Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:42, контрольная работа
Целью данной работы является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении данного показателя.
Для достижения поставленной цели выбраны следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием и показателями качества жизни;
2. Анализ факторов, влияющих на качество жизни;
3. Выявление проблем и пути их решения в России.
2 Благосостояние россиян на современном этапе
2.1 Составляющие системы обеспечения жизнедеятельности населения
Из семи интегральных свойств качества жизни можно проанализировать те, которые чаще всего используются при расчетах: качество населения и уровень благосостояния.
1. Качество населения.
По рассмотренным в первой части работы свойствам, составляющим среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, предоставлены данные по уровню рождаемости и смертности населения за некоторый период времени [11].
По данным таблицы 1 видно, что, начиная с 2007 года, уровень рождаемости начинает повышаться. Во многом это повышение зависит от появления такой «социальной поддержки» как материнский (семейный) капитал. Основной сущностью материнского капитала является его социальная помощь в виде денежного довольствия (сумма в размере 343 тысячи 378 рублей 80 копеек). Преимущества следующие:
- если до введения материнского
капитала, пока мама сидит с
ребенком, накопительная часть ее
будущей пенсии не формируется,
- многие семьи улучшают свои
жилищные условия, что
Снижение следующего показателя - уровня смертности, можно объяснить тем, что государство стало больше внимания уделять уровню и качеству жизни населения через разнообразные программы, такие как: повышение уровня пенсионного обеспечения, социальная поддержка многодетных и малообеспеченных семей, программы по снижению уровня бедности и т.п.
2. Благосостояние.
Для характеристики благосостояния можно проанализировать данные о численности населения, с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [11].
Из таблицы 2 видно, что, например, в 2009 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 45,7 человек. Видно, что существует тенденция к снижению бедности. Существенное увеличение произошло в основном из-за повышения уровня пенсионного обеспечения до прожиточного минимума. Значит, можно сказать, что государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.
2.2 Рейтинг России по индексу развития человеческого потенциала
Необходимо проанализировать, на каком месте находится Россия по отношению к странам мира и от чего это может зависеть.
Из таблицы 3 видно, что с каждым годом Россия, по своему рейтингу, отходит все дальше и дальше от стран с очень высоким ИРЧП (всего рассматривалось 169 стран). Если в 1980 - 1990 годах Россия входила в тридцатку стран по ИРЧП, то начиная с 1993 года опустилась в середину списка стран мира, это связано с ухудшением всех трех показателей (продолжительность жизни, уровень образования, ВВП), особенно долголетия и ВВП на душу населения.
Следует отметить, что основные показатели качества жизни большинства стран мира за эти годы росли, а у России снижались, топтались на месте или слегка временно поднимались с ростом цен на нефть.
В 2009 году Россия заняла 71-е место, поднялась на две ступени относительно 2008 г. в основном благодаря нефтегазовым доходам. 2008 год стал рубежом, пиком роста нефтегазовых доходов (средняя цена за нефть составляла 69 долларов за баррель, доходы от экспорта нефти - 220 миллиардов долларов).
ИРЧП России все-таки вырос и наконец-то превысил заветные 0,8 (уровень = 0,802). То есть Россия стала относиться к странам с высоким уровнем ИРЧП. Сейчас РФ занимает место между Боснией и Албанией. Россию отличает высокий уровень образования населения (как наследие СССР) и низкая продолжительность жизни (по данному показателю Россия в 2003 году занимала 135-е место, уступая даже таким странам как Шри-Ланка, Сальвадор, Никарагуа и Ирак).
В 2009 году Россия опережает Бразилию (75-е место), Турцию (79-е место), Казахстан (89-е место) и Украину (85-е место). В то же время Россия уступает Албании (70), Белоруссии (68), Венесуэле (58), Кубе (51), а также прибалтийским республикам - Латвии, Литве и Эстонии (48, 46 и 40 места, соответственно). Отставание России от этих стран (за исключением прибалтийских) в основном связано с низким показателем средней продолжительности жизни. Например, у белорусов ВВП на душу населения 10,8 против 14,7 тысяч долларов в РФ. Но средняя продолжительность жизни составляет 69 лет против российских 66,2. У украинцев этот показатель равен 68,2 лет, а у грузин - 71,6. У прибалтийских стран лучше все показатели. Лидируют в рейтинге по ИРЧП Норвегия, Австралия, Исландия, Канада, Ирландия, Нидерланды, Швеция, Франция, Швейцария и Япония (первая десятка).
Что касается Соединенных Штатов, то десять лет назад они входили в почетную десятку и занимали второе место (Канада, США, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Франция, Нидерланды, Япония и Новая Зеландия). Некоторые из этих стран сохранили свои места в первой десятке, лишь меняя номер места, а вот США, кажется, впервые за свою историю вылетел из «топ-десятки» и находиться сейчас лишь на 12-ом месте.
Таким образом, наиболее общим и популярным показателем и индикатором качества жизни и уровня развития стран мира является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который зависит от трех показателей: продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения.
2.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.
В числе приоритетных задач в 2009 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.
Целями программы являются:
- содействие гражданам,
- содействие улучшению условий
жизни пожилых людей и
- содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.
Реализация основной цели Программы достигается решением следующих задач:
- предоставление единовременной
адресной материальной помощи
гражданам, находящимся в
- предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным отоплением, требующим ремонта;
- оказание дополнительных мер
социальной поддержки для
- компенсация расходов на
- создание условий для участия
ветеранских организаций в
Реализация долгосрочной целевой программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.
Конечным результатом
Таким образом, из проведенного анализа,
можно сделать следующие
- качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.
- по индексу развития
- государством принимаются
Заключение
Качество жизни населения
Категорию «качество жизни» сводят к семи интегральным свойствам: качество жизни и благосостояние - это основные составляющие, условия жизни населения, информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.
Наиболее общим и популярным
показателем и индикатором
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня.
Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от статистических, социологических, экономико-математических факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.
Что касается индекса развития человеческого потенциала, то можно сказать, что хотя Россия и находится на 71 месте по своему рейтингу, она все же достигла отметки 0,8 и стала относиться, по принятой классификации, к странам с высоким уровнем развития. Но отметка хоть и достигнута, государству все же необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, чтобы Россия могла подняться выше по рейтингу.