Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:03, контрольная работа
Целью данной работы является анализ конкуренции, её сущности, видов и роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и формы конкуренции;
определить её роль в рыночной экономике и выявить методы конкурентной борьбы;
охарактеризовать условия существования конкуренции: совершенная и несовершенная конкуренция;
изучить виды конкуренции (чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).
Рассмотреть особенности конкуренции в России.
Введение………………………………………………………………………….стр3
Раздел 1. Глава I Сущность и формы конкуренции…………………………...стр.4
Глава II Роль конкуренции в рыночной экономике. Методы конкурентной борьбы………………………………………………………………………........стр.7
2.1 Роль конкуренции в рыночной экономике…………………………….......стр.7
2.2 Методы конкурентной борьбы…………………………………………......стр.8
Глава III Условия существования конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………………………………………….стр.10
Раздел 2. Глава IV Виды конкуренции……………………………………….стр.12
4.1 Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………стр.12
4.2 Чистая монополия………………………………………………………….стр.13
4.3 Монополистическая конкуренция………………………………………...стр.15
4.4 Олигополия…………………………………………………………………стр.17
Раздел 3. Глава V Особенности конкуренции в России……………………..стр.19
Заключение……………………………………………………………………стр.23
Список использованной литературы…………………………………………стр.24
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Глава I Сущность и формы конкуренции…………………………...стр.4
Глава II Роль конкуренции в рыночной
экономике. Методы конкурентной борьбы………………………………………………………………
2.1 Роль конкуренции в рыночной
экономике…………………………….......
2.2 Методы конкурентной борьбы…………
Глава III Условия существования конкуренции.
Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………………………
Раздел 2. Глава IV Виды конкуренции……………………………………….
4.1 Совершенная (чистая) конкуренция………………………………………стр.
4.2 Чистая монополия……………………………………
4.3 Монополистическая конкуренция…
4.4 Олигополия……………………………………………………
Раздел 3. Глава V Особенности конкуренции в России……………………..стр.19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………стр.
ВВЕДЕНИЕ
ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".
Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ - человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.
Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является анализ конкуренции, её сущности, видов и роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
РАЗДЕЛ 1. ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ
Конкуренция (от лат. Concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю; состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;
Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».
В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».
Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Различают три формы конкуренции:
Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.
ГЛАВА II РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
2.1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Конкуренция
выполняет в рыночной экономике важнейшую
функцию - она принуждает производителей
учитывать интересы потребителя, а значит,
и интересы общества в целом. В ходе конкуренции
рынок из множества товаров отбирает только
те, которые нужны потребителям. Именно
их удается продать. Прочие же остаются
невостребованными, и производство их
сокращается. Другими словами, вне конкурентной
среды индивидуум удовлетворяет свои
интересы, не считаясь с чужими. В условиях
же конкуренции единственным способом
реализации собственного интереса становится
учет интересов других лиц. Конкуренция
представляет собой конкретный механизм,
с помощью которого рыночная экономика
решает фундаментальные вопросы Что? Как?
Для кого производить?
Конкуренция имеет
важное значение в жизни общества. Она
стимулирует деятельность самостоятельных
единиц. Через нее товаропроизводители
как бы контролируют друг друга. Их борьба
за потребителя приводит к снижению цен,
уменьшению издержек производства, улучшению
качества продукции, усилению научно-технического
прогресса. В то же время конкуренция обостряет
противоречия экономических интересов,
чрезвычайно усиливает экономическую
дифференциацию в обществе, обусловливает
рост непроизводительных издержек, побуждает
создание монополий. Без административного
вмешательства государственных структур
конкуренция может превратиться в разрушительную
силу для экономики. Для обуздания ее и удержания
на уровне нормального стимулятора экономики
государство в своих законах определяет "правила
игры" соперников. В этих законах фиксируются
права и обязанности производителей и
потребителей продукции, устанавливаются
принципы и гарантии действий участников
конкуренции.
Конкуренция представляет
собой соперничество субъектов хозяйственной
деятельности для достижения наиболее
высоких результатов в своих интересах.
Поэтому конкуренция существует везде,
где между субъектами возникает соперничество
по обеспечению своих интересов. Как экономический
закон конкуренция выражает причинно
- следственную связь между интересами
субъектов хозяйствования к соперничеству
и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке производители
постоянно стремятся снизить свои производственные
затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате
повышается производительность, снижаются
издержки и компания получает возможность
уменьшить цены. Конкуренция также побуждает
производителей улучшать качество товаров
и постоянно увеличивать разнообразие
предлагаемых товаров и услуг. Таким образом
производители вынуждены постоянно бороться
с конкурентами за покупателей на рынке
сбыта путём расширения и улучшения ассортимента
высококачественных товаров и услуг, предлагаемых
по более низким ценам. От этого выигрывает
потребитель. Исторически конкуренция
возникла в условиях простого товарного
производства. Каждый мелкий производитель
в процессе конкуренции стремился создать
для себя наиболее выгодные условия производства
и сбыта товаров в ущерб остальным участникам
рыночного обмена. По мере усиления зависимости
мелких товаропроизводителей от рынка
и рыночных колебаний цен на производимые
ими товары и обостряется конкурентная
борьба.
Информация о работе Конкуренция и её роль в рыночной экономике