История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей.
2. Особенности экономической мысли Древнего Мира и средневековья.
3. Меркантилизм, его происхождение и характеристика. Политика денежного и торгового баланса. Теория физиократов. Экономические взгляды Ф. Кенэ.
4. Экономические учения А. Смита и Д. Рикардо.

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_ekon_uch_Metod_rekom_k_sam_rab_2007.doc

— 432.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

В методических рекомендациях  для самостоятельной работы по курсу  истории экономических учений  содержится полный набор методических материалов для практического освоения дисциплины: планы семинарских занятий, контрольные вопросы, тесты, проблемные вопросы, выделены вопросы для самостоятельного рассмотрения, вопросы для зачета, рекомендована литература для подготовки к семинарским занятиям. Методические рекомендации позволяют проверить, углубить, закрепить, оценить знания и самостоятельно освоить темы курса «История экономических учений».

Структура и содержание практикума соответствует новым  образовательным стандартам

Методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу истории экономических учений предназначены для студентов экономических специальностей дневной формы обучения, а также для всех, кто самостоятельно осваивает дисциплину «История экономических учений», для тех, кто заинтересован в получении глубоких и системных знаний в области экономической теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Предмет и метод дисциплины «История экономических учений». Возникновение первых экономических взглядов.

 Экономическое учение А.Смита и Д.Рикардо

 

  1. Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей.
  2. Особенности экономической мысли Древнего Мира и средневековья.
  3. Меркантилизм, его происхождение и характеристика. Политика денежного и торгового баланса. Теория физиократов. Экономические взгляды Ф. Кенэ.
  4. Экономические учения А. Смита и Д. Рикардо.

 

Основные категории

 

Экономическая теория. Экономическая  школа. Экономика и хрематистика. Естественное и искусственное богатство. «Справедливая цена». Меркантилизм. Денежный баланс. Торговый баланс. Протекционизм. Физиократия. «Чистый продукт». Первоначальные авансы. Ежегодные авансы. «Экономическая таблица». Производительный труд. Стоимость. Естественная цена. Рыночная цена. Основной и оборотный капитал. Догма Смита. Дифференциальная земельная рента. Абсолютные преимущества. Сравнительные преимущества.

 

Контрольные вопросы

 

  1. Что является предметом дисциплины «история экономических учений»
  2. В чем сущность концепции Аристотеля об экономике и хрематистике?
  3. Перечислите основные экономические проблемы, которым уделил внимание Ф.Аквинский.
  4. Какова характеристика меркантилизма как направления экономической теории?
  5. Какова характеристика меркантилизма как экономической политики?
  6. В чем сущность политики денежного баланса?
  7. В чем сущность политики торгового баланса?
  8. Что собой представляет протекционизм?
  9. Что собой представляет «Экономическая таблица Ф.Кенэ».
  10. Какой смысл вложил Ф.Кенэ в понятие «чистого продукта»?
  11. Назовите наиболее известные работы У. Петти и годы издания.
  12. Дайте анализ учения У. Петти о естественной и различии «естественной» и «рыночной» цены.
  13. Раскройте различия между английской и французской классической политической экономией.
  14. Дайте анализ трём определениям стоимости данной А. Смитом.
  15. Какие классы рассматривал А. Смит в капиталистическом обществе?
  16. По мнению Д. Рикардо, чем определяется стоимость золота?
  17. Каковы взгляды Д. Рикардо на воспроизводство и цели капиталистического производства?

 

Тесты

 

1. Фому Аквинского  можно отнести к:

    1. канонистам;
    2. меркантислистам;
    3. физиократам;
    4. неоклассикам.

 

2. В соответствии с  идеями Фомы Аквинского «справедливая  цена» - это цена, которая:

  1. способствует созданию «умеренного богатства», позволяет каждому участнику сделки сохранить его сословное положение;
  2. удовлетворяет всех участников сделки;
  3. контролируется государством;
  4. устанавливается на основе равенства спроса и предложения.

