Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие конкуренции в экономической науке………………….5
1.1. Функции конкуренции………………………………………………8
1.2. Виды конкуренции………………………………………………….11
Глава 2. Социально-экономические последствия конкуренции………14
2.1 Экономика Российской Федерации и конкуренция. ……..………14
2.2. Последствия конкуренции …………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк..docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Федеральная антимонопольная  служба считает целесообразным следующее: 1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями. 2) Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций государству. 3) Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний. 4) Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций. 5) Введение моратория на создание новых государственных корпораций. 6) Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

На сегодняшний день в  Российской Федерации имеются три  крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

1) Угроза сохранения власти  естественного монополиста в  потенциально конкурентных сегментах  и его экспансия на смежные  рынки.

2) Угроза, связанная с  недостаточным инвестированием  в целевые производственные мощности  и инфраструктурный комплекс  естественной монополии.

3) Угроза роста ценового  давления на экономику со стороны  естественных монополий вследствие  их сохраняющейся неэффективности.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными  монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном  комплексе Российской Федерации  в целом, а, следовательно, и уровень  конкурентоспособности экономики  страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий  росли существенно более высокими темпами роста по отношению к  сводному индексу потребительских  цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации  в 2000-2007 гг.

В связи с изложенным Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.7

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие  как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль  может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

На сегодняшний день в  Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых  наиболее остро стоит проблема антикартельного  регулирования: оптовая и розничная  торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

Раскрытие картелей является самой трудной задачей антимонопольной  политики, поскольку создаются они  тайно и выявить их наличие  можно только с помощью оперативно-розыскных  мероприятий. Средняя продолжительность  картеля в мировой экономике  составляет 6 лет, некоторые картели  длятся 10 и более лет. В 2007 году в  Российской Федерации появились  такие инструменты борьбы с картелями  как оборотные штрафы и программа  смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Однако абсолютной необходимостью является расширение оперативно-розыскной деятельности. В европейской модели антимонопольной политики такие полномочия имеются у всех антимонопольных органов; в американской - действует антитрастовый департамент Министерства юстиции, возглавляемый заместителем генерального прокурора.

Безусловно, необходимо дальнейшее развитие антимонопольного законодательства в части регламентации процедуры  применения «программы смягчения»; разработки групповых исключений в соответствии со ст. 13 закона «О защите конкуренции»; повышения санкций с 15% до 30% выручки  компании на соответствующем рынке. Однако, декартелизация рынков невозможна без постановки задач по развитию конкуренции и демонополизации  экономики перед всеми ведомствами, включения их в целевые программы. Необходимо проведение государственной  экономической и промышленной политики, направленной на развитие конкуренции  в экономике:

  • снижение барьеров входа на рынки (в первую очередь административных и инфраструктурных);
  • открытие рынков для международной конкуренции (при условии параллельного повышения конкурентоспособности отечественной промышленности);
  • развитие транспортной инфраструктуры для ликвидации барьеров для межрегиональной торговли и расширения границ рынков.

К сожалению, сохраняется  очевидное пренебрежение со стороны  органов власти к антимонопольному законодательству, как регулятору рыночных отношений, что выражается: во-первых, в значительном количестве дел ФАС  России против органов власти; во-вторых, в значительном объеме повторных  нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, которые в 2007 г. составили 22 % в общем количестве выявленных  нарушений.

В связи с изложенным, ФАС России считает необходимым:8

- реализацию специальной  программы мер «Предупреждение  и пресечение нарушений антимонопольного  законодательства со стороны  органов власти и местного  самоуправления» в рамках основных  направлений деятельности ФАС  России на 2008-2010 годы;

- ужесточение контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства, в том числе формирование практики применения пункта 2.1 статьи 19.5 КоАП по дисквалификации должностных лиц, допустивших неисполнение предписания антимонопольного органа;

- внесение изменений в  Федеральный закон от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части статей 15-21, направленных  на ужесточение правовых основ  антимонопольного регулирования  в отношении органов власти;

- активизацию практики  адвокатирования конкуренции в органах власти.

 

2.2. Последствия  конкуренции

 Монополия.

Одной из главных задач, которые  решает государство в рыночной экономике  является поддержка конкуренции. Конкурентная среда - важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями  мешают монополии. Даже в странах  с развитой конкуренции на долю монополизированного  рынка приходится от трех и более  процентов валового национального  продукта.

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслям. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.

Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

Причины монополий:

Существует несколько  возможных причин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии  делят условно на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая  фирма в отрасли будет производить  благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших  фирм.

Причиной такого положения  может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем  ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может  объясняться особенностями технологических  условий производства. Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы. Сама возможность существования такой "дорогой" фирмы, как метрополитен, объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом количестве пассажиров этой платы хватает на покрытие затрат.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в  отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель  некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые = если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

Причиной может быть обладание  уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет  единственным источником минеральной  воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания  таким секретом могут быть разными = фирма может сама открыть эту  технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.9

В любом случае при естественной или искусственной монополии  другие фирмы в отрасли появиться  не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.110

 

Формы монополий:

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

 

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

На конкурентном рынке  цена равна предельным издержкам, а  монопольная власть предполагает, что  цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует  ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм.

Необходимость антимонопольной  политики

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает  монополию, которая меняет условия  конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия