.д.
Основоположниками и лидерами институционализма выступили американские учёные Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл. Их идеологическими предшественниками можно считать учёных исторической школы Германии, доказывавших необходимость тщательного изучения экономического поведения людей, действующих под влиянием установившихся в обществе традиций, обычаев, правовых и нравственных норм.
В рамках этого течения были образованы
социально-психологические, социально-правовые,
институционально-статистически
Другими характерными чертами институционализма являются отрицание способности капиталистического мира к саморегулированию, поддержка идеи о необходимости государственного регулирования экономики, рекомендации широко использовать математические методы психологических и экономических явлений и процессов.
1. Исторические условия возникновения
Институционализм в американской экономической теории заявил о себе в конце XIX – начале XX века. Появление институционализма в США было отнюдь не случайным. Оно определялось всем ходом предшествующего хозяйственного развития страны и состоянием западной экономической теории.
В экономической науке США в XIX веке господствовали представления экономического либерализма. Недопустимым считалось активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь общества, а капитализм рассматривался как устойчивая саморегулирующаяся система. Необходимым условием экономического и социального прогресса считались частная собственность и свободное предпринимательство. В центре либеральной концепции стоял «экономический человек», а важнейшим методологическим приемом был анализ действий самостоятельного и рационально хозяйствующего субъекта.
В этот период в США интенсивно шёл процесс концентрации производства и капитала, монополизировались важнейшие отрасли промышленности, происходила гигантская централизация банковского капитала. Наряду с этим выдвинулась проблема рабочего и социального законодательства, проблема демократизации экономики и общественной жизни.
Быстрый рост новых средних слоёв (инженеры, преподаватели, учёные) был одним из важных проявлений сдвигов в социальной структуре общества, связанных с переходом капитализма в монополистическую стадию.
Рост армии лиц умственного труда, значительная социальная дифференциация широкой массы образованных людей обуславливали противоречивые тенденции в их социальном сознании. Социальная неоднородность интеллигенции, объективная противоречивость её положения в капиталистической системе служили почвой для формирования реформистской идеологии.
В экономической науке на почве обострения противоречий капитализма и глубокого разочарования части экономистов в тех результатах, к которым на практике приводит неограниченный рыночный механизм, возникла оппозиция традиционной экономической философии к рыночным неоклассическим концепциям.
Нарождающаяся новая экономическая теория была изначально связана с развитием демократической мысли и демократического движения, в которых находили определённое отражение изменения представления о желательном общественном устройстве.
В прогрессистской идеологии
Термин институционализм стал собирательным понятием применительно к экономистам, объединяемым общностью философской ориентации, общим видением противоречий общественной системы и широким культурологическим подходом к изучению экономики. Институционалисты стремились разработать теорию, которая могла бы стать действенным инструментом решения общественных проблем. Для этого она должна быть “реалистической”, то есть строиться на основе изучения конкретно-исторических условий.
Институционалисты выступили против важных положений экономического либерализма, в частности против тезиса о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Уже в ранних работах институционалистов содержались идеи о необходимости государственного воздействия на наиболее явные, бьющие в глаза “дефекты” рыночного механизма, связанные с капиталистической монополией, резким социальным неравенством, экономическими кризисами, расхождением частных и общественных интересов. Ключевой у институционалистов была идея создания достаточно надёжного механизма социального контроля, который мог бы обеспечить стабильность экономики и управляемое развитие общества.
Институционалисты выступили против неоклассической доктрины саморегулирования рыночной экономики. Также институционалисты считали, что нужно отказаться от анализа экономических отношений с позиций «экономического человека», так как важен не только индивид, считали ученые, но и все общество. Основа экономического развития – это психология коллектива.
Институционалисты считали, что экономическая наука не должна ограничиваться изучением лишь чисто экономических отношений. Из громадного числа факторов ими особенно выделялись такие важные для экономической деятельности факторы, как система права и законодательство, политическая и социальная структура общества, общественная психология. Настаивая на расширительной трактовке предмета экономической науки, институционалисты ввели в употребление понятие институтов и институций.
Под институциями понимались издавна заведенные и сами собой установившиеся в обществе порядки и обычаи. Под институтами – порядки, закрепленные в обществе в форме закона или учреждения. Под общественными институтами понимается мир обычаев, традиций, привычек, совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые нормы социального поведения, а также сама система реального поведения людей в обществе в соответствии с этими нормами.
