Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:49, дипломная работа
Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ
1.1.Роль конкуренции в экономической жизни
1.2. Государственные рычаги стимулирования конкуренции
1.3. Конкуренция и право
1.4. Развитие антимонопольного законодательства
1.5. Законодательство о недобросовестной конкуренции
Глава 2. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1. Понятие и условия возникновения конкуренции.
2.2. Функции конкуренции.
2.3. Виды конкуренции
Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Правовое регулирование конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке в РФ.
Глава 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Глава 5. ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Защита от монополистической деятельности преследует в основном интересы всего общества. Защита от недобросовестной конкуренции, наоборот, выражается, прежде всего, в защите частных интересов хозяйствующих субъектов - конкурентов. В данном институте превалирует тенденция защиты частных интересов, хотя пресечение недобросовестной конкуренции благоприятно сказывается на конкурентном правопорядке в целом и в этом смысле положительно влияет на публичные интересы.
Статья 10 Закона
устанавливает формы
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
• некорректное
сравнение хозяйствующим
• продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
• получение, использование,
разглашение информации, составляющей
коммерческую, служебную тайну и
охраняемую законом тайну.
В п.1 ст.5 Закона о конкуренции закреплен
запрет злоупотребления хозяйствующим
субъектом (группой лиц) доминирующим
положением на рынке. Этот запрет касается
действий, которые имеют либо могут иметь
своим результатом ограничение конкуренции
и (или) ущемление интересов других хозяйствующих
субъектов14.
Доминирующим
положением (ст.4 Закона о конкуренци)
является исключительное положение
хозяйствующего субъекта или нескольких
хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя,
либо взаимозаменяемых товаров, дающее
ему (им) возможность оказывать решающее
влияние на общие условия обращения товара
на соответствующем товарном рынке или
затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим
субъектам. Доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта, доля которого
на рынке определенного товара составляет
65 процентов и более, за исключением тех
случаев, когда хозяйствующий субъект
докажет, что, несмотря на превышение указанной
величины, его положение на рынке не является
доминирующим. Доминирующим также признается
положение хозяйствующего субъекта, доля
которого на рынке определенного товара
составляет менее 65 процентов, если это
установлено антимонопольным органом,
исходя из стабильности доли хозяйствующего
субъекта на рынке, относительного размера
долей на рынке, принадлежащих конкурентам,
возможности доступа на этот рынок новых
конкурентов или иных критериев, характеризующих
товарный рынок. Не может быть признано
доминирующим положение хозяйствующего
субъекта, доля которого на рынке определенного
товара не превышает 35 процентов.
Все предприятия, имеющие на рынке определенного
товара долю более 35%
заносятся в специальный реестр (региональный
и федеральный рынок).
Назначение реестра состоит в подготовке
информационной базы данных о крупнейших
субъектах рынка для осуществления государственного
контроля за соблюдением ими антимонопольного
законодательства.
Закон предусматривает
следующие формы
• изъятие товаров из обращения, целью
или результатом которого является создание
или поддержание дефицита на рынке либо
повышение цен;
• навязывание контрагенту условий договора,
не выгодных для него или не относящихся
к предмету договора (необоснованные требования
передачи финансовых средств, иного имущества,
имущественных прав, рабочей силы контрагента,
согласие заключить договор лишь при условии
внесения в него положений, касающихся
товаров, в которых контрагент не заинтересован,
и других);
• создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
• создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
• нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
• установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
• сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
• необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Однако этот перечень не является исчерпывающим15. Антимонопольный орган (сейчас - Федеральная антимонопольная служба – ФАС России) вправе применять к хозяйствующему субъекту меры воздействия в случаях, прямо не указанных в ст.5 Закона о конкуренции, если действия этого субъекта ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов и граждан. Тем не менее, даже наличие неблагоприятных последствий от злоупотребления доминирующим положением не всегда влечет ответственность. В соответствии с п.2 ст.5 Закона о конкуренции, в исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, приводящие к злоупотреблению доминирующим положением, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Статья 6 Закона о конкуренции устанавливает запреты на различные виды сговоров хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное влияние на конкуренцию. Существует две формы сговоров: соглашения и согласованные действия. Соглашения представляют собой договоренность между несколькими хозяйствующими субъектами о координации отдельных направлений предпринимательской деятельности. Такая договоренность может быть гласной и негласной, существовать как в устной, так и в письменной форме, в том числе закрепляться гражданско-правовым договором. Согласованные действия – это поведение, обладающее большим сходством и необусловленными причинами, неподвластными воле его носителей (например, публично-правовыми запретами, таможенной или налоговой политикой). Если такие причины существуют, то речь идет только о параллельном поведении – одинаковой защитной реакции участников рынка на те или иные внешние факторы. Подобное поведение состава антимонопольного правонарушения не образует16.
Согласованные
действия носят скоординированный
характер и, как правило, являются итогом
и внешним проявлением
Соглашения, даже если они зафиксированы
на бумаге, держатся их участниками в большом
секрете и не раскрываются иным лицам
со ссылкой на коммерческую тайну. Узнать
о них можно лишь в случае предоставления
информации и соответствующих доказательств
одним из участников. Такая практика существует
в Европе и США. Она является своеобразной
разновидностью «сделки с правосудием»
и основывается на том, что участник-информатор
освобождается от ответственности. Учитывая
размер штрафов, налагаемых за нарушения
антимонопольного законодательства за
рубежом, некоторые компании пользуются
этой возможностью. К примеру, в 2002 году
отдельным решением Комиссии Европейского
Союза оштрафован германо-французский
производитель лекарственных средств
Aventis SA за сговор с немецкой компанией
Merck Kga A в отношении цен на метилглюкамин.
