Капитал: сущность, структура и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Категория капитал имеет двоякий смысл. Обычно в обиходе под капиталом понимается богатство, состояние в денежной или имущественной форме. Наличие капиталов у определенного круга лиц в жизни хорошо видно и понятно, и люди всегда стремились к богатству. Однако наличие богатства, включая и солидную сумму денег, в научном смысле не означает, что их владелец является капиталистом. Политическая экономия трактует капитал как стоимость, приносящую его владельцу прибавочную стоимость. С этой точки зрения, капиталом можно назвать и производственные фонды предприятия, и землю, и ценные бумаги, и депозит в коммерческом банке, и «человеческий капитал» (накопленные профессиональные знания) и т.п. Все перечисленные блага приносят поток доходов в различных формах: в виде арендной платы, выплат по процентам по депозитам, дивидендов по ценным бумагам, земельной ренты, заработной плате и т.д.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы капитала

1.1 Трактовка капитала в классической политической экономии

1.2 Сущность и формы капитала в современной экономической науке

Глава 2. Характеристика структуры и основных форм капитала

2.1 Основной и оборотный капитал, постоянный и переменный капитал: их общее и различие

2.2 Управление капиталом и оптимизация его структуры

2.3 Капитал корпораций и анализ его размеров и структуры

Глава 3. Роль государства в формировании и увеличении капитала

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Капитал сущность структура и формы.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

Итак, во всем затрачиваемом на производство капитале нужно различать две основные части - стоимость средств производства и стоимость рабочей силы. Стоимость средств производства просто переносится на производимые с их помощью продукты, но не создает никакого прироста, никакого изменения стоимости. Она называется поэтому постоянным капиталом. Напротив, стоимость рабочей силы не переносится просто на продукт, но вместо нее выступает живой труд рабочего, создающий новую стоимость и притом более высокую. Благодаря применению рабочей силы стоимость, вложенная в производство, изменяется, возрастает. Поэтому та часть капитала, которая затрачивается на покупку рабочей силы, называется переменным капиталом. Чем больше переменный капитал, тем больше и прибавочная стоимость.

 

Понятия «постоянный» и «переменный» капитал не следует смешивать с часто употребляемыми в литературе и в обиходе понятиями «основной» и «оборотный» капитал. Под основным капиталом понимается стоимость тех средств производства, которые служат в течение ряда производственных периодов и лишь постепенно подвергаются снашиванию. Сюда, следовательно, относится стоимость машин, зданий и т. п., но не входит стоимость сырья, топлива и других средств производства, которые потребляются без остатка в течение одного производственного периода. Что касается всей остальной части капитала, то она называется, в противоположность основному, оборотным капиталом, потому что она оборачивается целиком в течение одного производственного периода. Таким образом основной капитал всегда меньше постоянного, так как не включает в себя стоимости сырья, топлива и других быстро потребляемых средств производства. Оборотный капитал, напротив, всегда больше переменного, ибо включает в себя, кроме стоимости рабочей силы, также и стоимость этих быстро потребляемых средств производства (сырья, топлива и т. д.). Деление капитала на постоянный и переменный имеет первостепенное значение, так как служит для выяснения источника прибавочной стоимости, на которой покоится все капиталистическое хозяйство. Деление капитала на основной и оборотный имеет своей целью установить более второстепенные различия - различия но степени быстроты оборота различных составных частей капитала.

 

2.2  Управление капиталом и  оптимизация его структуры

 

Деятельность компании подчинена  определенным жизненным циклам. Для  оценки структуры собственного капитала предприятия и принятия решения  о ее оптимизации необходимо понимать, какой этап развития переживает компания в текущий момент.

