Классическая политическая экономия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является классическая политическая экономия, предметом исследования – экономические идеи представителей классического политического направления.
Цель моей работы заключается в том, чтобы охарактеризовать одно из направлений в истории экономических учений, а именно классическую политическую экономию: общие признаки, характеризующие данное направление, ее наиболее известных представителей и их вклад в экономическую науку.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика классического направления политической экономии…………………………………………………………………………...4
Сущность учений классического направления……………………………...4
Этапы эволюции классического направления………………………………6
Глава II. Первый этап классической политической экономии……………….10
2.1 Уильям Петти – родоначальник классической политической экономии в Англии……………………………………………………………………………10
2.2 П.Буагильбер – основоположник классической политической экономии во Франции……………………………………………………………………….12
2.3 Экономическое учение Ф.Кенэ……………………………………………..13
Глава III. Второй этап развития классической политической экономии……14
3.1 А.Смит – центральная фигура классической политической экономии….14
3.2 Особенности в методологии исследований А.Смита…………………….14
Глава IV. Третий этап развития классической политической экономии…….19
4.1 Экономическое учение Д.Рикардо………………………………………….19
4.2 Экономическое учение Ж. Б. Сэя…………………………………………...21
4.3 Экономическое учение Т. Мальтуса………………………………………..22
Глава V. Четвертый этап развития классической политической экономии…24
5.1 Экономическое учение Дж.С.Милля……………………………………….24
5.2 Экономическое учение К.Маркса………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_teoria.docx

— 73.73 Кб (Скачать файл)

4.3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ  Т. МАЛЬТУСА

Томас Мальтус (1766–1834) родился в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. С 1793 г. стал преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованиям проблем взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

Т. Мальтус вошел в историю экономической мысли как человек одной идеи, одного закона, «Закона народонаселения» (1798 г.). Его взгляды характеризует непоследовательность, некорректность посылок.

Суть закона народонаселения: население растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической. Биологическая способность к размножению у человека превосходит его способность увеличивать продовольственные процессы.

Сама эта способность к воспроизводству ограничивается наличными продовольственными ресурсами. В качестве данных для подтверждения своего закона Мальтус брал темпы роста населения в Северной Америке, где население росло за счет иммиграции, а не за счет естественных факторов. Книга Мальтуса имела успех. В работе Мальтус показывает жесткую зависимость населения от продовольственных ресурсов общества и тем самым, затем обосновывает теорию заработной платы, определяемой прожиточным минимумом.

Причина бедности, по его мнению, заключается в том, что прирост населения отстает от прироста продовольствия. Это легло в основу соответствующей экономической политики. Зарплата должна определяться прожиточным минимумом. Под прожиточным минимумом понимается минимальное количество средств для поддержания физического существования.

По его мнению, если зарплата в силу роста спроса на труд увеличится, т. е. превысит прожиточный минимум, «неумеренная склонность к размножению» приведет к росту населения, предложение труда увеличится и зарплата опять вернется к исходному уровню. Нищенский уровень жизни рабочих определяется не социальными условиями, а естественными, биологическими законами.

Мальтус выступал против «закона о бедных» и увеличении зарплаты. Он утверждал, что невозможно увеличивать средства существования теми же темпами, которые свойственны росту населения, так как, во-первых, ресурсы ограничены; во-вторых, дополнительные вложения труда и капитала будут обеспечивать все меньший прирост, так как с ростом населения в обработку вовлекаются земли худшего качества («теория убывающего плодородия» – прообраз теории «убывающей предельной производительности»).

Теория перепроизводства Мальтуса заключается в следующем: совокупный спрос недостаточен для приобретения всей товарной массы по ценам, покрывающим издержки, поскольку рабочие будут не в состоянии купить созданный им продукт, и предприниматели (бережливые и склонные к накоплению)не помогут разрешить данную проблему. Это может смягчить непроизводительное потребление земельных собственников.

Заслуга Мальтуса заключается в том, что он поставил вопрос о проблемах реализации созданного продукта.5

 

 

 

ГЛАВАV

 ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ  КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

5.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ  ДЖ.С.МИЛЛЯ

Джон Стюарт Милль (1806—1873) — один из завершителей классической политической экономии и «признанный авторитет в научных кругах, чьи исследования выходят за пределы технической экономики».

Между тем позиции, принимаемые как «логический вывод» из учения Д.Рикардо, и позиции, демонстрирующие творческие достижения непосредственно Дж.С. Милля, сосредоточены в основном в его лучшем труде, полное наименование которого «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии».

Как видно уже из книги I пяти книг, Дж.С. Милль принял рикардианский взгляд на предмет политической экономии, выдвинув на первый план «законы производства» и «законы распределения». Причем в последней главе книги III автор «Основ» почти повторяет своих предшественников по «школе», указывая, что «в экономическом развитии нельзя не считаться с возможностями сельского хозяйства».

В области методологии исследования Дж.С. Милля очевидно как повторение достигнутого классиками, так и существенное поступательное продвижение. Так, в седьмой главе книги III он солидаризируется со сложившейся концепцией «нейтральности» денег, и в ряде последующих глав этой книги несомненна его приверженность количественной теории денег. Отсюда из-за недооценки функции денег как меры ценности товарного запаса Дж.С. Милль дает упрощенную характеристику богатства. Последнее, на его взгляд, определяется как сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ.