 

3. Меркантилисты исследовали  экономические явления на основе:

  1. эмпирического анализа;
  2. функционального анализа;
  3. причинно-следственного анализа;
  4. системного анализа.

 

4. Какой из методов  увеличения богатства государства  считали главным меркантилисты:

  1. запрет на вывоз денег из страны;
  2. стимулирование импорта;
  3. развитие промышленности;
  4. развитие сельского хозяйства.

 

5. Благосостояние нации  по мнению меркантилистов зависит  от:

  1. количества золота внутри страны;
  2. количества земли;
  3. количества людей в стране;
  4. от количества фермеров в стране.

 

6. Согласно учению  Ф. Кенэ о «чистом продукте»  последний создается в:

  1. сельскохозяйственном производстве;
  2. торговле;
  3. промышленности;
  4. бизнесе.

 

7. Главной особенностью  учения канонистов являлось:

  1. сравнение экономических процессов с религиозными нормами;
  2. применение математических методов в экономическом анализе;
  3. описание и экономических и неэкономических явлений;
  4. сравнение экономических и биологических процессов.

 

8. Под хрематистикой  Аристотель понимал:

  1. торговлю и ростовщичество;
  2. сельское хозяйство;
  3. военное дело;
  4. ремесло.

 

9. Концепция «социальной  физики» с возвышенным отношением  к труду и порицанием скупости, жадности и расточительства принадлежит:

  1. Ибн-Хальдуну;
  2. Ф.Аквинскому;
  3. Аристотелю;
  4. Ксенофонту.

 

10. Под «догмой Смита»  в экономической теории понимается такая концепция, согласно которой стоимость товара определяется:

  1. доходами, причем стоимость средств производства не учитывается;
  2. затратами общественно необходимого труда на производство товара;
  3. как равновесная цена при равенстве спроса и предложения;
  4. затратами труда на тот товар, который производитель может получить в обмен на свой товар.

 

11. «Экономический человек  » А. Смита - это:

  1. концепция человека в экономической теории;
  2. фермер;
  3. предприниматель;
  4. наемный работник.

 

12. Автором теории сравнительных преимуществ в международной    торговле является:

  1. Д. Рикардо;
  2. А. Смит;
  3. Дж. С. Милль;
  4. К. Маркс.

 

13. К.Маркс назвал «Экономическую  таблицу» Ф.Кенэ гениальным вкладом  в экономическую науку, потому  что:

    1. это была первая попытка представить схему общественного воспроизводства;
    2. в таблице впервые была представлена классовая структура общества;
    3. Ф.Кенэ сравнил движение финансовых потоков с движением крови в человеческом организме;
    4. впервые сфера производства исследовалась в совокупности со сферой обращения.

 

14. Укажите категории,  которые не содержатся в анализе  физиократов:

  1. предельные издержки;
  2. чистый продукт;
  3. ежегодные авансы;
  4. первоначальные авансы.

 

15. Дифференциальная рента  в концепции Д.Рикардо – это:

  1. дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли;
  2. прибавочная стоимость;
  3. плата за землю;
  4. «свободный дар земли».

 

16. В число авторов  трудовой теории стоимости не  входит:

  1. Е.Бем-Баверк;
  2. В. Пети;
  3. А.Смит;
  4. Д.Рикардо.

 

17. «Невидимая рука»  рынка — это:

  1. экономические силы, регулирующие спрос и предложение;
  2. юридические законы страны;
  3. сильное государство, влияющее на экономику, но таким образом, что это воздействие незаметно для общества;
  4. воздействие на экономику социальных групп общества, объединений предпринимателей или профсоюзов.

 

18. К заслугам А.Смита как ученого-экономиста можно отнести то, что он:

  1. совокупность разрозненных взглядов превратил в экономическую науку;
  2. первым исследовал разделение труда;
  3. первым высказал мысль о труде как источнике богатства;
  4. впервые исследовал деньги и их роль в экономике.

