История экономических учений в вопросах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:01, курс лекций

Краткое описание

Под термином «экономика» одновременно понимается:
• совокупность производственных отношений; экономический базис общества;
• народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;
• отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Вложенные файлы: 1 файл

История экономических учений В вопросах=.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

В 1899 году издал работу «Теория праздного класса» и  через год стал младшим профессором  Чикагского университета. Был затем  также профессором Стенфордского  и Миссурийского университетов.

В начале 20-х годов  Т. Веблен переходит в Новую школу социальных исследований.

Главными работами Т. Веблена считаются «Теория делового предпринимательства» (1904 г.), «Инстинкт  мастерства и уровень развития технологии производства» (1914г.).

Основой развития общества Т. Веблен считал психологию коллектива.

Основываясь на этом положении, он формулирует психологическую  теорию экономического развития –  трактовать экономические явления  нужно с социологической и  исторической позиций.

«9» Модель «экономического  человека» А. Смита, по мнению Т. Веблена, безнадежно устарела. Человек – не машина для исчисления ощущений, поэтому нельзя представить поведение человека в виде математических уравнений. Экономическое поведение человека зависит от норм поведения, традиций, родительских чувств, духа соперничества, подсознательных мотивов и т. д.

Т. Веблена с полным правом можно отнести к основателям  науки «экономическая социология».

Т. Веблен отождествлял закономерности развития общества с биологическими закономерностями и стоял на позициях эволюционного развития общества. В дальнейшем это направление получило название дарвинизм.

Т. Веблен ввел понятие  престижного потребления, получившее название «эффект Веблена». Престижное потребление характерно для крупных  собственников. Товары для этого  класса ценятся по тому, насколько владение ими (товарами) отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых. Отсюда Т. Веблен делает вывод о том, что рыночную экономику характеризует расточительство, завистливое сравнение, занижение производительности.

Основным противоречием  капитализма, по Т. Веблену, является противоречие между индустрией и бизнесом. К  индустриалам относятся инженеры и  другие участники производственного процесса. Их целью является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К бизнесменам относятся финансисты и предприниматели.

Их цель – получение  максимальной прибыли. Бизнес подчинил себе промышленность.

Т. Веблен был сторонником индустриалов и противником бизнесменов, то есть технократом. Он считал, что будущее за обществом, освобожденным от бизнеса и функционирующим в интересах всего социума.

Для разрешения противоречия Т. Веблен предлагал провести акт  протеста инженерно-технических работников.

 

Вопрос 36. Экономические  воззрения последователей Т. Веблена 

Основной труд Джона  Коммонса (1862 – 1945) – «Институциональная экономика» (1924 г.), в котором обсуждалось  влияние на экономическое поведение  «коллективных действий». Автор уделял большое внимание изучению роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей.

Стоимость Дж. Коммонс  определял как результат правового  соглашения «коллективных институтов» (союзов, корпораций, политических партий и т. д).

Сделка, по мнению Дж. Коммонса, представляет собой разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки. В сделках все чаще участвуют профсоюзы и союзы предпринимателей, а не отдельные рабочие и работодатели. Роль государства при этом заключается не только в арбитраже, но и в механизме, который заставляет исполнять принятые по договору обязательства.

Ученый говорил о  необходимости создания правительства  из представителей «коллективных институтов», которое было бы подотчетно общественному мнению. Реформы такого правительства устранили бы конфликты в обществе.

Дж. Коммонс заложил  основы пенсионного обеспечения, которые  были изложены в «Акте о социальной защищенности», принятом в 1935 году.

Уэсли Клера Митчелла (1874 – 1948) интересовали циклические явления в экономике. Циклы в экономике – это результат действия множества взаимосвязанных факторов (инвестиций, денежного обращения, курсов акций, сбережений и т. д) в динамике. Деловой цикл, по У. Митчеллу, – это повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве экономических процессов с достаточно развитой системой денежного хозяйства, не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной амплитуде, и продолжаются в странах, стоящих на разных стадиях экономического развития, от 3 до 7 лет.

Единственным механизмом разрешения общественных противоречий является государственное регулирование  в области денежных, финансовых, кредитных факторов в сочетании  с социально-культурными проблемами.

В своих исследованиях ученый широко применял методы статистики, которые позволили ему составить первые прогнозы экономического роста.

В 1923 году У. Митчелл предложил  систему государственного страхования  от безработицы.

Из трудов У. Митчелла широко известны «История зеленых билетов» (1903 г.), «Деловые циклы» (1913 г.).

Основные свои идеи Джон Кеннет Гэлбрейт изложил в труде  «Новое индустриальное общество» (1961 г.), посвященном анализу и роли «техноструктуры» (общественная прослойка, включающая в  себя ученых, конструкторов, управленцев, финансистов) в экономике.

Автором делаются следующие  важные выводы:

• в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а инфраструктура;

• власть техноструктуры безлика, так как решения принимаются  коллективно и поэтапно;

• техноструктура должна планировать работу предприятий на несколько лет вперед;

• техноструктура заинтересована не только в высокой прибыли на капитал, но и в упрочнении позиций  фирмы на рынке.

