Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть роль конкуренции в современной экономической системе, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность конкуренции и её виды 5
2. Формы и методы конкурентной борьбы 14
3. Пути совершенствования конкурентных отношений в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-конкуренция и ее виды.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

     Итак, как правильно определить «своих» главных конкурентов — тех, на ком в первую очередь должно быть сфокусировано ваше внимание? 
Ваши прямые конкуренты — это компании, которые близки к вам:

     - по размеру бизнеса (объему выпускаемых товаров или количеству обслуживаемых клиентов);

     - по доле рынка, которую вы занимаете (у них такой же процент рынка или такая позиция, которой вы хотели бы достичь в следующем году);

     - по каналам продаж (например, работа с розницей);

     - по степени отстройки регулярного менеджмента и бизнес-процессов.

     Многие компании склонны считать своим главным конкурентом компанию, занимающую место, которое им самим хотелось бы занять в ближайшем будущем. Нет, это пока еще не конкурент, это только будущий соперник, который станет прямым конкурентом при грамотно расписанной на ближайшие три-четыре года стратегии и при наличии четкого плана, как его догнать. С одной стороны, нужно иметь светлую цель. С другой, попытка считать будущего конкурента реальным зачастую мешает компании реалистично мыслить, оценивать свои недостатки, ставить насущные цели и оценивать свои силы в гонке за лидером [15, c. 23].

     Еще одна особенность конкуренции по-российски состоит в том, что руководители компаний мыслят узко, в пределах «своего» рынка, и видят только прямых конкурентов. В результате банки соревнуются с банками, страховые компании — со страховыми компаниями. Казалось бы, логично? Да, но этого недостаточно как для предотвращения «нападения» на ваш бизнес, так и для совершения мощного рывка в стремлении опередить конкурентов. Ведь достаточно лишь задать себе вопрос: какую задачу решает клиент, обращаясь в мою компанию? Если честно ответить себе на него, обнаружится, что на периферии есть некоторое число конкурентов — реальных или потенциальных, которых сначала, как на волшебной картинке, не было видно, а теперь «проявились». Если потенциальный клиент банка поставил целью разместить в надежном месте свои деньги, то конкурентами банку в этот момент становятся и компании из других отраслей, — страховые компании, инвестиционные фонды. За клиента, решающего, как потратить свободное время, в одинаковой степени будут сражаться бары и рестораны, театры и спортивные залы, загородные пансионаты и учебные центры. Клиент, испытывающий жажду, будет выбирать не только между соками-конкурентами, но и между возможностью выпить чай, кофе, минеральную воду, слабо- или же сильноалкогольный напиток… 
«Непрямого» конкурента тоже надо видеть, предвидеть... Как показывает практика, компании, учитывающие этот «стык» отраслей и возможностей, комплексность желаний клиента, только за счет этого завоевывают часть рынка. Например, некая Интернет-компания, оценив рынок мобильной связи и его стремительное развитие, а также поняв, что главный «потребитель» SMS -игр и мелодий с сайтов — подросток, любящий играть в компьютерные игры, создала виртуальную игру, которая ведется через SMS -сообщения, одним этим решением заняв нишу на развивающемся рынке и заработав на этом приличные деньги [15, c. 24].

       Интересно, что сейчас зарождается еще одно поле конкуренции: мы и Запад.

     С одной стороны, российские компании делают попытки выхода на заграничный рынок. И у нас есть для этого потенциал — слава Богу, не перевелись еще на Руси Левши. Однако одно дело — республика Тува, другое — западный рынок, где российского производителя ждет множество таких незнакомых и чреватых «западней», как стандартизация, сертификация, и где даже незнакомые меры измерения привычной продукции (дюймы, фунты, футы) могут стать серьезной головной болью.