 

Проблемные  вопросы

 

  1. Почему экономическая наука представлена в виде множества школ и направлений?
  2. Почему меркантилисты видели источник богатства в сфере обращения?
  3. Меркантилисты считали, что прибыль образуется в результате продажи товаров выше их стоимости. Насколько верны были их взгляды?
  4. Имеет ли место протекционизм в современных условиях?
  5. Меркантилистам принадлежит металлическая теория денег, в соответствии с которой сущность денег объясняется их естественными свойствами. В соответствии с номиналистической теорией, возникшей в тот же период, деньги не имеют своей внутренней стоимости и являются всего лишь средством для счета. Какие теории, объясняющие сущность денег, знаете Вы? На какой теории Вы остановитесь?
  6. В чем заключаются недостатки экономических взглядов меркантилистов?
  7. Заполните таблицу.

 

 

Меркантилистская система

Классическая политическая экономия

Главный принцип экономической политики

   

Предмет экономического анализа

   

Метод экономического анализа

   

Концепция экономического роста

   

Принцип достижения макроэкономического  равновесия

   

Позиции в области  теории денег

   

 

8. В чем сущность  концепции Смита о «невидимой  руке» и «экономическом человеке»?

9. Прокомментируйте высказывание  Смита о том, что деньги –  это великое колесо обращения.

10. Как формулирует  Риккардо главную задачу политической  экономии?

 

Вопросы для  самостоятельного рассмотрения

 

  1. Экономические взгляды Конфуция.
  2. Хозяйственные предписания Библии, Корана.
  3. Воззрения Ибн-Халдуна.
  4. Социальная утопия Т.Мора.
  5. У.Петти и П.Буагильбер как основоположники трудовой теории стоимости.

 

 

Тема 2. Эволюция классической политической экономии

 

  1. Экономические взгляды С. Сисмонди, П. Прудона, Ж.Б. Сэя, Т. Мальтуса, Дж. С. Милля.
  2. Политическая экономия начала XIX в. в Германии. Ф. Лист. Историческая школа.
  3. Структура и основные идеи I тома «Капитала». Учение К. Маркса о капитале, прибавочной стоимости и эксплуатации. Анализ противоречий капиталистического способа производства.

 

Основные категории

 

«Конституированная стоимость». «Рабочие деньги». «Закон Сэя». «Закон народонаселения Мальтуса». Отчуждение труда. Прибавочная стоимость. Базис и надстройка. Производительные силы. Производственные отношения. Эксплуатация. Превращенные формы прибавочной стоимости. Закон стоимости.  Промышленное воспитание нации.

 

Контрольные вопросы

 

  1. В чем суть предложений С.Сисмонди и П.Прудона, касающихся проблемы преодоления кризисов в капиталистическом обществе?
  2. Что собой представляет «конституированная стоимость» П.Прудона?
  3. В чем суть и основные положения закона Сэя?
  4. Каковы основные идеи книги Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и в чем их значение для экономической науки?
  5. Охарактеризуйте комплекс основных идей родоначальников немецкой исторической   школы.
  6. Назовите главные теоретико-методологические принципы старой исторической школы.
  7. В чем вы видите отличия и сходство идей старой и молодой исторических школ?
  8. Каковы концептуальные отличия новейшей школы от предшествующих?
  9. Охарактеризуйте вклад исторической школы в мировую экономическую мысль.
  10. Назовите основные этапы становления исторической школы?
  11. Какие идеи обосновал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?
  12. Какова роль протестантской этики в развитии капитализма?
  13. Как трактует Маркс категории «стоимость», «цена производства», «прибавочная стоимость»?
  14. Проанализируйте марксистские понятия «органическая структура капитала», «норма эксплуатации», «всеобщий закон капиталистического накопления».
  15. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по К.Марксу.

Информация о работе История экономических учений