Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:21, курсовая работа
Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Конкуренция. Функции и методы конкуренции…………………………….5
1.1. Понятие конкуренции……………………………………………………….5
1.2. Функции конкуренции………………………………………………………8
1.3. Методы конкуренции……………………………………………………….10
2.Формы конкуренции…………………………………………………………..14
2.1. Совершенная конкуренция………………………………………………...14
2.2. Монопольная конкуренция………………………………………………...19
2.3. Олигополия………………………………………………………………….21
2.4. Чистая монополия…………………………………………………………..23
3. Роль конкуренции в системе рыночных отношений………………………28
3.1. Значение конкуренции в рыночной экономике…………………………..29
3.2. Антимонопольная политика………………………………………………..29
3.3. Особенности конкуренции в России……………………………………....30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы………………………………………….......40
В зависимости от того, насколько монополизированы все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление, различаются пять основных форм монополистических объединений. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие монополистические объединения - картели и синдикаты.
Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле (квоте) каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется трест – объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Еще более высокой формой является концерн. Многоотраслевой концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
3.Роль конкуренции в системе рыночных отношений
3.1.Значение конкуренции в рыночной экономике
Реально сложившаяся практика
экономической жизни в мире показывает,
что рынок и, более мощный и действенный,
чем любой иной фактор её движения. Эффективность
функционирования рынка тем выше, чем
активнее конкуренция и чем лучше условия
для её проявления. Конкуренция требует
определённого, желательно оптимального
сочетания экономических, технологических
и социальных предпосылок. Нарушение этого
условия затрудняет проявление конкуренции
и даже сводит её на нет. Итог - застой в
экономике, снижение её эффективности,
возможное падение жизненного уровня
населения страны. Отсутствие ’’нормальной’’
конкуренции, её разрушительное либо,
напротив, слабое проявление- чёткий индикатор
явного неблагополучия на рынке, появления
’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное
положение участников экономических отношений
— продавцов и покупателей. Равноправие
создается и поддерживается свободой
выбора: покупатель имеет возможность
выбрать определенного контрагента из
нескольких или многих продавцов какой-то
необходимой ему продукции, такая же возможность
имеется и у продавца — добровольно решить
вопрос о географическом месте, времени
и условиях предложения своего товара.
Возможность выбора — это возможность
влияния на контрагента. Если, например,
вас не устраивает качество показа фильмов,
репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете
"наказать" это предприятие, отказав
ему в посещении, стать регулярным клиентом
другого кинотеатра, отдавая теперь именно
ему свои денежные голоса. Если так, как
вы, поступят многие любители кино, то
кинотеатр-неудачник окажется в довольно
трудном положении. Таким образом, конкуренция
оказывается влиятельным инструментом
воздействия одной стороны обмена
на другую.
Во-вторых, конкуренция создает одно из
главных условий, необходимых для эффективного
выполнения ценой координирующих функций.
Свободное ценообразование — это основной
элемент рыночного механизма, а значит,
можно утверждать, что конкуренция является
условием жизнеспособности всей рыночной
системы. Только в условиях конкуренции
рынок может эффективно выполнять функции
распределения ресурсов и конечных товаров.
Рынок как саморегулирующаяся система
действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция выступает как
контрольная система эффективности частного
предпринимательства. Конкуренция проверяет
бизнес на степень его соответствия общественным
интересам. Не все предприятия эту проверку
выдерживают, в результате конкуренции
происходит непрерывная выбраковка неэффективных
структур, т. е. определенная часть хозяйствующих
субъектов вынуждена покинуть "поле
экономической игры". В таком случае
конкуренция подобна предъявлению красной
карточки провинившемуся игроку
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность
в совершенствовании экономических ресурсов,
их производственных комбинаций, снижении
издержек на единицу выпускаемой продукции,
научно-техническом обновлении производства.
Например, денежные доходы многих людей
связаны с предложением такого экономического
ресурса, как трудовые способности. Привлечение
того или иного работника, цена трудовых
услуг — заработная плата — в условиях
конкуренции зависят от качества трудовых
способностей. Как правило, более высокие
конкурентные позиции работника приносят
ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий
человек не может не заботиться о качестве
своего ресурса – труда.
Предприятия ведут ценовую и неценовую
конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать
большую сумму денежных голосов покупателей,
нужно снижать издержки, совершенствовать
качество выпускаемой продукции, думать
над ее новыми моделями, технологическими
изменениями, повышать уровень образования
работников, активно взаимодействовать
с наукой, изыскивать новейшие научно-технические
разработки.
3.2.Антимонопольная политика
Относиться к монополизму
однозначно отрицательно
3.3. Особенности конкуренции в России
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю
Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Для нормального функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо: в первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:
1.Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
2.Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
3.Малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Особенности антимонопольной политики в России.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.
Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Тамошние монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
1) прямое разделение монопольных структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.
Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, главков, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации. Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий.
Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций. В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы.
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».
Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.
Информация о работе Конкуренция: ее основные формы, методы и роль в системе рыночных отношений»