Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:00, реферат
В своей работе я хочу рассмотреть памятники экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но экономическая мысль того времени была не отделима от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.
Введение 2
Основная часть 3
Экономическая мысль Древнего Востока 3
Древний Египет 4
Вавилония 4
Древний Китай 7
Древняя Индия 8
Экономическая мысль Античности 10
Древняя Греция 11
Древний Израиль 11
Вывод 13
Список литературы 14
Оглавление
Введение 2
Основная часть 3
Экономическая мысль Древнего Востока 3
Древний Египет 4
Вавилония 4
Древний Китай 7
Древняя Индия 8
Экономическая мысль Античности 10
Древняя Греция 11
Древний Израиль 11
Вывод 13
Список литературы 14
В условиях осуществляемых социально-экономических реформ изучение истории экономических учений в процессе подготовки специалистов экономического профиля и формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры приобретает важное значение.
Знания, которые получает
человек, изучая этот предмет, помогают
ему осмыслить закономерности, которым
подчиняется экономическая
Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее истоков. Экономическая мысль возникает одновременно с появлением первобытных поселений, но в то время она носит довольно примитивный характер, заключающийся в вопросе: "Как выжить одному человеку или его семье?" Форму учения, законов она приобретает одновременно со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем изучать экономическую мысль древности только после возникновения первых цивилизаций.
В своей работе я хочу рассмотреть памятники экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но экономическая мысль того времени была не отделима от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.
Для данного исследования, вероятнее всего, подойдут методы описания и анализа, так как они позволяют наиболее полно показать особенности древневосточных обществ и, как следствие, причины возникновения тех или иных памятников экономической мысли.
Перед философами Древнего Востока возникала проблема, актуальность и важность которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. Это проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но несмотря на эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого общества Древнего Востока:
1-ая особенность заключается
в длительном сохранении
2-ая особенность
3-я особенность состояла
в том, что рабский труд не
стал основой хозяйственной
Остановимся на наиболее популярных источниках-памятниках экономической мысли цивилизации Древнего Востока.
Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.
На примере этой страны
человечество располагает двумя
самыми ранними памятниками
Другой памятник датирован началом XVIII века до н.э. и называется "Речение Ипусера", а главная его идея-недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения "простолюдинов" и начала в стране гражданской войны.
Хочется отметить особенность экономики Египта. Она заключалась в отсутствии денег как таковых. Египтяне торговали на рынках, выплачивали жалование, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время был установлен эталон относительной стоимости товаров. Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Он получил на столько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком. На одном из изображений в храме Тота служитель нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.
Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало "кольцо", но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а иего вес или стоимость.
Для этого древневосточного государства Месопотамии, расположенного в междуречье Тигра и Евфрата, характерно быстрое развитие частной собственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. В 1901 году французскими археологами был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.).Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама – шем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба ( 247 законов).
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
В соответствии с этим законом,
во избежание разрушения натурально-хозяйственных
отношений и угрозы суверенитету
страны из-за ослабления государственных
структур и армии от сократившихся
поступлений налогов в казну,
вводились чрезвычайно жесткие
правовые нормы. Их нарушение влекло
за собой самую суровую
Во времена правления
Хаммурапи частная
Особый правовой режим
существовал в отношении
В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, Законы
Хаммурапи упоминают о
Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).
Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое .развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения(поклажи), товарищества, мены, поручения,
Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.
Своеобразие древнекитайской
экономической мысли
Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Сторонник регламентированных
патриархальных отношений и защиты
государством экономического благополучия
родовой знати и всех “ вышестоящих
”, Конфуций настаивал на мысли, что
только образованный правитель, являясь
“отцом народа” и гарантом “правильного
действия”, способен реально повлиять
на равномерное распределение
Информация о работе История экономической мысли античного общества