В зависимости от сферы общественных отношений можно выделить:
- институты политические (государство, система государственного
управления, политические партии, армия);
- правовые (система законодательства и суд);
- религиозные (церковь, культ, обряды, верования);
- социальные (институт родства, семьи, брака)
- экономические (кредит, деньги, система налогообложения и пр.);
- психологические (мотивы поведения, способ мышления, психология).
Институционалисты признавали важность всех институтов для экономического развития общества. В зависимости от признания первостепенности тех или иных факторов в хозяйственной жизни в институционализме выделяются различные направления:
- социально-психологическое и
- социально-правовое;
- эмпирическое или конъюнктурно-
Основные направления в институционализме возникли и оформились уже на первом этапе его развития, который охватил первую половину XX века. Второй этап в развитии институционализма охватывает вторую половину XX века. Первый этап в развитии институционализма получил название старой негативной школы. Это название объясняется общей критической направленностью институционалистов по отношению к современной им капиталистической системе.
2. Американский институционализм
Исторически первой школой институционализма был старый институционализм (старая негативная школа). Старую негативную школу также нередко называют американским институционализмом.
Американских институционалистов привлекал умеренный критицизм в отношении капиталистической системы в сочетании с общей реформистской ориентацией и поисками практических средств совершенствования существующей общественной системы. Особенно привлекательной представлялась идея прагматического, экспериментального подхода к решению политических проблем. Основными представителями американского институционализма являлись: Торстейн Веблен, Уэсли Митчелл, Джон Коммонс.
2.1 Социально-психологический
институционализм.
Основоположником американского институционализма принято считать Торстейна Веблена.1 Он поставил в центр исследования не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке. Главный тезис работы Веблена, вышедшей в 1899 г. « Теория праздного класса» гласит: «Институты – основа экономического поведения». Веблен выступил против односторонней трактовки мотивов поведения «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков. Т. Веблен поставил под сомнение два основополагающих положения классической школы: положение о суверенитете потребителя, и положение о рациональности его поведения.
Критикуя классиков, Веблен считал человека биосоциальным существом, врожденные инстинкты и приобретенная психология которого заставляют его поступать тем или иным образом. Поведение человека в свою очередь определяет уровень и специфику экономического развития. Согласно Веблену человек руководствуется тремя главными «инстинктами»: наследственными склонностями (идущими от родителей, членов семейного круга); инстинктом «хорошей работы»; инстинктом любознательности, стремлением познать окружающий мир.
Инстинкты определяют мотивы поведения,
цели, а достигаются они в
В работах Веблена подробно рассматриваются привычки поведения, обычаи, мотивы поступков, которые постепенно закрепляются и влияют на социально-экономическое развитие общества. Веблен выделяет такие мотивы, как денежное соперничество, демонстративное поведение, показная праздность.
В условиях рыночной экономики господствующие классы навязывают свои взгляды, и образ поведения массовому потребителю, в обществе закрепляются нормы и стандарты, искажающие и усложняющие поведение людей. Они следуют не рациональным принципам и расчетам, а «денежным канонам», принципам «престижного и демонстративного потребления».
Рассматривая проблему научно-технического прогресса, Веблен выработал понятие праздного класса, под которым понимал всех в принципе способных работать, но не работающих. Эти люди обладают собственностью, которая позволяет им, не трудясь, вести безбедное существование.
В работе «Теория праздного класса» Веблен показывает, что «демонстративная праздность» и «демонстративное расточительство» становятся жизненными установками не только праздного класса. Верхушечным слоям, законодателям «денежного уровня жизни» общества, стремятся подражать средние слои, и другие различные группы населения.
Т. Веблен выступал против расточительного потребления, за рациональное потребление, т.е. за потребление, которое удовлетворяет действительные, а не мнимые потребности людей. Вывод Веблена: капиталистическому обществу присуще не равновесие, не согласование усилий, а жесткое соперничество. Жизнь в этом обществе – это борьба за существование.
Отмечая возросшую роль инженеров, технической интеллигенции, он полагал, что производственная власть должна перейти от »финансовых капитанов» к инженерам.
2.2 Социально-правовой институционализм.
Экономические взгляды Дж. Коммонса
Важную роль в развитии институционализма в первой половине XX века сыграл Джон Р. Коммонс3. Дж. Коммонс – основатель социально-правового течения в институционализме, рассматривал историю социально-экономических институтов (профсоюзов, объединений предпринимателей, органов судопроизводства), их роль в преодолении социальных противоречий. Он предлагал создать на принципах пропорционального представительства правительство, способное отражать интересы различных социальных и профессиональных групп.