 

Вопрос 37. Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлина

Эдуард Чемберлин (1899 – 1967) – американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет.

В 1922 году Э. Чемберлин  поступает в докторантуру Гарвардского университета и, закончив ее, остается здесь преподавать.

В 1933 году ученый публикует свой труд «Теория монополистической конкуренции», который стал впоследствии классическим произведением.

С 1939 по 1943 год он занимает должность главы отделения экономической  теории Гарвардского университета, а  в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации.

В годы Второй мировой  войны Э. Чемберлин работал в  бюро стратегической службы США.

Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлина явилась  вызовом традиционной экономической  науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы.

Он указал два способа  соединения монополии с конкуренцией:

• создание рынка одиноких товаров – этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;

• рынок дифференцированных продуктов – контроль продавцов  над товарами, имеющими отличительные  признаки.

Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим:

• число продавцов  достаточно велико;

• каждая фирма действует  на рынке, не учитывая своего влияния  на поведение конкурентов;

• товар качественно  разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;

• вход в производство близких групп продуктов не ограничен.

В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных иенах.

Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует  свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей.

Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:

• манипулирование ценой  – из-за монополизации рынка продавцом  происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);

• внесение качественных изменений в продукт;

• внедрение рекламы.

Последние два фактора  относятся к неценовым факторам конкуренции.

Позднее к неценовым  условиям усиления монополистической  конкуренции Э. Чемберлин отнес  техническое усовершенствование и  обслуживание покупателей.

 

Вопрос 38. Теория несовершенной  конкуренции Дж. Робинсон

Джоан Вайолет Робинсон (1903 – 1983 гг.) – английский экономист.

Закончила Кембриджский университет, а с 1965 по 1971 год занимала должность профессора в этом же университете. Мировую известность ей принесла книга под названием «Экономическая теория несовершенной конкуренции», вышедшая в 1933 году.

Общий подход к анализу  макроэкономических процессов Дж. Робинсон заимствовала у Дж. М. Кейнса, подход к основным категориям анализа (прибыли, заработной плате, проценту, капиталу) – у А. Маршалла и Д. Рикардо.

В теории несовершенной  конкуренции Дж. Робинсон пыталась установить механизм формирования цен  в условиях, когда каждый производитель  может быть монополистом своей продукции. Эта теория, в отличие от теории монополистической конкуренции, не рассматривает конкуренцию внутри монополистического сектора, а исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами, то есть процессы образования монопольной прибыли.

В несовершенной конкуренции Дж. Робинсон видела нарушение равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и эксплуатацию наемного труда.

При несовершенной конкуренции  продукции выпускается меньше, чем  при совершенной конкуренции. В  итоге происходит рост цен, который является результатом:

• договоренности между  фирмами;

• ограничения доступа  в отрасль посторонних фирм.

Рост цен, по мнению Дж. Робинсон, требует обязательного  вмешательства государства в  экономику с помощью мер налоговой  и бюджетной политики.

Под монопсией понимается тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.

Дж. Робинсон утверждала, что монопсонистом может выступить  крупная фирма, использующая труд работников по навязанным им (работникам) условиям. В результате заработная плата может быть ниже предельного продукта, то есть налицо эксплуатация. Поэтому в данных условиях необходимо издать закон о минимальном размере заработной платы.

С другой стороны, если мощные профсоюзы добиваются зарплаты, ущемляющей обычную прибыль собственников капитала, то уже сами рабочие эксплуатируют мелких собственников.

Чистая монополия –  это ситуация, в которой одна фирма  является единственным производителем продукта, для которого нет близких  заменителей.

Фирма-монополист получает полный контроль над ценой. Возникновение чистой монополии связано с образованием барьеров для вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и т. д.

Для Дж. Робинсон чистая монополия представляет собой явление  не только рынка, но и концентрированного производства. Последнее, по мнению автора, есть экономия фирмы на масштабах, так как доля постоянных издержек, приходящаяся на единицу продукции, с ростом объемов производства снижается.

Олигополия – состояние  на рынке при небольшом числе фирм-производителей.

Существование реальной олигополии Дж. Робинсон считала более  распространенным, чем существование  совершенной конкуренции и абсолютной монополии.

Особенностью монополистической  конкуренции является взаимозависимость  между фирмами. Иными словами, олигополия существует, если число фирм в отрасли настолько мало, что при формировании ценовой политики одна из них должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Дж. Робинсон исследовала  возможность использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Она ввела понятие «дискриминация в ценах» – деление монополией рынков на сегменты на основе эластичности спроса по цене. Монополист при выпуске нового товара сначала максимально завышает цену, обслуживая наиболее состоятельную часть потребителей. Затем он, постепенно снижая цену, привлекает менее состоятельных покупателей, и при этом, несмотря на снижение цены, прибыль будет высока, поскольку спрос увеличится.

Информация о работе История экономических учений в вопросах