Категория «рынок» в различных экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы – изучить понятие «категории рынка»; провести исследование рынка и его изменений в процессе исторического развития; найти зависимость рынка от экономической системы общества.
Цель работы – узнать роль категории рынка в различных экономических системах.

Содержание

Вступление 3
Основная часть 6
Понятие категории «рынок» 6
Традиционная экономика 8
Административно-командная экономика 10
3.1.Теория государственного регулирования Кейнса 15
Рыночная экономика 16
4.1.Функции рынка 19
4.2.Рыночная экономика по Смиту 23
5. Переходная экономика России 26
5.1.Задачи переходной экономики в России 29
Заключение 31
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для печати.docx

— 73.16 Кб (Скачать файл)

 

 

3.Административно-командная экономика

Характерными чертами  административно-командной системы  являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически  на все экономические ресурсы, сильная  монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как  основа хозяйственного механизма.

Недостаточность рыночного  саморегулирования на основе «невидимой руки» потребовала обратиться к помощи «руки» достаточно видимой и осязаемой — государственному регулированию. В теории в связи с этим сложились три версии. Первая — государственное регулирование самих рыночных отношений — уходила корнями к концепции В.Парето и развивалась его учеником Э.Баронэ, ОЛанге и др. Эта версия получила наименование «рыночного социализма». Вторая — государственное регулирование как известное дополнение к рыночному механизму. Подобная концепция была выдвинута Д.Кейнсом. Третья — государственное управление хозяйством без использования рыночных отношений. Такая концепция была подробно обоснована в теории К.Маркса, тип принудительно направляемого хозяйства рассматривался в трудах П.Струве, В.Ойкена. Все эти три альтернативные модели получили то или иное применение в различных странах в XX в.

 

Вариант плановой экономики, избранный большевиками, таким образом, находился в общем русле развития мировой экономики, казался предпочтительным, поскольку полностью исключал «нерациональные» рыночные отношения. Его более высокая историческая эффективность связывалась, в частности, в марксистской теории с рядом черт.

 Якобы непосредственно  общественный (планомерный) характер производства, исключающий косвенные рыночные связи, предполагал, что каждому виду труда и продукта заранее предопределено место в системе общественного разделения труда. На деле планомерность вылилась в одностороннее директивное командование, исключающее реальные обратные связи, возможность использования инициативы мест, притупляющее мотивацию в труде работников и т.п.                

 Общенародная собственность  на средства производства, превращающая, якобы, всех в хозяев и, следовательно, резко повышающая эффективность производства. На деле переход большей части средств производства в руки государства породил бюрократическую партийно-государственную элиту, превратил большинство населения в наемных работников, вынужденных подчиняться директивам тоталитарного режима.

 Высшая цель плановой  экономики — неуклонный рост  благосостояния народа, что должно  было в первую очередь продемонстрировать  ее историческое преимущество. На  деле плановая экономика, сложившись как экономика ресурсоограниченная, действительно обеспечивала первоначально высокие темпы роста, однако проявлялось это в «производстве ради производства», нарастающем ограничении роста народного потребления, развитии всеобщего интенсивного дефицита и т.д.  

Гигантские монополии, утвердившиеся  во всех областях народного хозяйства  и поддерживаемые министерствами и  ведомствами, при отсутствии конкуренции  не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой  монополизмом дефицитной экономики  характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения  сбалансированности народного хозяйства.

 Распределение материальных  и духовных благ по труду  представлялось как самое «справедливое»  распределение. На деле, в условиях постоянного ограничения продукции конечного (личного) потребления оно вылилось в уравнительное распределение для большинства населения, сочетающееся с огромными привилегиями для правящей элиты. При этом необходимость обеспечения макроэкономического равновесия проявлялась в жесткой привязке доходов населения к объему производимых потребительских благ и услуг.

 Высокая степень государственной  социальной защиты населения,  правда, на весьма примитивном  уровне, что проявлялось в обеспечении бесплатного образования, здравоохранения, льготном предоставлении жилья и т.п. Действительно, большие первоначальные достижения в этой области постепенно становились все менее впечатляющими в связи с относительным сокращением средств на указанные цели.

На практике формирование и развитие плановой экономики и в России и в других странах было всегда «привязано» к строительству социализма, что как бы дополнительно отличало страны с плановой экономикой от всех других стран.

Длительное существование  плановой экономики, особенно в России, объясняется тем, что, во-первых, плановая экономика, действительно, обладает рядом внешне положительных сторон, во-вторых, существованием условий, в которых они реализуются.

Эти стороны плановой экономики: способность к значительной концентрации ресурсов, защита от социально-экономического воздействия, быстрота действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнозирования и т.п. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих преимуществ: относительная простота структуры производства, соответственно небольшое количество хозяйственных связей, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого действует энтузиазм, порожденный социалистической идеей и выступающий стимулом к труду. Преходящий характер этих условий, нарастающий по мере усложнения народного хозяйства, повышения роли интенсивных процессов в экономике, творческой активной роли человека в производстве означает, что по мере их исчезновения нарастает и кризис плановой экономики.

Кризис плановой экономики  — кризис ее как системы. Сущность его — неспособность плановой экономики обеспечивать эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономике; соответственно способность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь интенсивного роста; низкий уровень народного потребления и растущее отставание в этой области от стран рыночной системы; подавление тоталитарным режимом в человеке творческих начал, инициативы, внутренней мотивации в труде, что особенно важно в современных условиях; растущая неконкурентоспособность стран плановой системы на мировом рынке и т.д.