 

Наиболее динамична стадия развития и диверсификации бизнеса, когда  приходится принимать решения об инвестициях и их источниках. Получить ответ на вопрос, за счет какого источника  выгоднее осуществить инвестиции, помогают методы финансового моделирования. На практике чаще всего складывается ситуация, когда использование кредитных ресурсов позволяет существенно сократить срок достижения экономического эффекта, потому что аккумулирование прибыли для проектов — процесс длительный, а время, как известно, — деньги. В конечном итоге экономия времени приводит к более быстрому росту компании и максимизации прибыли.

 

На стадии стабилизации потребность  в долгосрочных займах может просто не возникать. Для этой стадии нормальной является структура капитала, в которой доля заемного капитала минимальна.

 

В период спада или кризиса разрабатываются  планы дальнейшей деятельности компании. Как правило, в этот момент обсуждаются  антикризисные меры или принимается  решение о ликвидации. Если намечен план по выводу компании из кризиса, то на этой стадии ухудшаются показатели рентабельности, снижается финансовая устойчивость. В данной ситуации предприятие влезает в долги и отношение собственного капитала к заемному очень низко (что и свидетельствует о кризисной ситуации). Здесь более значимой становится не структура капитала как таковая, а тенденции изменения финансового портфеля и будущие показатели, рассчитанные на основе плана выхода из кризиса.

 

Универсальных критериев формирования оптимальной структуры капитала нет. Подход к каждой компании должен быть индивидуальным и учитывать как отраслевую специфику бизнеса, так и стадию развития предприятия. То, что характерно для структуры капитала компании, специализирующейся, например, на управлении недвижимостью, не совсем уместно для фирмы из сферы торговли или услуг. У этих компаний разные потребности в собственных оборотных средствах и разная фондоемкость. Следует учитывать и такой фактор, как публичность: непубличные компании с узким кругом учредителей (акционеров) более мобильны в принятии решений об использовании прибыли, что позволяет им достаточно легко варьировать и величину, и структуру капитала.

 

Структура капитала отражает соотношение  заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. От того, насколько структура оптимизирована, зависит успешность реализации финансовой стратегии компании в целом. В свою очередь оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов зависит от их стоимости.

 

В российской деловой среде распространено заблуждение, согласно которому собственный  капитал считается бесплатным. При  этом забывается очевидный факт: платой за собственный капитал являются дивиденды, и практически всегда это делает финансирование за счет собственных средств самым дорогим. К примеру, если у собственника бизнеса есть возможность получать дивиденды, скажем, на уровне 40%, стоимость собственного капитала становится более высокой, чем стоимость привлечения кредитов.

 

Как показывает мировая практика, развитие только за счет собственных ресурсов (то есть путем реинвестирования прибыли в компанию) уменьшает некоторые финансовые риски в бизнесе, но при этом сильно снижает скорость приращения размера бизнеса, прежде всего выручки. Напротив, привлечение дополнительного заемного капитала при правильной финансовой стратегии и качественном финансовом менеджменте может резко увеличить доходы владельцев компании на их вложенный капитал. Причина в том, что увеличение финансовых ресурсов при грамотном управлении приводит к пропорциональному увеличению объема продаж и зачастую чистой прибыли. Особенно это актуально для малых и средних компаний.

 

Однако перегруженная заемными средствами структура капитала предъявляет  чрезмерно высокие требования к  его доходности, поскольку повышается вероятность неплатежей и растут риски для инвестора. Кроме того, клиенты и поставщики компании, заметив высокую долю заемных средств, могут начать искать более надежных партнеров, что приведет к падению выручки. С другой стороны, слишком низкая доля заемного капитала означает недоиспользование потенциально более дешевого, чем собственный капитал, источника финансирования. Такая структура приводит к более высоким затратам на капитал и завышенным требованиям к доходности будущих инвестиций.

 

Оптимальная структура капитала представляет собой такое отношение собственных  и заемных источников при котором  обеспечивается оптимальное соотношение  между уровнями , то есть максимизируется  рыночная стоимость предприятия. При  оптимизации капитала необходимо учитывать каждую его часть.

 

В России с ее бурно развивающейся  экономикой немало компаний, имеющих  высокие темпы роста и большие  денежные потоки (пример — операторы  сотовой связи). Они могут самостоятельно осуществлять капиталовложения, не прибегая к внешним источникам финансирования. Но уменьшение долговой нагрузки приводит к ослаблению так называемой дисциплинирующей функции долга. Именно бремя обслуживания долга обычно подталкивает менеджеров компании к оптимальным бизнес-решениям. Если долговая нагрузка невелика, у менеджмента снижаются стимулы к поиску наиболее эффективных возможностей для инвестирования.

 

Основное условие долгосрочного  финансового успеха компании — рентабельность капитала (активов) должна быть больше стоимости привлечения капитала. Из этого следует, что в малорентабельных видах бизнеса иметь много собственных фондов (недвижимости, транспорта и т. п.) невыгодно, так как стоимость привлечения под такие активы капитала будет существенно превышать отдачу от них, приводя компанию к экономическому и финансовому минусу. Не только малорентабельным, но и всем прочим компаниям следует продумать возможность использования аутсорсинговых схем для второстепенных бизнес-процессов, а также не забывать правило — от убыточных и непрофильных активов нужно избавляться любыми способами и как можно скорее.

 

Масштаб бизнеса в данном случае также имеет значение. В малом  бизнесе обычно не идет речь о приобретении фондов в собственность. В большом  бизнесе это рассматривается  как норма, особенно в производственном секторе. Средний бизнес находится в пограничной области, и здесь решение зависит от соотношения арендных платежей в течение долгого срока и затрат на приобретение и содержание собственности. В любом случае при подобных решениях финансовая служба должна сделать максимально точные и обоснованные расчеты.

 

Риски сопутствуют бизнесу всех типов и размеров. Всегда соблюдается  прямая зависимость — чем выше уровень доходности в бизнесе, тем  выше уровень рисков, и чем меньший  уровень риска готовы принять управленцы и владельцы, тем на меньший уровень дохода они могут рассчитывать.

 

Создание резервов (накопление определенной суммы активов в виде вложений в ПИФы, драгоценные металлы, акции, депозиты) — это часть финансовой и инвестиционной стратегии. Без резервов любая серьезная проблема на рынке или в экономике ставит бизнес на грань выживания. Об этом, к сожалению, многие руководители российских компаний забывают, полностью распределяя всю полученную прибыль на дивиденды и реинвестирование (или вложения в другие проекты). Таким образом, ведя один или несколько видов деятельности (например, стабильный и развивающийся), компании, не создающие резервов, увеличивают риски и в основном бизнесе, и в новых проектах.

 

Для минимизации финансовых рисков я рекомендую владельцам и руководителям компаний после выплаты дивидендов акционерам создать из полученной годовой прибыли реальные резервы в достаточных объемах. Для этого необходимо сделать точные расчеты. Наиболее часто получаемый коридор значений — 3-10% активов в зависимости от общего уровня риска бизнеса. Затем оставшуюся прибыль можно вкладывать в бизнес, причем сначала в основной (донорский), поддерживая его стабильность и рост, и только потом — в новые проекты.

 

Для эффективного управления резервами  нужны грамотные специалисты (например, по ценным бумагам).

 

2.3  Капитал корпораций и анализ  его размеров и структуры

 

На рубеже XXI века быстрое развитие получает теория брэнд-капитала как  основы капитализации социальных отношений  между фирмами и потребителями. Углубление исследований содержания и форм проявления капитала кардинально изменяют понимание назначения и структуры капитала современных фирм.

 

Известные американские исследователи  бизнеса Г. Мине и Д. Шнайдер одними из первых предложили новую теорию структуры капитала традиционных и современных компаний. На рис. 8 представлены коренные изменения в структуре капитала традиционного и электронного бизнеса в отраслях В2В (бизнес для бизнеса).