В то же время специфичным для методологии автора «Основ» является противопоставление законов производства и законов распределения. Первые, как он полагает, неизменны и заданы техническими условиями, т.е. наподобие «физических истин» они имеют характер, «свойственный естественным наукам», «в них нет ничего, зависящего от воли». А вторые, поскольку ими управляет «человеческая интуиция», таковы, «какими их делают мнения и желания правящей части общества, и весьма различны в разные века и в разных странах». Именно законы распределения, на которые влияют «законы и обычаи данного общества», предопределяют персональное распределение собственности посредством распределения доходов между «тремя основными классами общества».

Качество образования, по Миллю, выявляется не сразу, и чтобы не позволить правительству «лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста», им рекомендуется не общедоступное государственное образование, а система частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста. Государственные школы, по его мнению, могут быть исключением только для отдаленных районов. Общественный образовательный минимум, поставленный на частную основу, полагает автор «Основ», необходимо сочетать с системой государственных экзаменов (взимаемый с родителей налог за неуспех на экзамене явится компенсацией за продолжение образования), вменив в обязанность государства обеспечение «денежной поддержки начальной школы».

Таким образом, отметим необходимость определения в процессе организации исследования конкретной рыночной ситуации соответствующего отношения к собственности, как со стороны экономиста-исследователя, так и в самом экономическом явлении. Данное положение выступает фактором, определяющим характер связи частей интересующего явления. При этом обязательным является фиксация критерия оценки результатов исследования. Наиболее точно данная проблема отражается в исследовании периода зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилисты, физиократы, английская классическая школа, ранние представители социализма и т.д.).6

5.2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ  К.МАРКСА

Карл Маркс (1818-1883) – один из завершителей классической политической экономии – оставил очень существенный след в экономической мысли нашего общества. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем – они описаны во взаимосвязи с философскими, социологическими и политическими проблемами.

К середине XIX в. обострилась борьба между трудом и капиталом. Пролетариат выступил в ряде стран в качестве самостоятельной силы: во Франции в 1831 и 1834 гг. — восстание лионских ткачей; в Англии в 30-х годах — начало чартистского движения. Выступления рабочих были направлены против капиталистической системы. В 40-х годах XIX в. центр революционного движения пролетариата переместился в Германию: в 1844 г. — восстание силезских ткачей, где и возник марксизм. Марксизм, родоначальниками которого были немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс, — это учение рабочего класса.

По признанию самого К. Маркса, методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита-Рикардо, немецкой классической философии Гегеля-Фейербаха и французского утопического социализма. У первых представителей он заимствовал в числе прочих трудовую теорию стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, понятие производительного труда и др.; у вторых — идеи диалектики и материализма; у третьих — понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества.

Центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция о базисе и надстройке, о которой он заявил в 1859 г. в «Критике политической экономии». Основная идея концепции заключается в том, что в общественном производстве люди вступают в определенные необходимые отношения — производственные отношения, которые не зависят от их воли и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройки и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, считал Маркс, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

В концепции о базисе и надстройке сделана попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом диалектики производительных сил и производственных отношений. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными не позволили понять представителям классической политической экономии, которые, собственно, открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

По убеждению К. Маркса, капитализм исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, превратившемся лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы.

В доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам.

Свое исследование в «Капитале» (1861-1863 гг.) Маркс начинает с изучения товара — элементарной клеточки капиталистического производства.

Выявив двойственный характер труда — абстрактность и конкретность, — Маркс формулирует противоречие товара и труда, его создающего. Наличие этого противоречия предопределяет противоречия во всей капиталистической системе хозяйства. Отсюда — неизбежность экономических кризисов перепроизводства.

Стоимость, по Марксу, равна сумме следующих составляющих:

W = C + V+ M,

C — постоянный капитал;

V — переменный капитал;

M — прибавочная стоимость.

Прибавочная стоимость — это стоимость, создаваемая сверх стоимости рабочей силы.

С — старая стоимость, воплощенная в затратах капитала на машины и оборудование, участвующие в производственном процессе.

(V + М) — вновь созданная  трудом рабочего стоимость. V —  капитал, затраченный на покупку  рабочей силы.

Подразделяя капитал на постоянный и переменный, Маркс имел в виду специфику участия их в процессе создания прибавочной стоимости: прибавочную стоимость создает только переменный капитал.

Норма эксплуатации определяется как отношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом:

m' = (m / v) * 100 %.

Новым в теории капитала К. Маркса является введение понятия «органическое строение капитала», которое представляет собой соотношение между постоянным и переменным капиталом (С/V). С ростом технического вооружения труда уменьшается доля рабочих в капитале, следовательно, уменьшается переменный капитал и растет органическое строение капитала. В результате этого появляется резервная армия труда — безработные.

Кроме того, Маркс полагал, что норма прибыли имеет тенденцию к понижению из-за уменьшения в общем капитале доли переменного капитала, обусловленного накоплением капитала.

Таким образом, капитализм характеризуется экономическими кризисами, безработицей, снижением эффективности и поэтому должен быть заменен социализмом.

Маркс доводит до логического конца трудовую теорию стоимости, утверждая, что поскольку в основе стоимости лежит труд, то рабочим должны по праву принадлежать все материальные блага общества, созданные их трудом. Но так как капиталисты добровольно не откажутся от принадлежащих им средств производства, рабочие должны изъять их в ходе революции.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней.

Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.

Информация о работе Классическая политическая экономия