Сама же компания Merck Kga A избежала наказания,
поскольку именно она предоставила комиссии
сведения о существовании картеля.
Следует учитывать,
что в качестве сговоров могут
рассматриваться только соглашения субъектов, обладающих автономией
воли, финансовой и организационной независимостью.
В связи с этим нельзя рассматривать как
сговор отношения между основной и дочерней
компанией.
Сговоры запрещаются не только когда они
уже привели к негативным последствиям,
но и когда они приведут к таким последствиям
в будущем.
Предметом регулирования Федерального
закона «О защите конкуренции на рынке
финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. являются
отношения, влияющие на конкуренцию на
рынке ценных бумаг, рынке банковских
услуг, рынке страховых услуг и рынке иных
финансовых услуг и связанные с защитой
конкуренции на рынке финансовых услуг.
Государственное регулирование и контроль
за деятельностью субъектов естественных
монополий осуществляются на основе Федерального
закона «О естественных монополиях» от
17 августа 1995г.
Естественная
монополия (ст.3 ФЗ)17– состояние товарного рынка,
при котором удовлетворение спроса на
этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции
в силу технологических особенностей
производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на
единицу товара по мере увеличения объема
производства), а товары, производимые
субъектами естественной монополии, не
могут быть заменены в потреблении другими
товарами, в связи с чем спрос на данном
товарном рынке на товары, производимые
субъектами естественных монополий, в
меньшей степени зависит от изменения
цены на этот товар, чем спрос на другие
виды товаров.
Законом регулируется деятельность субъектов
естественных монополий в следующих сферах:
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
• транспортировка газа по трубопроводам;
• железнодорожные перевозки;
• услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
• услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
• услуги по передаче электрической энергии;
• услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
• услуги по передаче тепловой энергии.
Субъектами естественных монополий являются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественных монополий. Если эти лица осуществляют монополистическую деятельность (например, злоупотребляют своим доминирующим положением на товарном рынке) или допускают иные нарушения антимонопольного законодательства, то их деяния следует квалифицировать и пресекать в соответствии с нормами Закона о конкуренции на товарных рынках18.
Помимо специального законодательства,
нормы, определяющие антимонопольные
требования при осуществлении
В заключение хотелось бы отметить, что конкуренция является наиболее приемлемым средством регулирования основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения потребностей потребителей. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Смысл конкурентных отношений заключается в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы выявляются не только победители - счастливые соперники, приумножившие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, инфляция… Очевидно, что конкуренция не способна к саморегуляции в необходимой степени, поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное законодательное регулирование отношений, существующих в условиях конкуренции.
4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В условиях стремительного развития рыночных отношений как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях с каждым годом все более значимой становится проблема соперничества различных субъектов рынка. Борьба конкурентов обостряется, так как все они стремятся к достижению одной главной цели: любыми средствами сбыть свой товар или услуги и получить как можно большую прибыль. При этом порой не только игнорируются интересы государства и контрагентов, но и нарушаются права самого уязвимого и слабого субъекта рынка - потребителя. Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определения рамок, которыми необходимо ограничить деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб обществу в целом и его отдельным членам. При этом требуется найти равновесие между субъективными правами данного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц. Данную проблему призвано решать законодательство о недобросовестной конкуренции.
Что же такое "недобросовестная конкуренция"? Категория добросовестности активно применяется для целей гражданского права, но, к сожалению, ее легальное определение отсутствует, что порождает немало проблем на практике. Российский Гражданский кодекс обращается к названной категории при определении добросовестного владельца и приобретателя (ст. 302, 303); в частности, под добросовестным приобретателем подразумевается лицо, которое не знало и не могло знать, что приобретает имущество у неуправомоченного отчуждателя (п.1 ст.302). Категорию добросовестности законодатель употребляет в контексте условных сделок 19. В зарубежном законодательстве данная категория используется в основном применительно к исполнению обязательств. Требования того, чтобы обязательства были исполнены добросовестно, содержатся в § 242 Германского гражданского уложения, ст.762 ГК Португалии и ст.1134 Французского гражданского кодекса.
Ученые, как правило, также испытывают затруднения при попытке выяснить суть этой категории. Так, Е. Богданов исходит из поведения неуправомоченного лица20. В.В. Ровный21, опираясь на мнение В.П. Мозолина, определяет добросовестность как фактическую честность субъекта, осознание им правомерности своего поведения и соответствие последнего господствующим в обществе морально-этическим и нравственным нормам. Представляется, что это не вполне точно, так как поведение субъекта должно, в первую очередь, соответствовать правовым нормам, которые иногда не соответствуют морально-этическим требованиям. С точки зрения права нас в первую очередь интересует содержание правовых предписаний, а не такой довольно абстрактной категории, как морально-этические и нравственные нормы, истинное содержание которых подчас просто невозможно установить.
В.А. Белов приводит следующее определение добросовестных действий22: "добросовестное приобретение, осуществление, защита и прекращение субъективного гражданского права означает совершение данных действий в отношении субъективного права таким образом, чтобы при этом никому не причинялось вреда, не создавалось угрозы его причинения, а если динамика права невозможна без содействия третьих лиц - таким образом, чтобы необходимость в помощи, затраты и усилия, необходимые для ее оказания, были бы минимизированы". Если следовать логике этой дефиниции, то и удержание кредитором вещи можно счесть недобросовестным поведением только на основании того, что должнику такими действиями кредитора причиняется вред. Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, мы также вынуждены будем отнести к недобросовестным действиям. На наш взгляд, действия, разрешенные в качестве допустимой меры поведения законом, в принципе не могут считаться недобросовестными.