 

 

 

Рис. 8. Структура капитала традиционных и современных фирм[4]

 

Революция в бизнесе начинается с кардинальных изменений структуры  капитала, что отражено в виде перевернутой пирамиды, показывающей новое соотношение  физического, оборотного, человеческого  и брэнд-капитала. Изменяется и предназначение каждого вида капитала, сам характер бизнес-процессов.

 

Пирамида слева отображает структуру  капитала традиционных компаний, преобладающей  в последние 20, а в действительности - и все 100 лет XX века. Компании имели  мощную материальную базу. Различие активов  определялось различием технологий бизнеса: производственные центры, центры распределения, финансовые институты, больницы или лечебные учреждения магазины, телекоммуникационные компании, системы кабельного телевидения, развлекательные центры. Эффективное управление активами потребовало концентрации усилий на выстраивании или интеграции национальных и глобальных операций компаний, упрощении цепочек взаимоотношений поставщик-покупатель, интеграции с поставщиками и дистрибьюторскими сетями, стандартизации и совершенствовании бизнес-процессов, общем улучшении характеристик и повышении эффективности бизнеса. Параллельно финансовые менеджеры концентрировали внимание на повышении прибыли на капитал, прибыли на вложения, оборачиваемости активов и других показателях эффективности управления предприятием. Процессы концентрации промышленности, помимо прочего, вели к консолидации физического капитала на национальном и глобальном уровнях с целью обеспечения роста объемов производства и расширения рыночной власти.

 

В 90-е годы внимание компаний было сосредоточено на более эффективном использовании оборотного капитала (компонентов, сырья, запасов, незавершенного производства, готовой продукции) с целью повышения оборачиваемости запасов, снижения текущих издержек на хранение запасов, а так же на повышении эффективности исполнительных систем для уменьшения устаревания продукции и повышения спроса. Ключевыми индикаторами были производительность, оборачиваемость запасов, эффективность капитала, в том числе оборотного.

 

Большое внимание, уделявшееся в 90-е годы эффективности использования оборотного капитала, было результатом экономических сдвигов, происшедших в предыдущее десятилетие. До 80-х годов реальная стоимость капитала была равна нулю или отрицательной величине в течение нескольких десятилетий. По существу, реальная доходность капитала, равная разнице между номинальной доходностью и инфляцией, была близка к нулю или отрицательной величине из-за высокой инфляции. В этих условиях оборотный капитал был в определенном смысле бесплатным, и менеджеры не уделяли достаточного внимания совершенствованию управления оборотным капиталом и другим мерам, которые были реализованы в 90-е годы для сокращения оборотного капитала и лучшего управления им.

 

Модель бизнес-процессов большинства  компаний интуитивно или осознанно строилась на концепции предприятия как пирамиды, в основании которой лежит физический капитал и которая построена для производства и продажи продукции. Последние разработки в сфере технологий управления (например системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning) и управления взаимоотношениями с потребителями - CRM (Customer Relationship Management) были направлены на развитие именно этой модели и поиск инструментов для ее лучшего понимания и использования.

 

Финансовые показатели традиционных компаний оказываются намного ниже показателей компаний, которые успешно применили электронные бизнес-технологии. Руководители компаний в большинстве своем ощущают в настоящее время настоятельную необходимость перехода от традиционной модели бизнеса к декапитализированной модели е-бизнеса, которая показана на рис. 8 справа. В стремлении увеличить прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности брэнд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Стратегия их заключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных с физическим капиталом, внешним структурам и в распределении их по цепочке поставщик-потребитель. В равной степени это относится и к вспомогательным функциям. Модель е-бизнеса уровня В2В, таким образом, разделяет компании на две группы: те, что имеют относительно небольшой капитал, но владеют брэндом, и те, что группируются вокруг брэнд-компаний, образуя сети внешних структур.

Информация о работе Капитал: сущность, структура и формы