Вышесказанное означает, что  кризис плановой экономики возник постепенно. Уже в 50-е годы в России предпринимаются  серьезные попытки усиления стимулирования работников сельского хозяйства; в целях развертывания местной инициативы создаются Советы народного хозяйства в рамках отдельных областей или их групп. Реформы середины 60-х годов возвращают планирование и управление к отраслевому принципу, ставя целью расширить самостоятельность первичных производственных звеньев — предприятий. Попытки усовершенствовать плановую систему хозяйствования предпринимаются в 70 и 80-е годы. Это были попытки преодоления ее нарастающего кризиса. Реформы не принесли успеха: все предпринимаемые прогрессивные нововведения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плановой экономики. Историческая практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход — отказ от плановой системы, ее замена системой другой.

Плановая экономика как  директивно направляемая ограничивала возможности отдельных предприятий в развитии их инициативы, более полном и эффективном использовании ресурсов, поощрении работников и т.п. Следовательно, необходимо освободить производителей от тотальных команд, провести в этом смысле «разгосударствление» экономики, превратить каждое звено в самостоятельного субъекта хозяйствования, ведущего свою деятельность для удовлетворения спроса на основе риска, ответственного за ее результаты.

        В условиях плановой экономики  рынок принимает весьма своеобразные формы. При разной степени централизации и национализации производства, ресурсов рыночные отношения либо разрешались, однако, жестко регулировались, либо устранялись вовсе.  Это сводилось к тому, что движение денежного обращения, трудовых ресурсов, товаров регулировалось государственными органами, исключая самостоятельность принятия решений частными субъектами.


В период Новой экономической  политики СССР были приняты меры по ослаблению государственного регулирования. Это выражалось в разрешении мелкого  и среднего частного производства, найма работников и других элементов рыночной экономики. При этом государство играло главенствующую роль в тяжелой промышленности. НЭП способствовал подъему производства.

И при НЭПе и при жестком плановом регулировании рынок, как экономическая категория, имел лишь единичные особенности, так как сама плановая экономика не предусматривала ведение рыночного хозяйствования.

 

3.1.Теория государственного регулирования Кейнса

Важно отметить теорию государственного регулирования Дж. Кейнса. Он признал ведущую роль государства в регулировании национального хозяйства. При этом речь идет о государстве не как о политическом институте (органе власти), а о государстве как экономическом институте - хозяйствующем субъекте. 
    Центральная задача государства, по Дж. Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем "эффективного спроса", ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) платежеспособную потребность населения в предметах потребления и б) спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства). В результате эффективный спрос выражается как в увеличении занятости и повышении благосостояния населения, так и в росте прибылей фирм. 
 
В кейнсианском учении впервые на государство стали возлагаться экономические функции. Они были связаны с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство и государственных расходов на эти и другие социально-экономические цели. 
 
    Как известно из начальных тем, чтобы расширить спрос, государство в странах Запада провело огосударствление значительной части национальной экономики. Государство стало владельцем многих новейших отраслей промышленности, предприятий производственной инфраструктуры (добыча угля, производство электроэнергии, транспорт и т. п.) и учреждений социальной сферы. Правительства организовали разработку рекомендательных планов и программ социально-экономического развития и, создав большой и устойчивый государственный рынок, привлекли крупный бизнес к выполнению своих заказов, приносивших высокие прибыли. 
    

Кейнсианство впервые  раскрыло структуру макроэкономического  спроса, в том числе расходов на экономику, производимых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги.

 

4.Рыночная экономика

Рыночная экономика - экономическая  система, в которой роль основного  регулятора экономических отношений  играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Неотъемлемыми предпосылками  рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая  свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая  самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

    Рыночное хозяйство как экономическая система, независимо от конкретных форм его проявления, реализуется на основе ряда принципиальных черт:

  • Частная собственность на инвестиционные ресурсы
  • Свобода в принятии экономических решений (свобода предпринимательства)
  • Приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм)
  • Наличие свободной конкуренции (как механизма, обеспечивающего равенство прав производителей и потребителей, а также баланс между интересами личности и общества)
  • Опора на механизм саморегуляции (в основе которой лежит система взаимной адаптации субъектов рынка)
  • Социальное неравенство (в рыночной системе выигрывают, как правило, наиболее активные субъекты; не обладающие должным потенциалом остаются в проигрыше)
  • Рыночная направленность деятельности государства (осуществляющая коррекцию рыночных издержек)

Главной, определяющей чертой рыночной экономики и фундаментом этой системы является, безусловно, преобладание в ней частной собственности. При всей значимости прочих черт все они - в большей или меньшей степени - являются производными от частной собственности.

Собственность представляет собой отношения людей по поводу присвоения материальных благ. Понятие «отношения собственности» включает в себя два аспекта:

  • субъект-объектные отношения человека с вещью (что он с ней может и другими людьми (какие права и сделать, а что - нет)
  • субъект-субъектные отношения, возникающие между собственником и другими людьми (какие права и сделать, а что - нет) обязанности собственник имеет по отношению к окружающим)

Информация о работе Категория «рынок» в различных экономических системах