     С другой стороны, вхождение России в ВТО повлечет для зарубежных компаний открытие границ на российский рынок. А это даст не просто волну — настоящее цунами конкуренции, только теперь уже с западными компаниями. И в большинстве отраслей новая конкурентная война будет — увы! — не в пользу россиян. Возможным результатом данного процесса во многих случаях окажется поглощение российских компаний западными. Конечно, российскому потребителю это в конечном счете сулит выигрыш, и вообще процесс может быть очень полезным, например, для финансовых структур и страховых компаний. А может стать «праздником со слезами на глазах» — в частности, для рынка автомобилестроения, который порой уже, кажется, кричит «поглотите нас!» — и абсолютным праздником для российского автовладельца, который устал чинить автомобиль российской сборки, уже приближающийся по цене к уровню иномарки [15, c. 28].

     Многие российские компании уже начали просчитывать способы защиты против такой конкуренции — и весьма преуспели. К примеру, в Питере шесть региональных компаний, которые торгуют российской мебелью, перед «нашествием» на город мебельных центров с Запада сделали сильный ход: в складчину построили торговый центр, где продается именно московская, саратовская, воронежская, ульяновская, томская и ивановская мебель. «В единстве наша сила», как говорили латиноамериканские революционеры!

     Итак, так что же такое конкуренция — благо или зло? И то и другое. С одной стороны, конкуренция по-российски — это пока еще война, жестокость, бескомпромиссность, разборки. Здесь вероятны самые низменные ходы: от хедхантинга, воровства, промышленного шпионажа до черного пиара и недобросовестной рекламы. Но, с другой стороны, конкуренция — благо для конечного потребителя. Она стимулирует компании не застаиваться, находить новые решения, постоянно разрабатывать технические и технологические новинки и, глядя на стиль обслуживания конкурентов, стремиться улучшить качество, не повышая цену товара. Как результат, потребитель получает более качественную продукцию или услуги за те же или даже меньшие деньги, если компании удается еще и сэкономить на издержках.

 

3. Пути совершенствования конкурентных отношений в России  

     В интервью 17 апреля 2010 года газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу [5, c. 6].

     Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач и целей России.

     Представляется, что в настоящее время основная работа по созданию конкурентной среды в экономике России должны вести Министерство образования России, Отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры [5, c. 7].

     Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.

     Концепцию создания конкурентной среды и повышения конкурентоспособности России и Татарстана следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.

     К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее, в России до сих пор отсутствует полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России [6, c. 89].

     Так, одной из основных проблем в создании конкурентной среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями науки, недостаточное применение системного и других научных подходов.

     Существенные  трудности создает неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

     Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и кадров [11, c. 67].

     Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты.

     Серьезные препятствия возникают также  в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих возможностей). Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.

     Очевидно, что построение конкурентной среды  в экономике России возможно только при взаимодействии всех ветвей государственной власти, всех государственных и негосударственных структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России [15, c. 56].

     Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве.

     Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России.

     Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства.

     Не  отличается в лучшую сторону и сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента – все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России [8, c. 78].

     Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.

     Развитие  малого бизнеса должно служить существенным фактором формирования конкурентной среды  в Татарстане. Большинство малых предприятий являются многопрофильными, что повышает их устойчивость на рынке за счет работы на различных его сегментах и внутрипроизводственного перераспределения ресурсов.

     Правительство Татарстана проводит политику развития конкуренции на товарных и финансовых рынках; поддержки предпринимательства; защиты прав потребителей, но эта политика ещё слабо организована.

     Обеспечение единого правового и экономического пространства, создание благоприятных  условий развития конкуренции и предпринимательства – одна из главных целей Татарстана.

     Вхождение Татарии в систему глобальных экономических связей выдвигает  качественно новые задачи перед  российской государственной экономической  политикой в целом, и перед  конкурентной политикой Татарстана в частности [6, c. 34].

     Важную  роль в совершенствовании конкуренции  играет антимонопольное законодательство России.

     В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1 [5, c. 56].

Информация о работе Конкуренция и ее виды